«Два крыла»
В Свято-Владимирской школе Воскресенского Новодевичьего монастыря состоялось торжественное открытие четвертого театрального сезона театра-студии «Два крыла».
Раздел: ГЛОБУС ЕПАРХИИ
Журнал: № 11 (ноябрь) 2012 Опубликовано: 9 ноября 2012
В Свято-Владимирской школе Воскресенского Новодевичьего монастыря состоялось торжественное открытие четвертого театрального сезона театра-студии «Два крыла».
Все воспитанники хореографического отделения, в рамках которого действует театр-студия, — младшие, старшие и выпускники — демонстрировали свои способности: от хореографии до актерского мастерства. В этом году у ребят пятого класса свое маленькое событие — из студии они переходят в театр, поэтому на празднике состоялось торжественное посвящение их в артисты. Завершился вечер ярким выступлением выпускников театра-студии, которые как бы совершенно неожиданно пришли на праздник, где их никто не ждал. Веселая компания всячески пыталась уверить недоумевающих педагогов, что выпускного вечера у них не было, дескать, рано с ними прощаться, им есть еще что показать. И показали. Две короткие постановки, «Доктор Айболит» и «Муха-цокотуха», были встречены бурей радостных эмоций и шквалом аплодисментов. Необычное видение сказок режиссерами и прекрасная актерская игра никого не оставили равнодушными. Домой идти не хотелось, ведь, по словам одной из зрительниц, на вечере ощущалась атмосфера тепла и доброты, а в такой атмосфере, по понятным причинам, хочется оставаться как можно дольше.
В такой же теплой обстановке проходят занятия в студии, поэтому, придя однажды на репетицию, ребята остаются здесь надолго, тем более что к каждому ребенку тут стараются найти свой подход. Руководитель хореографического отделения, педагог-хореограф Анна Голубева рассказывает.
— Как известно, дети очень любят двигаться, тратить куда-нибудь свою буйную энергию. Прекрасно им удается это сделать в танце. Но одной хореографии все равно мало. Вторая проблема каждого ребенка — нехватка глубокого, доброго общения. Даже если ребята ходят в одну и ту же секцию, между детьми в наши дни все реже возникает прямой контакт, наоборот, начинаются какие-то размолвки в коллективе. Но когда проходят занятия по актерскому мастерству, у учащихся появляется возможность узнать друг друга получше, во время изучения ролей обсудить важные вопросы, разрешить какие-то внутренние конфликты. Отношения укрепляются, появляется взаимопонимание. Занятия и хореографией, и актерским мастерством дают и определенную свободу в индивидуальном подходе к ребенку. Ведь кто-то танцует хорошо, а кто-то хорошо играет. Каждому свое, и для каждого подбирается то, что ему подходит.
В театр-студию «Два крыла» детей набирают с шести лет, и сначала они составляют просто студию, делают постановки детских сказок. С пятого класса, повзрослевшие и набравшиеся опыта, они из студии переходят в театр, где ставятся спектакли по серьезным произведениям, в которых четко улавливается христианская мораль. Занятия в театральной студии проходят как в обычной школе — с дневниками и оценками. Учеников здесь готовят серьезно, некоторые из них планируют после окончания школы поступать в вуз на хореографическое отделение или актерское мастерство. Одна из выпускниц студии, Настя Русакова, смогла поступить в Ленинградский областной колледж культуры и исскуства на специальность «руководитель хореографического коллектива». Однако и после выпуска ребята не бросают студию, продолжают ходить на занятия: сложно расстаться с тем, что стало так дорого сердцу.
— В старших классах мы пытаемся заниматься серьезно, по программе I курса Театральной академии (конечно, в упрощенном варианте, так как времени у нас меньше), — рассказывает преподаватель актерского мастерства Владимир Черных. — Даем теорию, проводим разминки. Учащиеся выпускного класса приходят на каждое занятие с домашним заданием, мини-этюдами. Все это нужно для того, чтобы научиться вживаться в роль и чтобы подготовиться к репетициям серьезного спектакля, которые начинаются уже в январе.
За шесть лет существования театр-студия «Два крыла» получил множество наград: дважды за три года ребята становились лауреатами «Брянцевского» международного фестиваля детских театральных коллективов в Санкт-Петербургском ТЮЗе, дважды — дипломантами городского театрального фестиваля «Дни театра в „Зеркальном“, который проводит Городской дворец творчества юных, и трижды — дипломантами театрально-музыкального фестиваля воскресных школ Санкт-Петербургской епархии «Ангельские лики». Но цель работы студии не только в том, чтобы дать ребятам определенный уровень профессионального актерского мастерства, не только в том, чтобы увлечь ребенка, раскрыть и развить его способности, научить его избавляться от комплексов, — но и в том, чтобы воспитать детей в духе православия. Через репетиции, через спектакли ребята впитывают нормы христианской морали, которые режиссеры стараются извлечь из того или иного произведения и объяснить учащимся. Таким ненавязчивым образом здесь закладывают в души подрастающих основы православной веры, помогают видеть, где плохое, а где хорошее. Здесь и преподаватели, и воспитанники — как одна большая семья, члены которой с увлечением отдаются любимому делу, не жалея сил, подбадриваемые духовником школы иереем Антонием Прилипко — первым советчиком, первым зрителем, первым помощником...
Помимо хореографии и актерского мастерства учащимся преподают Закон Божий и церковное пение. Иногда ребята поют в хоре домового храма школы на воскресных богослужениях. А еще в рамках этой же студии мальчики учатся фехтованию, а девочки — шитью: большинство костюмов для спектаклей сшиты руками учащихся.
Кроме театра-студии в Свято-Владимирской школе есть и другие отделения дополнительного образования: хоровое и художественное. С этого года начала работу студия церковно-прикладного творчества, ведутся занятия рукоделием для девочек в мастерской «Сундук с приданым», работают мастерские авиамоделирования и росписи по дереву.
Свято-Владимирская школа была основана в 1889 году клириками Новодевичьего монастыря и частными жертвователями. Первой его попечительницей была Екатерина Александровна Победоносцева — супруга обер-прокурора Священного Синода К.П. Победоносцева. В 1999 году школа была возобновлена, с 2003-го функционирует в своем историческом здании, а в 2006 году начала работать как школа дополнительного образования в качестве некоммерческой религиозной организации.
Анастасия Оржаховская