«Два стула» издательства «Никея»
Сегодня, когда казалось бы бумажная книга всё больше проигрывает электронному тексту, в Москве действует молодое и креативное православное издательство «Никея». В чем секрет его успеха? Чем отличается православное издательство от всех остальных? Об этом наш разговор с главным редактором «Никеи» Владимиром Лучаниным.
Раздел: Интервью
Владимир Лучанинов родился в Москве в 1976 году. Учился в Государственном университете печати, позднее окончил Свято-Тихоновский гуманитарный университет. Работал в области православного книгоиздания. С 2008 года — учредитель и главный редактор издательства «Никея». Вдохновитель и разработчик большинства издательских проектов, автор нескольких книг. Женат, отец пяти детей.
— Владимир, расскажите, как вы попали в «Никею»?
— Наше издательство — это уникальный опыт. Мы его учредили с моим хорошим другом Николаем Бреевым, сыном известного московского протоиерея Георгия Бреева. Отец Георгий — удивительный священник, его история присутствует в недавно выпущенной нами книге «Хранители веры»: он служил в советское время; на данный момент является духовником московских священников. Я много лет алтарничал в храме, куда ходил Коля и где служил его отец, там мы и познакомились. Работал я тогда в Спасском братстве при Свято-Тихоновском университете, которое занимается книгоизданием и книгораспространением. На тот момент оно являлось одним из лидеров в издании религиозной литературы, но отличалось от других тем, что издавало не только популярную литературу, но и успешно популяризовало некоторые направления деятельности университета, например, в публикации наследия новомучеников и исповедников Российских. Мы с Николаем Бреевым видели проблему в том, что большинство книг, издающихся православными издателями, написаны сложным языком, светскому человеку непонятным. Да и оформление их зачастую не оставляло никакой надежды быть замеченными и принятыми в светском сообществе. А разве не является самой настоящей миссионерской жатвой сфера издательская? Когда мы поняли, что готовы рискнуть, — твердо решили организовать свое издательство, поставив перед собой задачу донести евангельскую истину до современного человека, вывести православную книгу из церковных лавок в широкое книжное пространство. Стали думать, что нам нужно делать, советовались с отцом Георгием, собирали по крупицам профессиональную информацию, искали инвесторов и инвестиции, набирали команду творческих людей. Это был не быстрый процесс, и свой первый тираж мы издали фактически вдвоем с Николаем кустарным образом и сами же распространяли наши первые книги. Причем сами и возили наши книги от Саранска до Анапы, предлагая их сначала лишь в храмах и епархиях, о светских сетях думать было еще преждевременно. Это был важнейший опыт и яркий период жизни — «никейское детство». Потом «Никея» стала потихонечку разрастаться, книг выходить стало больше. Мы учились на своих ошибках, пробиваясь на светский книжный рынок, потому что до нас никто из православных книгоиздателей не делал этого стратегически и последовательно. На данный момент наш штат составляет 35 человек, издаем мы около ста книг в год, а в 2016 году, если Бог даст, планируем серьезное увеличение. И если говорить о той цели, которую мы себе поставили в самом начале, думаю, мы на верном пути.
— Считается, что «бумага» сегодня уже отживает свое. Что думают по этому поводу в вашем издательстве?
— Это ошибочное мнение. На последней книжной выставке во Франкфурте-на-Майне (крупнейшая книжная ярмарка мира, проходит в середине октября в течение пяти дней. — Прим. ред.) собралась большая конференция по этому вопросу. На ней присутствовали американские и европейские издатели. Если говорить об объеме «электронной» литературы и сравнивать его с тем оборотом, который дает «бумажный» рынок, это пока еще совершенно несопоставимые цифры. Развитие электронных книг идет, но по сравнению с оборотом бумажных это просто капля в море. Конечно, неясно, что будет в необозримом будущем, но на момент выставки, а было это осенью 2014 года, книжный рынок и бумажная продукция находились в росте — как в Европе, так и в России. У меня нет серьезных оснований беспокоиться, что бумажная книга может исчезнуть из магазинов. К тому же, я не отношусь к людям, видящим в уходе бумажной книги интеллектуальную и духовную катастрофу. В свое время книгопечатание, сделавшее доступным духовное и интеллектуальное развитие для самых разных слоев общества, перевернуло старый мир, оно не сделало человека лучше или хуже, оно ввело человечество в принципиально новое измерение. И сегодня все мы стоим на рубеже зарождения абсолютно нового информационного мира, и существование в нем не сотрет в человеке потребность и жажду Богообщения. И если завтра человечество найдет принципиально новые формы интеллектуального и духовного обогащения, мы должны нести ему неизменное и всегда молодое Евангельское содержание в этих внешне новых, непривычных и многих пугающих формах.
