Епархия, твой ход!

На электронном экране большая черно-белая доска, по которой, следуя замыслу шахматного мастера, двигаются пешки, кони, ладьи… Что может быть загадочнее этих передвижений? Разве что музыка Шнитке, негромко звучащая при этом. Но причем тут Шнитке? И почему мастер в рясе? Какая связь между шахматами и Церковью?
Раздел: Проект
Епархия, твой ход!
Отец Димитрий Дмитриев
Журнал: № 11 (ноябрь) 2014Страницы: 34-37 Автор: Тимур ЩукинФотограф: Станислав Марченко Опубликовано: 31 октября 2014
На электронном экране большая черно-белая доска, по которой, следуя замыслу шахматного мастера, двигаются пешки, кони, ладьи… Что может быть загадочнее этих передвижений? Разве что музыка Шнитке, негромко звучащая при этом. Но причем тут Шнитке? И почему мастер в рясе? Какая связь между шахматами и Церковью? Такими вопросами задались и мы, посмотрев на шахматный перформанс иерея Димитрия Дмитриева в музее нонконформистского искусства на Пушкинской, 10. Чтобы узнать ответы, мы побывали в храме Богоявления
на Гутуевском острове
, в «спортивном» отделе Санкт-Петербургской епархии и в клубе «Шахматный» Василеостровского района.

Без кубков никто не уйдет

— Почему шахматы? — переспрашивает заместитель отдела по взаимодействию со спортивными организациями иерей Георгий Христич. — А почему бы и нет? У нас есть футбол, мы сотрудничаем со спортсменами-борцами, а ничего, связанного с шахматами, до сих пор не было. Хотя многие священники и прихожане неплохо играют. У нас в семинарии были так называемые «всестуденческие турниры», в которых, впрочем, принимали участие не только семинаристы, но и преподаватели, например отец Владимир Мустафин. И межвузовская ассоциация «Покров» устраивала шахматный турнир, куда приглашала священников и христианскую молодежь. В общем, потребность назрела, так что по благословению председателя нашего отдела епископа Царскосельского Маркелла было решено провести первенство епархии.

Для отца Георгия Христича шахматы стали вторым увлечением наряду с футболом
Для отца Георгия Христича шахматы стали вторым увлечением наряду с футболом

Турнир будет состоять из двух секций: для мирян и для священников. В первой, в частности, примут участие члены православных молодежных общин Санкт-Петербурга. Организаторы подошли к подготовке турнира со всей серьезностью: для соревнований закуплены комплекты стаунтоновского набора, — это шахматы, выполненные в дизайне, который с конца XIX века считается стандартным и рекомендуется Международной шахматной федерацией, а названы они так в честь великого английского шахматиста Говарда Стаунтона. Судьями станут отец Георгий Христич; арбитр 2-й категории Денис Шипулин; женский международный мастер Мария Бутук и кандидат в мастера спорта по шахматам, клирик храма Богоявления на Гутуевском острове иерей Димитрий Дмитриев.

Первоначально предполагалось, что турнир будет проходить по олимпийской системе: участники разбиваются на пары, играют между собой, победители вновь разбиваются на пары — и так до финала. Но затем от такой схемы отказались: один матч сыграл — и тут же вылетел, совсем грустно получается. Сошлись на идее кругового турнира, где каждый играет с каждым матч по 10–15 минут. Конечно, будут победители и проигравшие, но без памятных кубков не уйдет никто.


