Епархия, твой ход!
На электронном экране большая черно-белая доска, по которой, следуя замыслу шахматного мастера, двигаются пешки, кони, ладьи… Что может быть загадочнее этих передвижений? Разве что музыка Шнитке, негромко звучащая при этом. Но причем тут Шнитке? И почему мастер в рясе? Какая связь между шахматами и Церковью?
Раздел: Проект
Отец Димитрий Дмитриев
Журнал: № 11 (ноябрь) 2014Страницы: 34-37 Автор: Тимур ЩукинФотограф: Станислав Марченко Опубликовано: 31 октября 2014
На электронном экране большая черно-белая доска, по которой, следуя замыслу шахматного мастера, двигаются пешки, кони, ладьи… Что может быть загадочнее этих передвижений? Разве что музыка Шнитке, негромко звучащая при этом. Но причем тут Шнитке? И почему мастер в рясе? Какая связь между шахматами и Церковью? Такими вопросами задались и мы, посмотрев на шахматный перформанс иерея Димитрия Дмитриева в музее нонконформистского искусства на Пушкинской, 10. Чтобы узнать ответы, мы побывали в храме Богоявления
на Гутуевском острове, в «спортивном» отделе Санкт-Петербургской епархии и в клубе «Шахматный» Василеостровского района.
Турнир будет состоять из двух секций: для мирян и для священников. В первой, в частности, примут участие члены православных молодежных общин Санкт-Петербурга. Организаторы подошли к подготовке турнира со всей серьезностью: для соревнований закуплены комплекты стаунтоновского набора, — это шахматы, выполненные в дизайне, который с конца XIX века считается стандартным и рекомендуется Международной шахматной федерацией, а названы они так в честь великого английского шахматиста Говарда Стаунтона. Судьями станут отец Георгий Христич; арбитр 2-й категории Денис Шипулин; женский международный мастер Мария Бутук и кандидат в мастера спорта по шахматам, клирик храма Богоявления на Гутуевском острове иерей Димитрий Дмитриев.
Первоначально предполагалось, что турнир будет проходить по олимпийской системе: участники разбиваются на пары, играют между собой, победители вновь разбиваются на пары — и так до финала. Но затем от такой схемы отказались: один матч сыграл — и тут же вылетел, совсем грустно получается. Сошлись на идее кругового турнира, где каждый играет с каждым матч по 10–15 минут. Конечно, будут победители и проигравшие, но без памятных кубков не уйдет никто.
Первый епархиальный шахматный турнир
2 ноября, 17:00
Секция для мирян: КД «Глагол», Невский пр., д. 177
Секция для клириков: «ФЕОцентр», ул. Миргородская, д. 1
Предварительная регистрация обязательна!
Подробнее: vk.com/id185003434, тел. 8 (904) 645-26-31
— Шахматы — хорошая школа, — считает отец Димитрий. — Например, они учат правилам дискуссии. Не всегда полезно выдавать все «убойные» тезисы сразу, иногда лучше убедить оппонента в чем-нибудь второстепенном и, казалось бы, малозначительном, а затем атаковать его с подготовленных позиций. Это абсолютно шахматная логика «промежуточного хода», который позволяет извлечь дополнительные выгоды из и без того выгодной позиции. Еще шахматы помогают понять, что будь ты хоть семи пядей во лбу, у тебя не всё под контролем. Ведь если даже в шахматной партии, при самом лучшем раскладе, какой-нибудь новичок может придумать остроумный, не предусмотренный тобой ход, и все твои замыслы посыплются, то в жизни, которая куда сложнее шахмат, тебе совсем уж мало что подвластно. Ты строишь курс своей семьи, планируешь жизнь церковной общины, — но всё может перевернуться, пойти не так, как ты задумал, потому что есть Высшие силы.
Изобретение индусов помогает и в миссионерской деятельности. Нередко партии отца Димитрия на разных городских площадках становятся проповедью: в Шахматном клубе Василеостровского района, например, или в уже упомянутом музее нонконформистского искусства — ведь туда приходят далекие от Церкви люди, а образ священника — всегда повод задать вопрос о вере и Боге…
Ну а все-таки, почему же Шнитке? Три профессиональных шахматиста — Павел Лагашин, Николай Маевский и отец Димитрий Дмитриев — решили публично разобрать одну из знаменитых партий Гарри Каспарова с Веселином Топаловым. Но Павел не только ходил за черных, но и озвучивал свои ходы игрой на флейте, а играющий белыми Николай — воспроизводил на фортепиано как комментарий мелодии Альфреда Шнитке. Отец Димитрий эту симфонию комментировал. Вот такое получилось музыкально-философское осмысление чисто математического шахматного творчества. Действо продолжалось не более 15 минут, чего не сказать о стихийно начавшейся после него дискуссии. Приглашенные на встречу преподаватели Философского факультета СПбГУ, а также случайные зрители увлеченно спорили: где общий корень музыкального и логического творчества — не в духовной ли составляющей человека? Гений и злодейство, Кандинский и иконопись, сакральное и профанное — вот на какие темы вывела собеседников эта шахматная партия. Может быть, кто-то из участников пойдет дальше разговоров?