Сегодняшнее развитие «цифры» открывает большие миссионерские перспективы. Возьмем хотя бы приложения к гаджетам — новая и важная тема в издательском бизнесе. В этой области у нас много интересных идей, думаю, через несколько лет нам будет чем удивить и порадовать современных православных христиан. Сейчас мы ищем инвесторов для ряда важнейших проектов в области электронных приложений.
— Вы одно из успешных издательств в области религиозной литературы. В чем секрет успеха?
— Мы всегда стараемся делать книги так, чтобы они получились интересными для людей, и делаем наши книги с любовью. Это во-первых. Во-вторых, когда издательство «Никея» еще зарождалось, мы ставили перед собой задачу выпускать интересные книги о христианстве для светского читателя, ощущающего большую или меньшую потребность в приобщении к миру веры. А этот круг гораздо шире, чем читающее сообщество воцерковленных христиан. Третья причина, безусловно, — наше оформление, в которое мы не скупимся вкладывать силы и средства. Это лицо и визитная карточка нашего издательства, «Никею» знают именно по содержанию и оформлению. И наши светские коллеги в издательском мире всегда отдают должное оформлению наших книг, что очень приятно.
— Окупаются ли ваши затраты на книги?
— Есть сферы бизнеса, в которых при равных инвестициях в короткие сроки можно сгенерировать гигантские прибыли, но это точно не книжная область. Если переместить акцент «Никеи» с миссионерской плоскости в область ее ценности именно как успешного бизнес-проекта, каковым она безусловно тоже является, нужно смотреть в масштабе не одного месяца и года, а как минимум десяти-двадцати лет. Мы делаем очень важное дело, ежегодно развиваясь и увеличивая обороты — на данном этапе это уже очень много, ведь в отличие от подавляющего большинства светских издательств мы постоянно вынуждены отказываться от коммерчески успешных проектов, которые смущают нашу совесть или просто не имеют в себе христианского содержания. Ведь околоцерковная издательская ниша, играющая с магическим и суеверным подсознанием человека и спекулирующая на понижении его духовного и интеллектуального уровня, — с коммерческой точки невероятно успешная. И если кто-то хочет сгенерировать огромные прибыли, лучше ниши не найти, но Бога обмануть невозможно. И в бизнес-стратегии лучше двигаться в ритме своей совести и Божественного промысла, понимая, что основательное дело не совершается в считанные минуты. Это бизнес-инвестиционное сознание западного человека — оценивать окупаемость бизнеса в перспективе десятилетий, такое сознание было и в русском купечестве до революции, потому что люди думали в том числе и о том, что они передадут своим детям. Но понятие труда сильно девальвировалось в позднее советское время. Люди, во втором и третьем поколении оторванные от собственности, во многом утратили и чувство ответственности за свое дело — на заводах могли месячную норму сделать за три дня, а все остальное время вообще ничего не делать. Труд в какой-то момент стал восприниматься как проклятие.
А ведь труд это благословление для человека, и в любое дело необходимо вкладывать свое призвание, свои творческие силы, стоит ради него самосовершенствоваться. Заповедь, данная Богом человеку еще до грехопадения, — созидать то пространство, которое Господь ему даровал, хранить Рай и возделывать его. Труд надо воспринимать как очень важную составляющую духовной жизни человека, а не как проклятие.
— Какие вы можете назвать сегодня успешные православные издательства, кто ваши конкуренты и как вы с ними сосуществуете?
— На данный момент «Никея» по количеству выпускаемых новых книг на православном книжном рынке является лидером. Нашими любимыми «конкурентами» (ставлю это слово в кавычки, поскольку нас связывают очень теплые отношения) хочется назвать прежде всего издательство московского Сретенского монастыря. Это очень хорошее издательство, имеющие, на наш взгляд, перспективы развития. Одной лишь книгой архимандрита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые», изданной совместно с издательством «Олма», сретенцы вышли на такой миссионерский масштаб, к какому никто раньше даже не прицеливался. Книгу знают и читают не только в России, она переведена на множество языков.