Первый епархиальный шахматный турнир

2 ноября, 17:00
Секция для мирян: КД «Глагол», Невский пр., д. 177
Секция для клириков: «ФЕОцентр», ул. Миргородская, д. 1
Предварительная регистрация обязательна!
Подробнее: vk.com/id185003434, тел. 8 (904) 645-26-31

 

Отдать, чтобы найти

Священник Димитрий Дмитриев увлекся шахматами еще в детстве: отец поставил «детский мат», и маленький Дима, следуя тезису «Шахматы воспитывают волю» (очень уж хотелось победить!), стал стремиться отца переиграть. А тут и бабушка подарила «Отдать, чтобы найти» В. Зака и Я. Длуголенского — замечательную детскую книгу о том, что можно пожертвовать фигурой, но зато выиграть в развитии, получить возможность атаки на короля. Теоретический подход позволил одержать жизненно важную победу. И, что еще важнее, с тех пор для отца Димитрия тезис «Главное — развитие» стал основным шахматным (он из тех игроков, что предпочитает атаку нападению) и жизненным принципом. Он признается, что шахматы помогают ему и на стезе священнослужителя.

— Шахматы — хорошая школа, — считает отец Димитрий. — Например, они учат правилам дискуссии. Не всегда полезно выдавать все «убойные» тезисы сразу, иногда лучше убедить оппонента в чем-нибудь второстепенном и, казалось бы, малозначительном, а затем атаковать его с подготовленных позиций. Это абсолютно шахматная логика «промежуточного хода», который позволяет извлечь дополнительные выгоды из и без того выгодной позиции. Еще шахматы помогают понять, что будь ты хоть семи пядей во лбу, у тебя не всё под контролем. Ведь если даже в шахматной партии, при самом лучшем раскладе, какой-нибудь новичок может придумать остроумный, не предусмотренный тобой ход, и все твои замыслы посыплются, то в жизни, которая куда сложнее шахмат, тебе совсем уж мало что подвластно. Ты строишь курс своей семьи, планируешь жизнь церковной общины, — но всё может перевернуться, пойти не так, как ты задумал, потому что есть Высшие силы.

Отец Димитрий Дмитриев (слева) мог сделать шахматную карьеру, но выбрал служение священника.
Отец Димитрий Дмитриев (слева) мог сделать шахматную карьеру, но выбрал служение священника.


Изобретение индусов помогает и в миссионерской деятельности. Нередко партии отца Димитрия на разных городских площадках становятся проповедью: в Шахматном клубе Василеостровского района, например, или в уже упомянутом музее нонконформистского искусства — ведь туда приходят далекие от Церкви люди, а образ священника — всегда повод задать вопрос о вере и Боге…

Ну а все-таки, почему же Шнитке? Три профессиональных шахматиста — Павел Лагашин, Николай Маевский и отец Димитрий Дмитриев — решили публично разобрать одну из знаменитых партий Гарри Каспарова с Веселином Топаловым. Но Павел не только ходил за черных, но и озвучивал свои ходы игрой на флейте, а играющий белыми Николай — воспроизводил на фортепиано как комментарий мелодии Альфреда Шнитке. Отец Димитрий эту симфонию комментировал. Вот такое получилось музыкально-философское осмысление чисто математического шахматного творчества. Действо продолжалось не более 15 минут, чего не сказать о стихийно начавшейся после него дискуссии. Приглашенные на встречу преподаватели Философского факультета СПбГУ, а также случайные зрители увлеченно спорили: где общий корень музыкального и логического творчества — не в духовной ли составляющей человека? Гений и злодейство, Кандинский и иконопись, сакральное и профанное — вот на какие темы вывела собеседников эта шахматная партия. Может быть, кто-то из участников пойдет дальше разговоров?

Холодная забава?

Введя в интернет-поисковике имя «Мария Бутук», легко обнаружить красивую молодую девушку, студентку Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, чемпионку города по шахматам, игрока международного уровня, тренера по шахматам в Научно-исследовательском центре эволюции человека и преподавателя в лицее № 597.

Для Марии Бутук шахматы — и хобби, и работа, и повод для общения с единомышленниками
Для Марии Бутук шахматы — и хобби, и работа, и повод для общения с единомышленниками

— Шахматистам присуща хорошая память, ясный ум, способность даже в обычной жизни рассчитывать события далеко вперед, — уверена Мария Бутук. — А детям это важно для воспитания усидчивости, ответственности за свои действия. Многие родители подтверждают, что с момента знакомства с шахматами дети меняются в лучшую сторону.

