Еще раз о ценностях
Сегодня все чаще можно столкнуться с тем, что молодежь не знает выдающихся соотечественников: писателей, полководцев, художников и музыкантов. Вчерашние школьники часто путаются даже в важнейших датах и событиях, когда-то перевернувших нашу страну. Вряд ли эту проблему можно полностью «переложить на плечи» системы образования, скорее, это общая проблема социума, и церковного в том числе. Чтобы поделиться опытом преподавания Основ православной культуры, более 70 учителей собрались при Софийском (Вознесенском) соборе Царского Села.
Раздел: ГЛОБУС ЕПАРХИИ
Сегодня все чаще можно столкнуться с тем, что молодежь не знает выдающихся соотечественников: писателей, полководцев, художников и музыкантов. Вчерашние школьники часто путаются даже в важнейших датах и событиях, когда-то перевернувших нашу страну. Вряд ли эту проблему можно полностью «переложить на плечи» системы образования, скорее, это общая проблема социума, и церковного в том числе. Чтобы поделиться опытом преподавания Основ православной культуры, более 70 учителей собрались при Софийском (Вознесенском) соборе Царского Села.
Круглый стол по теме «Реализация концепции духовно-нравственного развития и воспитания школьников», на который собрались учителя из Санкт-Петербурга, Ленинградской области и Новгорода, состоялся в воскресной школе Софийского собора. Встреча проходила в рамках Межрегиональной научно–практической конференции «Воспитание: парадигмы, стратегия, практика», организованной при поддержке Академии постдипломного педагогического образования и Отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии.
На встрече учителя смогли поделиться опытом и обсудить острые вопросы преподавания предмета. Выбор модуля предмета «Основы религиозных культур и светской этики», включающий в себя шесть направлений, оказался неоднородным. 33% учащихся четырех классов Пушкинского района выбрали Основы православной культуры, а в Колпинском районе ОПК предпочли только 8% учеников. Интересно, что в Ленинградской области в целом этот предмет выбрали 60% школьников. Для сравнения, в Новгороде курс ОПК выбрали 90% учащихся. В некоторых районах Санкт-Петербурга предмет оказался вовсе невостребованным.
От чего зависят предпочтения родителей? Можно ли изменить эту ситуацию? Как объяснить цель преподавания ОПК? Зачем этот предмет нужен неверующим людям? Эти и другие вопросы задавали за круглым столом.
— Новый предмет непонятен ни родителям, ни учителям, — это сейчас появилось разнообразие в учебных пособиях (три учебника и диск), а начинать было сложно, — рассказала методист по религиозному образованию от Царскосельского благочиния Светлана Тимченко. — Высокий процент выбора предмета мы наблюдаем в тех школах, где священнослужители проводили предварительные беседы с родителями и учителями. Объясняли, с чего стоит начинать, как выстроить структуру урока, как вести себя с детьми на этих предметах.
— Конечно, в основном уроки посещают дети из верующих семей, — отметила учитель словесности гимназии № 67 Петроградского района СПб Наталия Хлебович. — Но родители остальных детей видят, что наши уроки не напоминают собрания секты, мы не навязываем веру, а лишь объясняем азы нашего духовного наследия. Поэтому отношение к предмету меняется, постепенно пропадает настороженность.
Организаторы круглого стола подчеркнули культурологический аспект ОПК: без знания христианской культуры невозможно понять великие произведения классиков мировой литературы, искусства, архитектуры. Поэтому Основы православной культуры необходимы для того, чтобы быть образованным человеком.
— Как говорят учителя, детям христианская культура интересна, — поделился иерей Александр Антонов, руководитель Отдела по религиозному образованию и катехизации Царскосельского благочиния. — На вопрос во время урока, для чего нужно изучать ОПК дети ответили: чтобы знать то, что было до нас, и понимать свою религию и традиции, понимать, в кого мы верим и зачем.
«Русских победить невозможно, но можно привить им ложные ценности, тогда они победят себя сами», — говорил Отто фон Бисмарк, первый рейхсканцлер Германской империи. Пока что родители делают свой выбор за детей, но, возможно, впоследствии дети будут благодарны за этот выбор.
Екатерина Самойленко