Духовная жизнь торгового места
Часовни и храмы в вузах, больницах, на вокзалах и в аэропортах никого не удивляют и, кстати, редко пустуют. Но вряд ли кто-то ожидает, что помолиться можно будет и в универмаге, придя туда за покупками. Храм в магазине — дань моде? Отнюдь нет. Ведь речь о Большом Гостином дворе, где следовать современным тенденциям спешат меньше, чем продолжать традиции.
Раздел: Служение
Журнал: № 12 (декабрь) 2013 Опубликовано: 10 декабря 2013
Часовни и храмы в вузах, больницах, на вокзалах и в аэропортах никого не удивляют и, кстати, редко пустуют. Но вряд ли кто-то ожидает, что помолиться можно будет и в универмаге, придя туда за покупками. Храм в магазине — дань моде? Отнюдь нет. Ведь речь о Большом Гостином дворе, где следовать современным тенденциям спешат меньше, чем продолжать традиции.
В духе петербурга
Действительно, Большой Гостиный двор вряд ли кому-то придет в голову назвать современным. Новые коллекции, Галерея высокой моды, детские игрушки по мотивам современных блокбастеров — все это не делает самый известный универмаг Петербурга похожим на однотипные торговые центры, вырастающие по всему городу с невероятной быстротой.
Да, Гостиный двор не соответствует духу времени. Так думаем мы, смотря кино в обнимку с поп-корном в том же здании, где только что сделали нужные покупки, пообедали и даже покатались на коньках. Многим это несоответствие эпохе, возможно, покажется недостатком. Но подлинных ценителей старого, поистине петербургского духа тоже немало.
Как памятник архитектуры, Гостиный двор охраняет ЮНЕСКО, а вот сохранение традиций и особой неторопливой атмосферы, в нем царящей, — заслуга коллектива сотрудников, многие из которых работают в этом старейшем универмаге десятилетия. Как, например, директор по коммерции и финансам Надежда Павловна Тушакова и начальник отдела внутреннего контроля Наталия Егоровна Блинова. Для обеих знание истории и возрождение традиций дело архиважное. Просвещение в вере и меценатство становятся полноправными направлениями деятельности сегодняшнего Гостиного двора.
Километры освященных прилавков
Каждый год в Рождество Христово в Большом Гостином дворе можно наблюдать удивительное дело: между покупателями с праздничными песнопениями и чтением Евангелия ходит, в окружении сотрудников магазина, священник и кропит все прилавки святой водой. Этой традиции более пятнадцати лет, а предложила ее Надежда Павловна Тушакова.
— Сюда и до меня приходили священники, но вот два года назад от Надежды Павловны поступило предложение прийти к ним в Рождество, — рассказывает иерей Артемий Наумов, настоятель храма святого Петра, митрополита Московского, на Роменской улице, — совершить благодарственный молебен, а потом обойти со святой водой все помещения Гостиного двора. А это, вместе со складами, порядка шести километров! И занимает с остановками, пением и поздравлениями не меньше трех часов. Иногда думаешь, что силы истощаются… Но они появляются, когда видишь, как покупатели останавливаются, улыбаясь, крестятся, поздравляют нас и друг друга, просят покропить водичкой. Настоящий праздник.
По эскизам собственной семьи
Любое дело начинается с чьей-то инициативы, упирается в личность конкретного человека. В данном случае это директор — Надежда Павловна Тушакова. Внутреннюю жизнь универмага она выстраивает по эскизам собственной семьи.
Надежда Павловна Тушакова, директор Большого Гостиного двора
— Мои родители были верующими. И эта вера была деятельной. Мама учила меня первым делом, проснувшись утром, подумать: что хорошего я могу сделать для других в предстоящий день. Нести добро, помогать страждущим — вот что всегда было для меня важно, — говорит Надежда Павловна. — В сложные времена перестройки, когда Гостиный двор стал акционерным обществом, а я директором, остро встал вопрос сохранения традиций и коллектива. Это сейчас не очень модно. А я считаю, что где есть сплоченный коллектив, там есть и предприятие. Мы даем работать людям, пока у них есть силы и желание, у нас уже около двадцати человек, проработавших здесь пятьдесят лет. Мы никогда не оставляем наших сотрудников в беде: помогаем нашим ветеранам чем можем, помогаем тем, кто попал в больницу, оплачиваем операции, были случаи, когда действительно спасали. Мы сохранили все социальные гарантии. Всем коллективом занимаемся благотворительностью…
Нередко по своему желанию сотрудники Гостиного двора, далеко не самые богатые люди, жертвуют всю зарплату одного рабочего дня на благое дело. Так, они перечислили пожертвования на счет больницы в Беслане во времена трагедии 2004 года.