— Шахматистам присуща хорошая память, ясный ум, способность даже в обычной жизни рассчитывать события далеко вперед, — уверена Мария Бутук. — А детям это важно для воспитания усидчивости, ответственности за свои действия. Многие родители подтверждают, что с момента знакомства с шахматами дети меняются в лучшую сторону.
Правда, есть мнение, что мышление шахматиста однобоко: как у некоторых спортсменов разрабатываются «нужные» группы мышц, у шахматиста развивается только один тип мышления, только один сектор интеллекта, а все остальные атрофируются. Помните у Набокова: «…игра в шахматы — холодная забава, которая сушит и развращает мысль, и что страстный шахматист так же нелеп, как сумасшедший, изобретающий перпетуум мобиле или считающий камушки на пустынном берегу океана». Так это или нет?
— Мне всегда казалось, что шахматы — как интеллектуальный вид спорта — обязывают игроков соответствовать уровню и быть всесторонне развитыми и эрудированными, — говорит Мария Бутук. — Конечно, чтобы добиться серьезных результатов в любом виде спорта, необходимо интенсивно работать. Но в отличие от физических тренировок, и после многочасовых занятий за шахматной доской остаются силы на что-нибудь еще. Например, известный гроссмейстер и президент Ассоциации шахматных профессионалов Эмиль Сутовский играет турниры на высоком уровне, участвует в общественной деятельности, воспитывает двоих детей, прекрасно поет и играет на фортепиано, владеет пятью языками, многолетний игрок клуба «Что? Где? Когда?» и многое-многое другое.
Мария Бутук и сама совершенно не укладывается в образ шахматного «синего чулка». Она любит читать, изучает иностранные языки, путешествует, рисует, играет в теннис и даже может уложить вас на лопатки специальным приемчиком. А еще она внештатный фотограф храма Смоленской иконы Божией Матери на Васильевском острове и член приходского молодежного клуба.
— Спортивные успехи или неудачи могут привести к Богу или наоборот оттолкнуть от Него. Но дело все-таки не в игре, а в личном решении, — уверена Мария. — Мой опыт прихода в Церковь с шахматами никак не связан. В 31-й больнице, где долгие месяцы лежала моя мама, мы вместе с ней посещали домовый храм святых мучеников и бессребреников Космы и Дамиана, в котором служил протоиерей Богдан Жук. Мама выздоровела, но мы с отцом Богданом не расстались. Поскольку он клирик Смоленского храма, мы теперь — его прихожане.
Кроме того чтобы совершенствоваться, шахматисту необходимо научиться проигрывать. Хорошие тренеры говорят: профессионал должен проиграть не менее тридцати партий на высоком уровне, прежде чем что-то начнет понимать. Шахматист узнает — конечно, если производит работу над ошибками — о новых игровых схемах, новых возможностях защиты и нападения. «Учиться проигрывать» на языке христианской аскетики — значит учиться смиряться.
— Мы хотим провести турнир хотя бы для того, чтобы понять, насколько шахматы популярны среди православных петербуржцев, — говорит отец Димитрий. — Возможно, эти соревнования станут ежегодными. Может быть, получится организовать детские соревнования, — тем более что у нас есть связи с различными детско-юношескими шахматными клубами. Но главное — избитая фраза о том, что в спорте важна не победа, а участие, для христианина должна приобрести новое звучание: всё, что христиане делают вместе, они делают для созидания общины, для вычерчивания не только мистических, но и реальных, зримых горизонтальных связей.
Вот такой вот ход конем. И в шахматах, и в церковной жизни главное — личная инициатива, безостановочное развитие и желание встретить Другого.
на Гутуевском острове, в «спортивном» отделе Санкт-Петербургской епархии и в клубе «Шахматный» Василеостровского района.
