Два храма отца Василия. Приход и прихожане Серафимовского храма

Один был деревянным с видимыми и осязаемыми стенами. Второй — это все те люди, которые не вмещались в первый и поэтому стояли на улице и участвовали в богослужении благодаря динамикам. Отец Василий не только приводил людей в Церковь. Он помогал им стать участниками церковной жизни, благословляя на служение: кого-то на путь в клире, кого-то в миру, но каждого — на жизнь в Духе.
Раздел: ПОДРОБНО
Два храма отца Василия. Приход и прихожане Серафимовского храма
Журнал: № 2 (февраль) 2017Автор: Татьяна Цветкова Опубликовано: 6 февраля 2017

МАРИНА, ГАЛИНА И ТАТЬЯНА

По одной из дорожек Серафимовского кладбища идут люди. По двое, по трое, небольшими группами. Кто-то разговаривает, кто-то молчит, кто-то улыбается. Но все словно несут что-то, чем-то наполнены, утешены и вдохновлены одновременно. 20 декабря — день рождения отца Василия Ермакова. Он ушел из жизни 10 лет назад. Но при этом не оставил всех тех, кому стал близким при жизни. Поэтому в будний день в храме собралось множество людей, поэтому панихиду все вместе отслужили на могиле недалеко от храма, куда и потом в течение дня люди будут приходить и приходить.

— Отличительная черта отца Василия в том, что он нес радость. Нес радость! — рассказывает духовная дочь священника Марина. — Когда я была с ним, у меня случалась Пасха, солнце светило, несмотря ни на какую погоду. Отец Никита сказал в проповеди на сегодняшней Литургии: у Бога нет мертвых, все живые. И мы чувствуем, что батюшка с нами. Он не ушел, не оставил нас, он всегда с нами. У нас у всех его фотографии дома и книги. Бывает, приходишь на могилку, там стоят новые люди, кругом ведь новостройки. И одна другой говорит: обратись к нему, он помогает. Меня это умилило. Мы-то о нем знаем, а они откуда?..

— Мне он очень дорог, — делится прихожанка храма святого Серафима Саровского Татьяна. — После его смерти было очень тяжело. Такая потеря. Но он нам так близок, словно не 10 лет прошло, а он только что от нас ушел. Мы благодарны ему и благодарны Богу, что Он дал нам такого батюшку.

— Душа до сих пор по нему плачет, — вторит ей хорошо знавшая батюшку Галина. — Как в Евангелии написано, что Господь не оставит сиротами, придет и возьмет нас. Так и наш батюшка нас взял. Мы находимся в нем. Мы стояли на службе, нам дали календарь, я его даже поцеловала. Бывает, кто-нибудь меня обидит, я расплачусь, приду в придел, говорю: батюшка, мне так плохо без тебя. 


ПО КЛАДБИЩУ ВПРИПРЫЖКУ

Протоиерей Никита Бадмаев пришел в храм преподобного Серафима Саровского, когда ему было 19 лет. Его туда привела музыка, он и сейчас поет в хоре духовенства митрополии.

— Я тогда бросил свой институт киноинженеров. А батюшка мне сразу сказал: учись у меня, — вспоминает отец Никита. — Я рос в семье без отца, без деда. Он мне стал и тем, и другим. Причем речи не шло о рукоположении. Он мне делал какие-то намеки, но я их не понимал. Например, однажды сказал: не искушай меня, а то возложу поспешно руки. А это цитата из апостола Павла о рукоположении (1 Тим. 5, 22).

Прошло шесть лет, прежде чем чтец, алтарник, звонарь, певчий Никита решил поступить в семинарию. К этому времени он был уже женат. Очевидно, решение было зрелым, и самое главное, своим собственным. Будучи прозорливцем, отец Василий ни разу прямо не сказал молодому человеку о его призвании. Точно так же он не давал прямых наставлений и рекомендаций о том, каким священником он должен быть.

— С одной стороны, мне легче, потому что на протяжении нескольких лет я видел, как служил батюшка, как он молился, он всегда брал меня с собой на требы, — рассуждает отец Никита. — Но с другой стороны, я не могу так, как он. Я и сам сокрушаюсь по этому поводу, потому что я видел, как нужно. И люди от меня часто ожидают, чтобы я помог им, как помогал отец Василий. Но я не могу дать им точный ответ, как давал батюшка, я могу сесть и вместе с ними поразмышлять, как лучше поступить в сложной ситуации, могу с ними молиться… Я не хочу подражать, а хочу продолжать его дело.