Корень такого отношения к взаимовыручке — в православной вере, которую так же, как другие добрые традиции, Надежда Павловна постаралась привнести в коллектив из своей семьи. Среди 1300 сотрудников Гостиного двора немало православных, работают они помногу и подолгу, в том числе в воскресные дни, сходить в храм возможности нет. Начальство этим озаботилось и выделило небольшую комнатку под часовню. Уже много лет назад. Место, как говорится, «не распиаренное». Покупателям туда и вовсе попасть сложно: часовенка находится в административном корпусе, вход со двора. Зато работники наведываются часто. С тех пор как Надежда Павловна познакомилась с отцом Артемием, здесь еженедельно поют акафисты преподобному Серафиму Вырицкому, имя которого носит часовня. Есть библиотека духовной литературы с неплохим подбором книг и журналов. Слева платочки, справа свечки — все для того, чтобы среди рабочей суеты, придя сюда, помолиться и отдохнуть душой.
— Я с детства верующая. Еще бабушка крестила меня и водила в храм на Серафимовское кладбище. Теперь она похоронена там, как и мама, и другие мои родственники. Люблю и сейчас там бывать, но редко доводится. На работе, как и большинство наших сотрудников, провожу много времени, даже праздники встречаем за рабочим столом. Конечно, для меня, да и не только для меня, наличие места, куда можно прийти, приложиться к иконам, помолиться всем вместе, безусловно, важно. И сил придает, и просто радует, — говорит Наталия Егоровна Блинова.
«Здесь детством пахнет»
Работники Гостиного двора могут прийти в часовню преподобного Серафима Вырицкого в любое время, даже если там никого нет. Так они и поступают: берут ключ и уединяются в этой маленькой духовной цитадели, защищающей от внешних бурь.
Но чаще всего здесь их ждет Людмила Ивановна Шумилова. Наверное, ее можно назвать свечницей. Хотя вряд ли это вполне объяснит смысл ее служения. Вот что рассказывает она сама:
— Главное не свечи. Сюда приходят с вопросами, иногда с обидами. Мое дело слушать и говорить, поддерживать, по возможности давать советы. Но слушать все-таки больше. Иногда приходят люди далекие от веры, со своими недоумениями. Ничего особенного я им не говорю, просто делюсь личным опытом, рассказываю, что все проблемы решаются только через Бога, объясняю какие-то элементарные для верующего человека вещи. Людей сюда приводят разные причины. Одна женщина говорит: «У вас здесь детством пахнет». Другая прибежала в слезах: какая-то покупательница ее обидела недобрым словом. Поговорили мы с ней — смотрю, уже улыбается. А в конце говорит: «Мне теперь эту женщину, меня обидевшую, хочется догнать и спасибо сказать. Если бы не она, я бы, может, сюда и не пришла»… Вот так приходят — и остаются.
Свой святой у продавцов
«Никто торговому человеку лучше батюшки Серафима не поможет», — небезосновательно считает Людмила Ивановна. Преподобный Серафим Вырицкий даже не просто покровитель людей этой профессии: с историей нашего Гостиного двора его жизнь переплеталась не раз.
Людмила Ивановна Шумилова, свечница
Мальчик Вася Муравьев, родом из Ярославской губернии, рано взял на себя обязанности кормильца семьи. Ему было десять, когда умер отец. Пришлось отправляться на заработки в Петербург. Так он впервые оказался в столичном Гостином дворе. Его приняли рассыльным в одну из магазинных лавочек. Набожный, исполнительный и честный мальчик трудился добросовестно, деньги исправно отправлял матери, свободное время проводил в храме. Через несколько лет Василий сделался старшим приказчиком. Ему не было и тридцати, когда он открыл свое дело. Надо сказать, что мысли о монашеской жизни не покидали Василия Муравьева с детства, но духовник велел оставаться в миру, его слова подтвердил и ныне прославленный в лике святых иеромонах Варнава Гефсиманский. Так благословили они будущего преподобного потрудиться на ниве торговли. Василий Муравьев их ожидания оправдал вполне и вскоре стал купцом второй гильдии, крупнейшим мехоторговцем. Свой талант в коммерции он направил на служение людям. Щедро жертвовал монастырям и храмам, раздавал милостыню, а иногда и новые вещи со своего плеча мог прямо на улице отдать нуждающемуся. Супруга его поддерживала, но порой опасалась, что такая щедрость рано или поздно приведет к разорению. Но средства Василия Муравьева, только приумножались. Поистине, «дающего рука не оскудеет». В этот период судьба опять свела будущего подвижника веры с Гостиным двором. Здесь продавались его меха — а часть вырученных средств шла в помощь обездоленным. В конце концов все свои сбережения купец пожертвовал нескольким обителям, большую часть передал Александро-Невской лавре и по обоюдному с супругой согласию оба приняли постриг. Так святой послужил людям: помогая сперва деньгами, потом духовными советами и далее чудесами, которые происходят до сих пор.