— Реклама — двигатель торговли? Куда вы даете свою рекламу, есть ли в ней смысл?
— Это вопрос очень глубокий, им сейчас задаются многие книгоиздатели и крупнейшие маркетологи. Как действует реклама? Что нужно сделать, чтобы дело твоих рук было замечено в этом огромном многообразии? Для многих уже стало очевидным, что такие механизмы, как теле- и радиореклама и городские растяжки сейчас практически не действуют. Маркетологи, занимающиеся серьезными исследованиями, считают, что эти формы постепенно переходят в дань сложившимся традициям и давно не действуют как мотивирующие импульсы. Мы стараемся говорить о своих книгах в социальных сетях, принимаем участие в телепередачах, делаем публикации от первого лица в разных журналах, отдаем наши книги на рецензии специалистам. Наверное, эта деятельность приносит свои плоды. Ведь что такое реклама книги? Если в этой рекламе обманывают или дезинформируют читателя, то вся кампания провалится на первом же тираже. Возможно, в другой области такие механизмы и действуют, но книга — совершенно иное явление. До сих пор самой успешной рекламой в области книгоиздания является «сарафанное радио». Лонгселлерами становятся только те книги, которые люди, прочитав и вдохновившись, рекомендуют и дарят своим близким. И главной задачей остается, во-первых, сделать книгу, способную вдохновить человека, а, во-вторых, готовя ее к изданию, понять, каким образом мы можем обратить внимание читателя на нашу новую книгу.
— Расскажите, как вы изучаете читательские спрос?
— Во многом мы являемся первопроходцами. Все знают, что издательство «Никея» «сидит на двух стульях», такой шутливый внутренний слоган мы придумали для себя. Мы работаем одновременно в светском и церковном книжных пространствах. У нас в этой области большие достижения. Мотивы, подачи, темы и интересы в этих сферах совершенно разные, и каждый раз оценивая на прочность очередную издательскую идею, мы пытаемся сделать книжку так, чтобы она оказалась заметной и востребованной как для светского, так и для православного читателя. Но — светский издательский и книжный мир можно анализировать, говорить о нишах, о маркетинге, статистике и исследованиях. В церковном пространстве никакой операционной базы для статистики нет. Тут все решения принимаются или из опыта, или интуитивно, ведь мы простые церковные люди, причем не глубокие интеллектуалы, не забронзовевшие деятели издательского мира, как раз поэтому мы часто попадаем в точку: ведь нас интересует то, что заботит и большинство церковных и околоцерковных людей.
— Какая книга была самой продаваемой в 2014 году?
— В прошлом году у нас было несколько успешных книг в самых разных направлениях. Но особенно хотелось бы выделить «Книгу о счастье» протоиерея Андрея Лоргуса. Мы реализовали уже несколько внушительных тиражей. Наше направление популярной христианской психологии оказалось особенно востребованным как в церковном, так и в светском пространстве. Ведь проблемы последствия травм детства, вошедших в характер деструктивных психологических защит, комплексов, страхов, нечувствия и глубинного неприятия себя являются, с одной стороны, серьезным препятствием к духовной жизни, а с другой, преодоление этих проблем без решимости следовать навстречу Богу ничего не даст человеку. Мне кажется, что христианская психология — это ключевая сегодня в миссионерском значении область.
Далее — серия книг, раскрывающих живое богословие Церкви через откровенные рассказы ее людей. Первой в этой серии стала книга под названием «Матушки». Автобиографии жен известных священников, родившиеся из глубоких и ярких интервью журналиста Ксении Лученко. Книга стала бестселлером, попала в топы светских продаж и открыла целое направлении «Никеи». Одной из книг этого направления стала книга 2014 года «Хранители веры». Девять историй людей, чья христианская жизнь или служение пришлись на советское время. И речь в книге идет уже не о годах сталинских репрессий, здесь содержатся свидетельства о изощренных гонениях хрущевского времени, о предчувствии и начале падения железного занавеса и о пасхальной радости и вдохновении возрождающейся из руин Церкви.