  

— С самого начала я избрал путь послушания в отношениях с отцом Василием, — говорит священник. — Если что-то непонятно сейчас, то понимание приходит потом. Но вместе со строгостью и требовательностью к себе и к окружающим рядом с этим человеком я чувствовал любовь. После встреч с ним я шел по кладбищу и подпрыгивал. Интересно, что он давал нам увидеть и обычную радость в жизни. Он заставлял нас радоваться. Например, он очень любил русские народные песни за столом, часто просил клирос спеть. Он был очень простым человеком и мог найти общий язык с любым.

В храме шестеро священников, четверо из них приняли духовный сан благодаря отцу Василию. Среди них настоятель протоиерей Николай Коньков.

Иерей Георгий Астахов был рукоположен уже после смерти батюшки. При этом отказаться от карьеры в музыке — он также, будучи профессиональным музыкантом, пел на клиросе — было непросто. Но пришло понимание, что его путь — священство. Георгий был рукоположен четыре года назад.

Иерей Георгий Астахов
Иерей Георгий Астахов


СКОЛЬКО ДОБРА, СТОЛЬКО И ПАМЯТИ

— Отцу Василию, по-моему, была свойственна дерзновенная молитва, — рассказывает его духовный сын пресс-секретарь Валаамского монастыря Михаил Шишков. — Когда священник своим служением доказал свою преданность Богу, то по его молитве помощь приходит куда быстрее, чем по молитве любого другого человека.

Михаил Шишков — петербуржец в четвертом поколении, занимался бизнесом. Но когда в 1990-е избежать контакта с криминальными структурами стало невозможно, он ушел из дела: вопросы внутренней жизни волновали его не меньше, чем материальные нужды.

— Мне рассказали про отца Василия. Но я полгода не мог к нему доехать. То одно, то другое помешает — очевидно, что не обошлось без противостояния извне, — вспоминает Михаил. — Наконец, однажды, после того как я всю ночь просидел перед календарем­ с Казанской иконой Божией Матери, я на первом поезде метро поехал в храм. Проехал нужную остановку на трамвае, в темноте шел по этому кладбищу. Наконец, пришел. Было 3 ноября — как раз накануне Казанской. Но я тогда был далек от Церкви и ничего не знал. Отец Василий сказал: «Приходи завтра, помолимся». Я даже не понял, что он звал меня на Литургию, думал: где мы будем с ним молиться? А во время целования креста он поднялпалец в небо и сказал: «Я познал Бога и тебя», и ткнул меня в грудь, прямо в крест. И говорит: «Ходи ко мне, всё у тебя будет нормально». Я вышел, сел на скамейку... и вдруг понял, что такое душа. Внутри всё забурлило, закипело, заклокотало. А потом стало легко и спокойно.

— Через какое-то время, когда я еще не работал, после Литургии на молебне ко мне подошел знакомый: «Миш, пойдем — я работаю на подворье Валаамского монастыря — архимандрит (сейчас епископ) Панкратий предложил мне создать отдел». Я пришел к батюшке за советом, он мне ответил: «Миша, это тебе Господь послал. Иди и помогай игумену в возрождении Валаамской обители».

— Я ведь хотел совсем уйти в монастырь. Но отец Василий сказал, что мой путь не монашеский и не священнический. Он благословил меня на венчание с моей супругой. Сам не мог обвенчать, потому что тогда не венчали в кладбищенских храмах. Он давал даже практические советы, связанные с материальными нуж­дами, с жильем. Иногда споришь с ним, а он говорит: иди и делай. И действительно всё удается — словно в щелочку проскакиваешь там, где, казалось, нет прохода.

Справка

Духовными чадами отца Василия основан фонд «Православная Русь», президентом которого является Дмитрий Грачёв. Он занимается духовным наследием батюшки. Переиздана книга отца Василия «Тернистым путем к Богу», выпущенная при его жизни и отредактированная им, вышла в свет серия книг «Во имя спасения России» с распределенными по темам проповедями священника, выходят также диски с его проповедями.

Сам отец Василий говорил: сколько добра ты сделал людям, столько о тебе и будет жить память. К нему приходило множество людей со своими нуждами, скорбями, болями. Он спал с телефоном. Часто, когда ему давали деньги, он их тут же отдавал кому-то другому. При этом он не учил и не назидал, а показывал собственным примером, как нужно поступать. Иногда, как маячки, бросал обрывки фраз. О чем-то важном мог сказать очень деликатно. Например, уже в конце Исповеди шепотом открыть запутавшемуся человеку его слабость, грех.