Без кубков никто не уйдет
— Почему шахматы? — переспрашивает заместитель отдела по взаимодействию со спортивными организациями иерей Георгий Христич. — А почему бы и нет? У нас есть футбол, мы сотрудничаем со спортсменами-борцами, а ничего, связанного с шахматами, до сих пор не было. Хотя многие священники и прихожане неплохо играют. У нас в семинарии были так называемые «всестуденческие турниры», в которых, впрочем, принимали участие не только семинаристы, но и преподаватели, например отец Владимир Мустафин. И межвузовская ассоциация «Покров» устраивала шахматный турнир, куда приглашала священников и христианскую молодежь. В общем, потребность назрела, так что по благословению председателя нашего отдела епископа Царскосельского Маркелла было решено провести первенство епархии.Турнир будет состоять из двух секций: для мирян и для священников. В первой, в частности, примут участие члены православных молодежных общин Санкт-Петербурга. Организаторы подошли к подготовке турнира со всей серьезностью: для соревнований закуплены комплекты стаунтоновского набора, — это шахматы, выполненные в дизайне, который с конца XIX века считается стандартным и рекомендуется Международной шахматной федерацией, а названы они так в честь великого английского шахматиста Говарда Стаунтона. Судьями станут отец Георгий Христич; арбитр 2-й категории Денис Шипулин; женский международный мастер Мария Бутук и кандидат в мастера спорта по шахматам, клирик храма Богоявления на Гутуевском острове иерей Димитрий Дмитриев.
Первоначально предполагалось, что турнир будет проходить по олимпийской системе: участники разбиваются на пары, играют между собой, победители вновь разбиваются на пары — и так до финала. Но затем от такой схемы отказались: один матч сыграл — и тут же вылетел, совсем грустно получается. Сошлись на идее кругового турнира, где каждый играет с каждым матч по 10–15 минут. Конечно, будут победители и проигравшие, но без памятных кубков не уйдет никто.
Первый епархиальный шахматный турнир
2 ноября, 17:00
Секция для мирян: КД «Глагол», Невский пр., д. 177
Секция для клириков: «ФЕОцентр», ул. Миргородская, д. 1
Предварительная регистрация обязательна!
Подробнее: vk.com/id185003434, тел. 8 (904) 645-26-31
Отдать, чтобы найти
Священник Димитрий Дмитриев увлекся шахматами еще в детстве: отец поставил «детский мат», и маленький Дима, следуя тезису «Шахматы воспитывают волю» (очень уж хотелось победить!), стал стремиться отца переиграть. А тут и бабушка подарила «Отдать, чтобы найти» В. Зака и Я. Длуголенского — замечательную детскую книгу о том, что можно пожертвовать фигурой, но зато выиграть в развитии, получить возможность атаки на короля. Теоретический подход позволил одержать жизненно важную победу. И, что еще важнее, с тех пор для отца Димитрия тезис «Главное — развитие» стал основным шахматным (он из тех игроков, что предпочитает атаку нападению) и жизненным принципом. Он признается, что шахматы помогают ему и на стезе священнослужителя.— Шахматы — хорошая школа, — считает отец Димитрий. — Например, они учат правилам дискуссии. Не всегда полезно выдавать все «убойные» тезисы сразу, иногда лучше убедить оппонента в чем-нибудь второстепенном и, казалось бы, малозначительном, а затем атаковать его с подготовленных позиций. Это абсолютно шахматная логика «промежуточного хода», который позволяет извлечь дополнительные выгоды из и без того выгодной позиции. Еще шахматы помогают понять, что будь ты хоть семи пядей во лбу, у тебя не всё под контролем. Ведь если даже в шахматной партии, при самом лучшем раскладе, какой-нибудь новичок может придумать остроумный, не предусмотренный тобой ход, и все твои замыслы посыплются, то в жизни, которая куда сложнее шахмат, тебе совсем уж мало что подвластно. Ты строишь курс своей семьи, планируешь жизнь церковной общины, — но всё может перевернуться, пойти не так, как ты задумал, потому что есть Высшие силы.
Изобретение индусов помогает и в миссионерской деятельности. Нередко партии отца Димитрия на разных городских площадках становятся проповедью: в Шахматном клубе Василеостровского района, например, или в уже упомянутом музее нонконформистского искусства — ведь туда приходят далекие от Церкви люди, а образ священника — всегда повод задать вопрос о вере и Боге…
Ну а все-таки, почему же Шнитке? Три профессиональных шахматиста — Павел Лагашин, Николай Маевский и отец Димитрий Дмитриев — решили публично разобрать одну из знаменитых партий Гарри Каспарова с Веселином Топаловым. Но Павел не только ходил за черных, но и озвучивал свои ходы игрой на флейте, а играющий белыми Николай — воспроизводил на фортепиано как комментарий мелодии Альфреда Шнитке. Отец Димитрий эту симфонию комментировал. Вот такое получилось музыкально-философское осмысление чисто математического шахматного творчества. Действо продолжалось не более 15 минут, чего не сказать о стихийно начавшейся после него дискуссии. Приглашенные на встречу преподаватели Философского факультета СПбГУ, а также случайные зрители увлеченно спорили: где общий корень музыкального и логического творчества — не в духовной ли составляющей человека? Гений и злодейство, Кандинский и иконопись, сакральное и профанное — вот на какие темы вывела собеседников эта шахматная партия. Может быть, кто-то из участников пойдет дальше разговоров?