Еще один успешный проект 2014-го года — книга «Душа вашего ребенка». Вопросы, воспитания детей и их личностного становления рассмотрены в книге с разных ракурсов. По каждому из поднятых вопросов высказываются авторитетные психологи и священники. И разносторонний подход к одной проблеме, раскрывая широкий диапазон ее возможного решения, словно предлагает каждому из нас еще творчески расширить его, поместив в этот диапазон и свой личный опыт, всегда во многом индивидуальный, отличающийся от других. Эта весьма необычная книжка стала очень популярной. Главный ее посыл —ребенок не пластилин или глина, из которой можно слепить личность, компенсируя свои недостатки. Такие иллюзии родителей, считающих, что лепить что-то из ребенка их святая обязанность, порой травмируя свое чадо, не созидают, а разрушают в нем личность. Эта книга не только духовно-просветительская, но и психолого-педагогическая.
— Какая книга вам самому понравилась, запомнилась больше всего?
— Наверно, «Хранители веры» ближе всех. Работая над ней, мы сделали очень важное дело: собрали истории людей, которые в скором времени могут оставить наш мир. Их потрясающий опыт до нас не был никем зафиксирован. А среди героев книги — известнейшие духовники Москвы, которых ежедневно люди вопрошают о духовной жизни. В этой книге, например, есть история протоиерея Сергия Правдолюбова, ныне здравствующего, но уже пожилого батюшки. Его отец и его дед были священниками — узниками Соловков. Когда он был маленьким, над ним издевались, потому что он сын попа. В средней и музыкальной школе, в армии — везде перед ним вставал вопрос выбора., При этом в его истории совершенно нет трагизма. Отец Сергий — человек с потрясающим жизнелюбием и чувством юмора, этот хранитель веры свидетельствует, что Бог всегда помогал ему, и в конечном счете люди начинали с пониманием и уважением относиться к его стойкости. Кстати, такой же светлый и вдохновляющий посыл содержится в прекрасной художественной автобиографии Алексея Петровича Арцыбушева «Милосердия двери». Это свидетельство глубоко верующего и невероятно искреннего и живого человека, прошедшего ад сталинских лагерей. Но в том-то и особенность миросозерцания Алексея Петровича, что буквально везде и во всем он старался видеть Божественную помощь и любовь, проявляющуюся часто через помощь и любовь самых разных людей — от прославленных ныне мучеников и исповедников до блатных арестантов и конвоиров. Я убежден, что автобиографический роман Арцыбушева войдет в раздел русской классики. И я рад, что нашему издательству выпала честь познакомить светского читателя с этой уникальной книгой, также одной из наиболее популярных книг 2014 года.
— Владимир, расскажите, как вы попали в «Никею»?
— Наше издательство — это уникальный опыт. Мы его учредили с моим хорошим другом Николаем Бреевым, сыном известного московского протоиерея Георгия Бреева. Отец Георгий — удивительный священник, его история присутствует в недавно выпущенной нами книге «Хранители веры»: он служил в советское время; на данный момент является духовником московских священников. Я много лет алтарничал в храме, куда ходил Коля и где служил его отец, там мы и познакомились. Работал я тогда в Спасском братстве при Свято-Тихоновском университете, которое занимается книгоизданием и книгораспространением. На тот момент оно являлось одним из лидеров в издании религиозной литературы, но отличалось от других тем, что издавало не только популярную литературу, но и успешно популяризовало некоторые направления деятельности университета, например, в публикации наследия новомучеников и исповедников Российских. Мы с Николаем Бреевым видели проблему в том, что большинство книг, издающихся православными издателями, написаны сложным языком, светскому человеку непонятным. Да и оформление их зачастую не оставляло никакой надежды быть замеченными и принятыми в светском сообществе. А разве не является самой настоящей миссионерской жатвой сфера издательская? Когда мы поняли, что готовы рискнуть, — твердо решили организовать свое издательство, поставив перед собой задачу донести евангельскую истину до современного человека, вывести православную книгу из церковных лавок в широкое книжное пространство. Стали думать, что нам нужно делать, советовались с отцом Георгием, собирали по крупицам профессиональную информацию, искали инвесторов и инвестиции, набирали команду творческих людей. Это был не быстрый процесс, и свой первый тираж мы издали фактически вдвоем с Николаем кустарным образом и сами же распространяли наши первые книги. Причем сами и возили наши книги от Саранска до Анапы, предлагая их сначала лишь в храмах и епархиях, о светских сетях думать было еще преждевременно. Это был важнейший опыт и яркий период жизни — «никейское детство». Потом «Никея» стала потихонечку разрастаться, книг выходить стало больше. Мы учились на своих ошибках, пробиваясь на светский книжный рынок, потому что до нас никто из православных книгоиздателей не делал этого стратегически и последовательно. На данный момент наш штат составляет 35 человек, издаем мы около ста книг в год, а в 2016 году, если Бог даст, планируем серьезное увеличение. И если говорить о той цели, которую мы себе поставили в самом начале, думаю, мы на верном пути.