Правда, есть мнение, что мышление шахматиста однобоко: как у некоторых спортсменов разрабатываются «нужные» группы мышц, у шахматиста развивается только один тип мышления, только один сектор интеллекта, а все остальные атрофируются. Помните у Набокова: «…игра в шахматы — холодная забава, которая сушит и развращает мысль, и что страстный шахматист так же нелеп, как сумасшедший, изобретающий перпетуум мобиле или считающий камушки на пустынном берегу океана». Так это или нет?

— Мне всегда казалось, что шахматы — как интеллектуальный вид спорта — обязывают игроков соответствовать уровню и быть всесторонне развитыми и эрудированными, — говорит Мария Бутук. — Конечно, чтобы добиться серьезных результатов в любом виде спорта, необходимо интенсивно работать. Но в отличие от физических тренировок, и после многочасовых занятий за шахматной доской остаются силы на что-нибудь еще. Например, известный гроссмейстер и президент Ассоциации шахматных профессионалов Эмиль Сутовский играет турниры на высоком уровне, участвует в общественной деятельности, воспитывает двоих детей, прекрасно поет и играет на фортепиано, владеет пятью языками, многолетний игрок клуба «Что? Где? Когда?» и многое-многое другое.

Мария Бутук и сама совершенно не укладывается в образ шахматного «синего чулка». Она любит читать, изучает иностранные языки, путешествует, рисует, играет в теннис и даже может уложить вас на лопатки специальным приемчиком. А еще она внештатный фотограф храма Смоленской иконы Божией Матери на Васильевском острове и член приходского молодежного клуба.

— Спортивные успехи или неудачи могут привести к Богу или наоборот оттолкнуть от Него. Но дело все-таки не в игре, а в личном решении, — уверена Мария. — Мой опыт прихода в Церковь с шахматами никак не связан. В 31-й больнице, где долгие месяцы лежала моя мама, мы вместе с ней посещали домовый храм святых мучеников и бессребреников Космы и Дамиана, в котором служил протоиерей Богдан Жук. Мама выздоровела, но мы с отцом Богданом не расстались. Поскольку он клирик Смоленского храма, мы теперь — его прихожане.

Ход конем

Священник Димитрий Дмитриев считает, что интеллектуальное состязание — шанс увидеть своего ближнего, потому что в игре ты учишься уважать чужое мнение. Через мысленный диалог, благодаря желанию понять соперника, ты — как говорят некоторые современные философы — «прорываешься к Другому».

Кроме того чтобы совершенствоваться, шахматисту необходимо научиться проигрывать. Хорошие тренеры говорят: профессионал должен проиграть не менее тридцати партий на высоком уровне, прежде чем что-то начнет понимать. Шахматист узнает — конечно, если производит работу над ошибками — о новых игровых схемах, новых возможностях защиты и нападения. «Учиться проигрывать» на языке христианской аскетики — значит учиться смиряться.



— Мы хотим провести турнир хотя бы для того, чтобы понять, насколько шахматы популярны среди православных петербуржцев, — говорит отец Димитрий. — Возможно, эти соревнования станут ежегодными. Может быть, получится организовать детские соревнования, — тем более что у нас есть связи с различными детско-юношескими шахматными клубами. Но главное — избитая фраза о том, что в спорте важна не победа, а участие, для христианина должна приобрести новое звучание: всё, что христиане делают вместе, они делают для созидания общины, для вычерчивания не только мистических, но и реальных, зримых горизонтальных связей.

Вот такой вот ход конем. И в шахматах, и в церковной жизни главное — личная инициатива, безостановочное развитие и желание встретить Другого.


Поделиться

Другие статьи из рубрики "Проект"