ЭКО-РЕЛИГИЯ
от редакции
Природу надо беречь. С таким убеждением воспитывалось большинство из нас.
Раздел: От редакции
Журнал: № 10 (октябрь) 2011 Опубликовано:
Природу надо беречь. С таким убеждением воспитывалось большинство из нас. «Не разводи костер в лесу», «не ломай кусты и деревья», «не бросай в птиц камни»… — говорили нам родители. На своем казенном языке вторили им плакаты на обочинах лесных дорожек. Как и все прочие стороны жизни в Советском Союзе, защита природы была в компетенции государственных структур. Они были ответственны за чистоту пяти природных стихий и за то, насколько развито у советского человека экологическое мышление.
Удалось ли нашим родителям и советской пропаганде достичь нужного эффекта?.. «Мусор вдоль железной дороги, ползущий по жующему лесу…» Знакомую картину рисует строка из песни Шевчука. Что может быть неприятней замусоренной лужайки? Если вы часто ездите за город, то со временем вам приходится выбирать для пикника все более отдаленные места. Почему? Отдыхающие облюбовали квадрат на удобном берегу озера — значит, скоро там появятся незаживающие пятна кострищ и бесстыдно глазеющие из кустов горы мусора.
А если мы включим телевизор, напишем в интернет-поисковике слово «экология», сколько таких «пятен» и «гор» откроется нашему взору! Природа кричит и просит нас о защите, а порой угрожает нам. Мы вырубаем и везем лес в Европу, где его и так много: европейцы берегут «легкие мира», а россияне — нет. Мы дышим жутким воздухом, умудряясь говорить о его чистоте. Пьем бутылочную воду, потому что настоящая вода перестала быть водой. Прекрасное Аральское море превращено в лужу, а в песках красуются разрушенные корабли. Можно продолжать до бесконечности эти грустные примеры…
Почему люди мусорят, выставляют из дома больных животных, осушают реки, отравляют почву? По той же причине, по какой они убивают, воруют, обманывают. Если ты не чувствуешь или не хочешь чувствовать, что помимо тебя есть нечто другое, отличный от тебя субъект бытия, как ты определишь границу дозволенного поступка? Если человек для тебя ничего не значит, ты можешь поступить с ним как угодно. Если красота мира не является ценностью, тебе не нужно ее беречь.
Впрочем, ценность человек склонен понимать по-разному. «Да, — говорим мы себе, — уважение к природе — нечто важное». Но откуда происходит наше убеждение? Мы можем не делать зла живым существам, потому что так воспитаны. Можем не бросать окурков на тротуар, помня о правилах приличия. Можем не вырубать деревьев из соображений самосохранения. Все это достойные мотивы, но для думающего и тем более верующего человека недостаточные. Связь между homo sapiens и природой, драматургия их взаимоотношений основана на более глубокой и таинственной реальности, описанной не в ежегодных докладах Всемирного фонда защиты природы, а в Священном Писании и предании Церкви. О том, как соотносится правило нашей веры с современной экологической практикой, рассуждают авторы «Воды живой».