— Считается, что «бумага» сегодня уже отживает свое. Что думают по этому поводу в вашем издательстве?
— Это ошибочное мнение. На последней книжной выставке во Франкфурте-на-Майне (крупнейшая книжная ярмарка мира, проходит в середине октября в течение пяти дней. — Прим. ред.) собралась большая конференция по этому вопросу. На ней присутствовали американские и европейские издатели. Если говорить об объеме «электронной» литературы и сравнивать его с тем оборотом, который дает «бумажный» рынок, это пока еще совершенно несопоставимые цифры. Развитие электронных книг идет, но по сравнению с оборотом бумажных это просто капля в море. Конечно, неясно, что будет в необозримом будущем, но на момент выставки, а было это осенью 2014 года, книжный рынок и бумажная продукция находились в росте — как в Европе, так и в России. У меня нет серьезных оснований беспокоиться, что бумажная книга может исчезнуть из магазинов. К тому же, я не отношусь к людям, видящим в уходе бумажной книги интеллектуальную и духовную катастрофу. В свое время книгопечатание, сделавшее доступным духовное и интеллектуальное развитие для самых разных слоев общества, перевернуло старый мир, оно не сделало человека лучше или хуже, оно ввело человечество в принципиально новое измерение. И сегодня все мы стоим на рубеже зарождения абсолютно нового информационного мира, и существование в нем не сотрет в человеке потребность и жажду Богообщения. И если завтра человечество найдет принципиально новые формы интеллектуального и духовного обогащения, мы должны нести ему неизменное и всегда молодое Евангельское содержание в этих внешне новых, непривычных и многих пугающих формах.
Сегодняшнее развитие «цифры» открывает большие миссионерские перспективы. Возьмем хотя бы приложения к гаджетам — новая и важная тема в издательском бизнесе. В этой области у нас много интересных идей, думаю, через несколько лет нам будет чем удивить и порадовать современных православных христиан. Сейчас мы ищем инвесторов для ряда важнейших проектов в области электронных приложений.
— Вы одно из успешных издательств в области религиозной литературы. В чем секрет успеха?
— Мы всегда стараемся делать книги так, чтобы они получились интересными для людей, и делаем наши книги с любовью. Это во-первых. Во-вторых, когда издательство «Никея» еще зарождалось, мы ставили перед собой задачу выпускать интересные книги о христианстве для светского читателя, ощущающего большую или меньшую потребность в приобщении к миру веры. А этот круг гораздо шире, чем читающее сообщество воцерковленных христиан. Третья причина, безусловно, — наше оформление, в которое мы не скупимся вкладывать силы и средства. Это лицо и визитная карточка нашего издательства, «Никею» знают именно по содержанию и оформлению. И наши светские коллеги в издательском мире всегда отдают должное оформлению наших книг, что очень приятно.
— Окупаются ли ваши затраты на книги?
— Есть сферы бизнеса, в которых при равных инвестициях в короткие сроки можно сгенерировать гигантские прибыли, но это точно не книжная область. Если переместить акцент «Никеи» с миссионерской плоскости в область ее ценности именно как успешного бизнес-проекта, каковым она безусловно тоже является, нужно смотреть в масштабе не одного месяца и года, а как минимум десяти-двадцати лет. Мы делаем очень важное дело, ежегодно развиваясь и увеличивая обороты — на данном этапе это уже очень много, ведь в отличие от подавляющего большинства светских издательств мы постоянно вынуждены отказываться от коммерчески успешных проектов, которые смущают нашу совесть или просто не имеют в себе христианского содержания. Ведь околоцерковная издательская ниша, играющая с магическим и суеверным подсознанием человека и спекулирующая на понижении его духовного и интеллектуального уровня, — с коммерческой точки невероятно успешная. И если кто-то хочет сгенерировать огромные прибыли, лучше ниши не найти, но Бога обмануть невозможно. И в бизнес-стратегии лучше двигаться в ритме своей совести и Божественного промысла, понимая, что основательное дело не совершается в считанные минуты. Это бизнес-инвестиционное сознание западного человека — оценивать окупаемость бизнеса в перспективе десятилетий, такое сознание было и в русском купечестве до революции, потому что люди думали в том числе и о том, что они передадут своим детям. Но понятие труда сильно девальвировалось в позднее советское время. Люди, во втором и третьем поколении оторванные от собственности, во многом утратили и чувство ответственности за свое дело — на заводах могли месячную норму сделать за три дня, а все остальное время вообще ничего не делать. Труд в какой-то момент стал восприниматься как проклятие.
