Дух, сила и добро
Большая жизнь в маленьком храме
— В этом году нашему маленькому храму исполняется десять лет, — рассказывает отец Иоанн. — Назван он Преображенским в память о первом храме, который был построен в XVIII веке в Фарфоровой слободе при Императорском фарфоровом заводе. Собственно, и Фарфоровское кладбище называлось Преображенским, находилось оно именно на этом месте, где стоит наш малый храм.
В ХХ веке к кладбищу добавили новый участок, который сейчас определен границами Ломоносовского парка. В 1902–1912 годах по проекту академика архитектуры Александра Красовского здесь была выстроена Духовская церковь — шатровый храм в русском стиле, с уникальным фарфоровым иконостасом. В 1927 году закрылось кладбище, а в 1939‑м — и Духовская церковь. После Великой Отечественной войны в стенах обезглавленной церкви был устроен… литейный цех. Здание храма окончательно разрушили в 1966 году.
В 2009 году по благословению митрополита Владимира был создан православный приход храма Сошествия Святого Духа за Невской заставой. Потомки жителей Фарфоровой слободы, родственники захороненных на Преображенском кладбище верили и знали, что всё получится, что зазвонят колокола в Ломоносовском парке, собирая в воскресный день людей на службу в храм. Настоятелем прихода был назначен протоиерей Иоанн Соколов, который сейчас вспоминает, как непрост был этот путь и сколько юридических сложностей пришлось пройти ему и его помощникам.
— Мы выбирали участок, проводили археологические работы, потихоньку открывали фундамент старого храма и строили на его месте новый, — рассказывает настоятель. — Соответственно, и коммуникации прокладывали строго согласно схеме старых дорог, кладбищенских проездов, стараясь не потревожить захоронения.
Для отца Иоанна это был первый опыт и настоятельства, и строительства. Много лет он служил в Александро-Невской лавре, теперь же всё приходилось начинать с чистого листа. Было тревожно, но энтузиазм первых прихожан, отважно молящихся в любую погоду у поклонного креста на участке будущего строительства, давал силу и надежду.
Сам настоятель родился в семье священника. Отец его принял сан в сложные советские годы уже взрослым, состоявшимся человеком. Отказавшись от светской работы, он отправился на учебу в Московскую духовную семинарию. В Загорске и родился сам отец Иоанн.
— В те сложные годы было огромное давление со стороны государства, но отец был добрым пастырем, служил всю жизнь. Для меня это стало большим примером, — рассказывает настоятель. — Собственно, религиозный опыт я получил из семьи: это жизнь в алтаре, на клиросе, при храме. Конечно же, полюбил богослужение с детства. И свой выбор я осознанно сделал в 18 лет, поступив в Санкт-Петербургскую духовную семинарию. В Петербурге было много родственников: здесь жили папины предки. Я полюбил город с самого детства, бывал здесь очень часто, и выбор школы был очевиден. Рукополагался в Александро-Невской лавре, когда монастырь только стал возрождаться. Был помощником наместника, его секретарем. В общей сложности 15 лет я прослужил в Лавре, а потом узнал о проекте, который появился благодаря инициативе жителей Невского района. Здесь был сквер, разделенный на две части — парковая зона и деловая. В деловой зоне планировалось построить большой торговый центр. Тогда-то местные жители и возмутились, попросили городские власти остановить эти работы, ведь некоторые даже точно знают места захоронения своих предков. Родилась идея восстановить храм, который многие жители видели ещё не разрушенным. Есть одна фотография у нас в архиве, снятая частным лицом из окна квартиры в момент взрыва храма.
В 2015 году, исключительно на пожертвования прихожан, был построен малый храм. Началась полнокровная приходская жизнь.
— Порой, совершая службу под открытым небом в зимние ураганные дни, мы мечтали хотя бы о маленьком вагончике, — вспоминает отец Иоанн. — Сроки постройки основного храма затягивались, и мы решили возвести временное сооружение, чтобы полноценная богослужебная жизнь не зависела от скорости строительства основного храма.
Конечно, главная цель была и остается прежней — построить, воссоздать, возродить разрушенный храм. По словам настоятеля, вся основная работа, все изыскания, раскопки, «вся битва» была там. Здесь же работа шла параллельно.