Холодная забава?
Введя в интернет-поисковике имя «Мария Бутук», легко обнаружить красивую молодую девушку, студентку Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, чемпионку города по шахматам, игрока международного уровня, тренера по шахматам в Научно-исследовательском центре эволюции человека и преподавателя в лицее № 597.— Шахматистам присуща хорошая память, ясный ум, способность даже в обычной жизни рассчитывать события далеко вперед, — уверена Мария Бутук. — А детям это важно для воспитания усидчивости, ответственности за свои действия. Многие родители подтверждают, что с момента знакомства с шахматами дети меняются в лучшую сторону.
Правда, есть мнение, что мышление шахматиста однобоко: как у некоторых спортсменов разрабатываются «нужные» группы мышц, у шахматиста развивается только один тип мышления, только один сектор интеллекта, а все остальные атрофируются. Помните у Набокова: «…игра в шахматы — холодная забава, которая сушит и развращает мысль, и что страстный шахматист так же нелеп, как сумасшедший, изобретающий перпетуум мобиле или считающий камушки на пустынном берегу океана». Так это или нет?
— Мне всегда казалось, что шахматы — как интеллектуальный вид спорта — обязывают игроков соответствовать уровню и быть всесторонне развитыми и эрудированными, — говорит Мария Бутук. — Конечно, чтобы добиться серьезных результатов в любом виде спорта, необходимо интенсивно работать. Но в отличие от физических тренировок, и после многочасовых занятий за шахматной доской остаются силы на что-нибудь еще. Например, известный гроссмейстер и президент Ассоциации шахматных профессионалов Эмиль Сутовский играет турниры на высоком уровне, участвует в общественной деятельности, воспитывает двоих детей, прекрасно поет и играет на фортепиано, владеет пятью языками, многолетний игрок клуба «Что? Где? Когда?» и многое-многое другое.
Мария Бутук и сама совершенно не укладывается в образ шахматного «синего чулка». Она любит читать, изучает иностранные языки, путешествует, рисует, играет в теннис и даже может уложить вас на лопатки специальным приемчиком. А еще она внештатный фотограф храма Смоленской иконы Божией Матери на Васильевском острове и член приходского молодежного клуба.
— Спортивные успехи или неудачи могут привести к Богу или наоборот оттолкнуть от Него. Но дело все-таки не в игре, а в личном решении, — уверена Мария. — Мой опыт прихода в Церковь с шахматами никак не связан. В 31-й больнице, где долгие месяцы лежала моя мама, мы вместе с ней посещали домовый храм святых мучеников и бессребреников Космы и Дамиана, в котором служил протоиерей Богдан Жук. Мама выздоровела, но мы с отцом Богданом не расстались. Поскольку он клирик Смоленского храма, мы теперь — его прихожане.
Ход конем
Священник Димитрий Дмитриев считает, что интеллектуальное состязание — шанс увидеть своего ближнего, потому что в игре ты учишься уважать чужое мнение. Через мысленный диалог, благодаря желанию понять соперника, ты — как говорят некоторые современные философы — «прорываешься к Другому».Кроме того чтобы совершенствоваться, шахматисту необходимо научиться проигрывать. Хорошие тренеры говорят: профессионал должен проиграть не менее тридцати партий на высоком уровне, прежде чем что-то начнет понимать. Шахматист узнает — конечно, если производит работу над ошибками — о новых игровых схемах, новых возможностях защиты и нападения. «Учиться проигрывать» на языке христианской аскетики — значит учиться смиряться.
— Мы хотим провести турнир хотя бы для того, чтобы понять, насколько шахматы популярны среди православных петербуржцев, — говорит отец Димитрий. — Возможно, эти соревнования станут ежегодными. Может быть, получится организовать детские соревнования, — тем более что у нас есть связи с различными детско-юношескими шахматными клубами. Но главное — избитая фраза о том, что в спорте важна не победа, а участие, для христианина должна приобрести новое звучание: всё, что христиане делают вместе, они делают для созидания общины, для вычерчивания не только мистических, но и реальных, зримых горизонтальных связей.
Вот такой вот ход конем. И в шахматах, и в церковной жизни главное — личная инициатива, безостановочное развитие и желание встретить Другого.