А ведь труд это благословление для человека, и в любое дело необходимо вкладывать свое призвание, свои творческие силы, стоит ради него самосовершенствоваться. Заповедь, данная Богом человеку еще до грехопадения, — созидать то пространство, которое Господь ему даровал, хранить Рай и возделывать его. Труд надо воспринимать как очень важную составляющую духовной жизни человека, а не как проклятие.
На презентации книги «12 семейных историй. Счастье быть вместе», проведенной совместно с редакцией журнала «Вода живая» в Санкт-Петербурге
— Какие вы можете назвать сегодня успешные православные издательства, кто ваши конкуренты и как вы с ними сосуществуете?
— На данный момент «Никея» по количеству выпускаемых новых книг на православном книжном рынке является лидером. Нашими любимыми «конкурентами» (ставлю это слово в кавычки, поскольку нас связывают очень теплые отношения) хочется назвать прежде всего издательство московского Сретенского монастыря. Это очень хорошее издательство, имеющие, на наш взгляд, перспективы развития. Одной лишь книгой архимандрита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые», изданной совместно с издательством «Олма», сретенцы вышли на такой миссионерский масштаб, к какому никто раньше даже не прицеливался. Книгу знают и читают не только в России, она переведена на множество языков.
— Реклама — двигатель торговли? Куда вы даете свою рекламу, есть ли в ней смысл?
— Это вопрос очень глубокий, им сейчас задаются многие книгоиздатели и крупнейшие маркетологи. Как действует реклама? Что нужно сделать, чтобы дело твоих рук было замечено в этом огромном многообразии? Для многих уже стало очевидным, что такие механизмы, как теле- и радиореклама и городские растяжки сейчас практически не действуют. Маркетологи, занимающиеся серьезными исследованиями, считают, что эти формы постепенно переходят в дань сложившимся традициям и давно не действуют как мотивирующие импульсы. Мы стараемся говорить о своих книгах в социальных сетях, принимаем участие в телепередачах, делаем публикации от первого лица в разных журналах, отдаем наши книги на рецензии специалистам. Наверное, эта деятельность приносит свои плоды. Ведь что такое реклама книги? Если в этой рекламе обманывают или дезинформируют читателя, то вся кампания провалится на первом же тираже. Возможно, в другой области такие механизмы и действуют, но книга — совершенно иное явление. До сих пор самой успешной рекламой в области книгоиздания является «сарафанное радио». Лонгселлерами становятся только те книги, которые люди, прочитав и вдохновившись, рекомендуют и дарят своим близким. И главной задачей остается, во-первых, сделать книгу, способную вдохновить человека, а, во-вторых, готовя ее к изданию, понять, каким образом мы можем обратить внимание читателя на нашу новую книгу.
— Расскажите, как вы изучаете читательские спрос?
— Во многом мы являемся первопроходцами. Все знают, что издательство «Никея» «сидит на двух стульях», такой шутливый внутренний слоган мы придумали для себя. Мы работаем одновременно в светском и церковном книжных пространствах. У нас в этой области большие достижения. Мотивы, подачи, темы и интересы в этих сферах совершенно разные, и каждый раз оценивая на прочность очередную издательскую идею, мы пытаемся сделать книжку так, чтобы она оказалась заметной и востребованной как для светского, так и для православного читателя. Но — светский издательский и книжный мир можно анализировать, говорить о нишах, о маркетинге, статистике и исследованиях. В церковном пространстве никакой операционной базы для статистики нет. Тут все решения принимаются или из опыта, или интуитивно, ведь мы простые церковные люди, причем не глубокие интеллектуалы, не забронзовевшие деятели издательского мира, как раз поэтому мы часто попадаем в точку: ведь нас интересует то, что заботит и большинство церковных и околоцерковных людей.
