Два Валаама Ивана Шмелева

Выставка с таким названием открылась в Библиотеке Российской академии наук.
И. С. Шмелев с супругой и сыном Сергеем. 1917 год
Журнал: № 10 (октябрь) 2023Автор: Александр Клементьев Опубликовано: 30 октября 2023

В сентябре 2023 года Библиотека Российской академии наук (БАН) предварила исполняющееся 3 октября 150-летие русского писателя и православного мыслителя Ивана Сергеевича Шмелёва книжной выставкой «Два Валаама Ивана Шмелёва. 1895–1935», посвятив её и 125-летию публикации его первой книги «На скалах Валаама». В фондах БАН хранятся многочисленные издания текстов Ивана Сергеевича Шмелёва, которые представляют большой интерес для истории русской культуры и Православной Российской Церкви и в отечестве, и за его пределами. 

Летом 1894 года Иван Сергеевич и его супруга Ольга Александровна отправились в достаточно необычное свадебное путешествие в Финляндию — в Спасо-Преображенский монастырь на остров Валаам. Год спустя ничем еще не отметившийся в литературе студент Московского университета завершил свою первую книгу «На скалах Валаама», написанную в жанре репортажа. Она доставила ему определенную известность и стала очень существенным документальным живым свидетельством повседневной жизни общины Валаамского монастыря последних лет XIX века. Прежде Шмелёва только В. И. Немирович-Данченко в книге «Крестьянское царство» подробно рассказал о своих впечатлениях от этой обители.

Книга Шмелёва вышла в 1897 году в Москве небольшим тиражом, но распространение её почти сразу было приостановлено Цензурным комитетом: уж слишком резко и двусмысленно звучали некоторые свидетельства Шмелёва об увиденном на острове, об услышанном от братии и паломников. Некоторые страницы пришлось перепечатывать, книгу заново сброшюровали, и уже в измененном, цензурированном виде она поступила в продажу (цензурное разрешение было получено 16 ноября 1886 г.). Полные доцензурные экземпляры этой книги крайне редки.

Почти через 40 лет, в 1935 году, на отдых в финляндское селение Келломяки приехали из Парижа Борис Константинович и Вера Алексеевна Зайцевы, проведшие десять дней и на Валааме. Они сообщили живущему в Париже Шмелёву о встрече с одним из описанных в его первой книге иноков, после Зайцев подарил ему свою небольшую книжку «Валаам».

Это неожиданное соприкосновение с местом странствий далекой юности и привело, по-видимому, к написанию в 1935–1936 годах новой книги о монастыре и его обитателях, которую Иван Сергеевич посвящает памяти своей спутницы в первом путешествии, умершей 22 июня 1936 года. 15 мая 1937 года предпоследняя глава нового сочинения публикуется в парижской газете «Возрождение». Новая книга печатается в Чехословакии в следующем году в типографии отмечающего в 2023 году свое столетие издательства Русского типографского монашеского братства прп. Иова Почаевского в селе Ладомирова, но, как и первая, не получает широкого распространения.

Иллюстрация к приложению «Спутник на Валаам»
Иллюстрация к приложению «Спутник на Валаам»

Каждый бывавший на Валааме и читавший обе эти книги сам может судить о том, в какой мере переработка материала корректировала первоначальные наблюдения и затенила свежесть и непосредственность рассказа о впечатлениях автора. «Старый Валаам» также написан в столь востребованном в межвоенной Европе и разрабатывавшемся лишь немногими русскими журналистами-путешественниками жанре репортажа, но теперь это еще и странствие в прошлое…

Обе книги представляют известную библиографическую редкость, как и некоторые из других материалов, представленных на выставке. Здесь собраны в первую очередь немногочисленные издания, которыми мог пользоваться И. С. Шмелёв, знакомясь с историей Валаамского монастыря и во время первого путешествия, и при работе над его описанием.