— Когда отец Василий умер, смириться с утратой было практически невозможно, — рассказывает Михаил. — До того момента, как мы отслужили панихиду. После этого мы даже заулыбались. Если бы кто-нибудь посмотрел на нас со стороны, подумал бы, что мы не в порядке. Но мы сразу ощутили, что он здесь, с нами. И когда мы закончим свой земной путь, он будет встречать нас там, как отец Василий сам и говорил. И самая лучшая память о нем — исполнить всё то, чему он нас научил, на что благословил в нашем пути следования за Христом.


ОБЩИЙ ЗАЛ ДЛЯ ВЕРНЫХ И НЕВЕРУЮЩИХ

Каждый год вот уже в течение десяти лет 3 февраля, в день кончины отца Василия, устраиваются вечера его памяти. День начинается с Литургии в храме преподобного Серафима Саровского на Серафимовском кладбище и панихиды на могиле отца Василия. Вечером традиционно происходит встреча. Не всем это по душе. Некоторые говорят, что достаточно помолиться, отслужить панихиду и разойтись по домам. Но если даже на обыкновенных похоронах существует традиция собраться всем за одним столом и вспомнить усопшего, поговорить, а возможно, просто в молчании побыть вместе, то зачем отказывать в этом ­членам общины отца Василия? Но так как желающих собраться вместе и вспомнить о батюшке обычно больше тысячи, то таким «столом» становится зал.

 

Когда одна из первых встреч памяти отца Василия проходила в Святодуховском центре Александро-Невской лавры, то тогдашняя директор волновалась: «Не пускайте больше народ на балкон, иначе он рухнет». И не потому, что балкон ветхий, а потому что желающих приобщиться к наследию священника было больше, чем мог вместить зал.

С течением времени нашлось оптимальное помещение для ежегодных встреч — Дом культуры имени Горького. Он вмещает около двух тысяч человек и находится прямо у метро — пожилым людям легче добираться.

Народный артист России Александр Панкратов-Черный - частый участник вечеров памяти отца Василия Ермакова
Народный артист России Александр Панкратов-Черный - частый участник вечеров памяти отца Василия Ермакова

Вечера эти традиционно открывает сводный хор. В него входят певчие с клироса Серафимовского храма, где служил батюшка, и многих других, где поют батюшкины чада. Многие вечера вела и ведет народная артистка России Нина Усатова. Традиционно есть соведущий — кто-то из духовенства. Воспоминаниями о батюшке делятся люди, которые действительно его знали и которых знал он. Кроме того, на таких вечерах всегда много музыки. Отец Василий не любил заунывных песен, поэтому можно представить себе тональность встречи. И непременно выступают дети. Они, конечно, не застали и не знали лично этого выдающегося священника, но выросли, окруженные памятью о нем. Однажды, в один из первых вечеров, казачий хор «Терек» вышел на сцену с грудным ребенком, которого назвали в честь отца Василия. Через несколько лет этот ребенок уже плясал, выступая вместе с хором. На вечера приходят не только те, кто знал отца Василия лично, но и новоначальные, и неверующие.

Поделиться

Другие статьи из рубрики "ПОДРОБНО"

5 ноября, вторник
rss

№ 2 (февраль) 2017

Обложка

Статьи номера

ПОДРОБНО
Неудавшееся преображение. Петр Бухаркин о культуре в 1917 году
Революцию усугубляйте, но Бога не забывайте. Митрополит Вениамин Федченков и революция
Два храма отца Василия. Приход и прихожане Серафимовского храма
/ Взгляд / Февральская революция: катастрофа или шанс?
/ Взгляд / Когда ктитор ушёл. Историк Сергей Фирсов о Февральской революции
ОБРАЗЫ И СМЫСЛЫ
/ Имена / Души на всё хватит. Актриса Нина Усатова об отце Василии Ермакове
/ Имена / Двадцать три из двадцати пяти. Воспоминания протоиерея Николая Конькова об отце Василии Ермакове
ЛЮДИ В ЦЕРКВИ
Дети, девушки и кошка. Приют для молодых мам в Новодевичьем монастыре
Цыганское призвание. Ансамбль "Лойко" и его лидер Сергей Эрденко
/ Приход / Храм на "книжном месте". Подворье Александра Свирского монастыря
ЧТО ЧИТАТЬ, СЛУШАТЬ, СМОТРЕТЬ
Век мой. зверь мой...
Музыка в феврале