— Какая книга была самой продаваемой в 2014 году?
— В прошлом году у нас было несколько успешных книг в самых разных направлениях. Но особенно хотелось бы выделить «Книгу о счастье» протоиерея Андрея Лоргуса. Мы реализовали уже несколько внушительных тиражей. Наше направление популярной христианской психологии оказалось особенно востребованным как в церковном, так и в светском пространстве. Ведь проблемы последствия травм детства, вошедших в характер деструктивных психологических защит, комплексов, страхов, нечувствия и глубинного неприятия себя являются, с одной стороны, серьезным препятствием к духовной жизни, а с другой, преодоление этих проблем без решимости следовать навстречу Богу ничего не даст человеку. Мне кажется, что христианская психология — это ключевая сегодня в миссионерском значении область.
Далее — серия книг, раскрывающих живое богословие Церкви через откровенные рассказы ее людей. Первой в этой серии стала книга под названием «Матушки». Автобиографии жен известных священников, родившиеся из глубоких и ярких интервью журналиста Ксении Лученко. Книга стала бестселлером, попала в топы светских продаж и открыла целое направлении «Никеи». Одной из книг этого направления стала книга 2014 года «Хранители веры». Девять историй людей, чья христианская жизнь или служение пришлись на советское время. И речь в книге идет уже не о годах сталинских репрессий, здесь содержатся свидетельства о изощренных гонениях хрущевского времени, о предчувствии и начале падения железного занавеса и о пасхальной радости и вдохновении возрождающейся из руин Церкви.
Еще один успешный проект 2014-го года — книга «Душа вашего ребенка». Вопросы, воспитания детей и их личностного становления рассмотрены в книге с разных ракурсов. По каждому из поднятых вопросов высказываются авторитетные психологи и священники. И разносторонний подход к одной проблеме, раскрывая широкий диапазон ее возможного решения, словно предлагает каждому из нас еще творчески расширить его, поместив в этот диапазон и свой личный опыт, всегда во многом индивидуальный, отличающийся от других. Эта весьма необычная книжка стала очень популярной. Главный ее посыл —ребенок не пластилин или глина, из которой можно слепить личность, компенсируя свои недостатки. Такие иллюзии родителей, считающих, что лепить что-то из ребенка их святая обязанность, порой травмируя свое чадо, не созидают, а разрушают в нем личность. Эта книга не только духовно-просветительская, но и психолого-педагогическая.
— Какая книга вам самому понравилась, запомнилась больше всего?
— Наверно, «Хранители веры» ближе всех. Работая над ней, мы сделали очень важное дело: собрали истории людей, которые в скором времени могут оставить наш мир. Их потрясающий опыт до нас не был никем зафиксирован. А среди героев книги — известнейшие духовники Москвы, которых ежедневно люди вопрошают о духовной жизни. В этой книге, например, есть история протоиерея Сергия Правдолюбова, ныне здравствующего, но уже пожилого батюшки. Его отец и его дед были священниками — узниками Соловков. Когда он был маленьким, над ним издевались, потому что он сын попа. В средней и музыкальной школе, в армии — везде перед ним вставал вопрос выбора., При этом в его истории совершенно нет трагизма. Отец Сергий — человек с потрясающим жизнелюбием и чувством юмора, этот хранитель веры свидетельствует, что Бог всегда помогал ему, и в конечном счете люди начинали с пониманием и уважением относиться к его стойкости. Кстати, такой же светлый и вдохновляющий посыл содержится в прекрасной художественной автобиографии Алексея Петровича Арцыбушева «Милосердия двери». Это свидетельство глубоко верующего и невероятно искреннего и живого человека, прошедшего ад сталинских лагерей. Но в том-то и особенность миросозерцания Алексея Петровича, что буквально везде и во всем он старался видеть Божественную помощь и любовь, проявляющуюся часто через помощь и любовь самых разных людей — от прославленных ныне мучеников и исповедников до блатных арестантов и конвоиров. Я убежден, что автобиографический роман Арцыбушева войдет в раздел русской классики. И я рад, что нашему издательству выпала честь познакомить светского читателя с этой уникальной книгой, также одной из наиболее популярных книг 2014 года.