Это, прежде всего, редко встречающийся общий план центральной усадьбы монастыря с указанием назначения всех его строений — «Приложение к „Спутнику на Валаам“. Вид и описание св. обители», изданный в 1886 году в Петербурге А. А. Анниковым. Представлены во всех изданиях все ранние описания обители, могшие служить путеводителями для паломников и путешественников: «Остров Валаам и тамошний монастырь» (1852), «Валаамская обитель» (1886; 1895), наиболее подробный исторический путеводитель «Путешествие на Валаам, во святую обитель, и подробное обозрение всех его достопримечательностей. С 12-ю рисунками» (1892; 1896; 1902) и «Альбом видов Валаамского Спасо-Преображенского монастыря и его скитов», содержащий 34 раскрашенных фотографических изображения видов обители и местностей острова.

Скорее всего, Шмелёву довелось увидеть и роскошный альбом из 26 литографий «Собрание видов местностей острова Валаама, рисованных с натуры художником П. И. Балашовым. Изданное усердием Валаамского настоятеля игумена Дамаскина с братиею. 1863 г.». Это очень известное в свое время издание и сегодня остается лучшим собранием художественных видов острова и Спасо-Преображенской обители.

Кроме того, экспонируются предназначавшиеся для раздачи паломникам листовки со стихотворением монаха Петра Михайлова «О, дивный остров Валаам» во всех трех изданиях, партитура для смешанного хора текста того же стихотворения (1902), путеводитель «Валаамский монастырь. Краткое историческое описание и стихотворение, посвященное сей обители» (1912; 1914 и 1915).

Представлена и первая публикация воспоминаний лично знакомого Шмелёву и Зайцеву весьма известного в Париже бывшего насельника монастыря архимандрита Афанасия Нечаева «Старый Валаам» (Русский паломник. 1990. № № 1 и 2). Рукопись смог отыскать в Валаамском монастыре в Финляндии игумен Герман (Подмошенский), один из основателей «Валаамского общества Америки», возродивший в Калифорнии журнал «Русский паломник», выходящий и сегодня.

Также можно увидеть новейшие публикации валаамских дневников хорошо известных и Шмелёву, и Зайцеву духовного руководителя Русского студенческого христианского движения протоиерея Сергия Четверикова — «Финлянд­ская Фиваида» (Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2022. № 37) и княжны Александры Оболенской, будущей монахини Бландины, — «Самой себе» (Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2023. № 41).

Случилось так, что обращение к судьбе Валаамской обители, на время сблизившее двух талантливых русских писателей, позже навсегда и развело их. Когда в канун Рождества 1939 года Борис Зайцев подготовил известный «Протест против вторжения в Финляндию», к которому присоединились Рахманинов, Бунин, Мережковский, Бердяев, Алданов, Тэффи, Ремизов, то именно автор известного к тому времени всей Европе «Солнца мертвых» Иван Сергеевич Шмелёв, лишь тремя годами ранее воскресивший финляндские впечатления своей юности, к этому протесту присоединиться не пожелал.

Завершают выставку исследование Александра Клементьева и Ольги Скворцовой «Материалы к истории Спасо-Преображенского монастыря на острове Валаам и в местности Папинниеми в Финляндской республике в 1939–1944 гг.» (Екатеринбург, 2018), известный библиографический указатель сочинений И. С. Шмелёва, составленный князем Д. М. Шаховским (Париж, 1980) и многочисленные современные переиздания второй книги о путешествии И.С. Шмелева – «Старый Валаам», сегодня регулярно печатающейся массовыми тиражами. 

Посетить выставку 
можно по адресу:
Санкт-Петербург, 
Биржевая линия, дом 1,
Библиотека Российской академии наук, 2 этаж.
Телефон для справок: 
328–35–92.
Выставка продлится до 30 ноября.


Поделиться

Другие статьи из рубрики "ЧТО ЧИТАТЬ, СЛУШАТЬ, СМОТРЕТЬ"