К слову, многие предприниматели, чьи товары предлагал крупнейший столичный универмаг, занимались благотворительностью. Их портреты с жизнеописаниями украшают стены одного из лестничных пролетов Гостиного двора.
О купцах с благодарностью
Афанасий Никитин, купцы Строгановы, Демидовы, Хлудовы, Третьяковы, Морозовы, Рябушинские — эти фамилии русских меценатов отчасти на слуху. Но благотворителей среди купцов было значительно больше, чем помнит история. Например, пермские купцы Каменские от своих прибылей оставляли лишь малую часть на самые необходимые траты, остальное отдавали на богоугодные дела. Храм во имя святителя Николая в Мышкине выстроен купцом Березиным, выходцем из крайне бедной крестьянской семьи. Подобных примеров множество — но как-то повелось в русской литературе высмеивать образ купца.
А между тем именно этому сословию мы должны быть благодарны за многое. Храмы, больницы, странноприимные дома, публичные библиотеки, музеи, деревенские школы, крупные художественные галереи, аптеки строились и содержались на средства купцов. Многие из них жили по принципу: «Бог дает богатство в пользование и потребует по нему отчета».
Наживать прибыль и не делиться ею с ближними было делом не общепринятым. А за нарушение честного слова, на котором держались многие сделки, не подкрепленные никакими письменными договорами, могли и из гильдии выгнать. Опера Михаила Матинского «Санкт-Петербургский гостиный двор», популярная в конце XVIII века, высмеивала купцов, но в самом Гостином дворе знали, что правды в этом обобщенном образе нет. И сейчас в часовне преподобного Серафима скромно в уголке лежит на столе увесистая папка, а в ней — листы, испещренные именами представителей «третьего сословия», торговавших своим товаром в Гостином дворе и без счета жертвовавших на благие дела. У этой доброй традиции есть последователи и сегодня.
Заработал — вложи во благо
С Игорем Викторовичем Хаповым мы познакомились в кабинете администрации Большого Гостиного двора. Он стремительно вошел, как человек деловой и занятой, но, увидев, что в кабинете идет беседа, скромно присел, не привлекая к себе внимания. Оказалось, вот он — современный меценат, верующий, деятельный и тихий. О себе почти ничего не рассказал, о своем вкладе в благое дело тоже. А вот о самом деле говорил увлеченно:
— Сами видите, молитвенная комната маленькая: даже всех желающих не может вместить. И покупателей сюда не пускают. Понятное дело, нужен храм. А еще нужен музей преподобного Серафима Вырицкого и музей купечества. Один уже в городе есть, но он бытовой, а в нашем музее будет акцент на благотворительной деятельности купцов. Нужно еще помещение для встреч. Будем собирать предпринимателей, желающих делать добро, и обсуждать, кому наша помощь нужнее всего. Еще откроем магазин церковной утвари: приедет священник из глубинки, выберет, что ему требуется для храма, — и предприниматели, кто захочет, помогут ему приобрести все необходимое. Пока мы открыли в Гостином дворе отдел афонских икон. Кстати, все они освящены. Остальное будет не здесь, а во дворе, в отдельном здании.
«Пока мы открыли в Гостином дворе отдел афонских икон», — рассказывает меценат Игорь Хапов
Вслед за рассказчиком мы с фотокорреспондентом спешим выйти во двор. Там стоит двухэтажный домик (бывший дом управляющего) — в лесах. В нем вовсю кипит работа: идет косметический ремонт.
— Сначала откроем храм преподобного Серафима Вырицкого. Надеемся успеть еще в этом году. А весной откроются музей и зал для встреч. Экспонаты для музея есть у Гостиного двора, кое-что передадут потомки преподобного, ну и дальше будем пополнять по мере возможностей. Планируем приглашать школьников. В конце концов, нужно растить поколение, для которого будет естественным зарабатывать деньги не только для себя, но и для благих дел — на примере русского купечества, — подытоживает Игорь Викторович.
— Духовное и материальное могут служить общему богоугодному делу, примеров тому масса, — считает отец Артемий Наумов. — Главное, чтобы задачи были выше потребительских. Помогать ближним готовы многие из обеспеченных людей. Одни это уже делают, до других можно достучаться. Как питерское солнце, которое прячется за облаками, но оно есть, так и добродетели человеческие прячутся за тучами страстей. Наше дело эти тучи разгонять.
Марина Ланская