— Этот храм мы строили всем приходом, кто мог красить — красил, кто мог стучать молотком — стучал. У нас даже девушки помогали кафель класть! Рук не хватало. Работали над проектом с помощником, инженером Сергеем Добровольским, потом нашли хорошего конструктора, который помог нам всё это дело воплотить в технологически правильные объемы и спланировал каркас с несущими 12‑метровыми балками из клееного шпона. Главка у нас деревянная, выполнена по технологии северных храмов — каждая дощечка, из которой она состоит, вырезана вручную. За этим деревом, помню, ездили зимой в Приозерский район.
Фарфоровые иконы
Как только совершилась первая Литургия в малом храме, община получила разрешение на строительство на участке, где проводились археологические работы. В мастерской архитектора Кирилла Яковлева вместе с настоятелем воспроизводили облик храма по изученным остаткам фундамента и по архивным фотографиям, так как исторический проект не сохранился. Благодаря одному фото удалось даже сосчитать ряды кирпичей.
— В конце XIX — начале XX века мы наблюдаем возрождение русского стиля, — рассказывает настоятель. —Тогда и в стране, и в Петербурге появляется очень много таких зданий. В Фарфоровой слободе строится в московско-ярославском стиле XVI–XVII веков шатровый одноглавый храм из красного кирпича.
Отец Иоанн подчеркивает, что храм строится на пожертвования прихожан. И конечно, принимают участие в строительстве акционеры, дирекция, сотрудники Императорского фарфорового завода, которым настоятель выражает большую благодарность.
С фарфоровым заводом у этой церкви, можно сказать, генетическая связь: ведь первая каменная Преображенская церковь была при Императорском фарфоровом заводе, основанном в 1744 году. Основной костяк общины Преображенского храма, а также храма Сошествия Святого Духа на Фарфоровском кладбище составляли именно заводчане. Поэтому неудивительно, что завод принял участие в возрождении храма и работе над созданием фарфорового иконостаса…
— Это совершенно уникальная вещь, — рассказывает отец Иоанн. — Существует много керамических, фаянсовых иконостасов, но иконостаса из твердого фарфора я нигде еще не встречал, ведь это очень сложный материал. Именно такой иконостас планируется создать для нового храма. Объявлен сбор пожертвований. Есть уже 3,5‑метровый киот, на котором отработана технология. Сейчас он находится в фойе завода в свободном доступе. Мы часто встречаемся с руководством завода, я бываю на производстве, даже своими руками пробовал отминать фарфоровую массу.
Сотрудничество с фарфоровым заводом дало старт ещё одному интересному проекту. На аналое в малом храме на каждый праздник возлежат необычные фарфоровые иконы. В алтаре Преображенского храма сейчас есть иконы двунадесятых и великих праздников, написанные на фарфоровых пластах, — настоящие произведения искусства.
— В отличие от иных материалов (дерево, бумага, металл), фарфор не подвержен разложению, — объясняет настоятель. — Кроме того, нанесенный рисунок от выцветания защищает обжиг при высоких температурах и специальная глазурь. Таким образом, наши иконы не обветшают со временем, а краски останутся такими же яркими и глубокими на многие десятилетия. Фарфор как бы подсвечивает образ изнутри, дает какой-то теплый, особенный свет, будто икона всегда живая. Над фарфоровыми иконами, расписанными вручную, работают лучшие художники фарфорового завода, специализирующиеся на религиозных сюжетах.
Три богатыря
Изначально община Духовского храма состояла из инициативной группы, которая выступила за воссоздание храма. Отец Иоанн осознавал свою ответственность за обустройство приходской жизни, она развивалась на главных христианских принципах — любви, взаимном доверии и единомыслии.
— Для меня как настоятеля было важно, чтобы у нас не было каких-то строгих и жестких рамок, управленческих механизмов, чтобы мы доверяли друг другу и свободно шли к Господу, — отмечает священник.
Главными молитвенниками, помимо прихожан, настоятель считает тех людей, души которых сейчас обитают в Небесной Церкви, то есть погребенных здесь, на этой земле, под этим храмом. Кстати, кладбище было не совсем обычным: архивные данные говорят, что здесь находится очень много детских могил, примерно половина общего количества.
— Этот участок кладбища был присоединен к старинному, основанному в 1902 году, и предполагалось заполнить его лет за двести, — говорит священник. — К 1917 году могил было всего-то около полутора десятков. А уже в 1927 кладбище было переполнено, и его закрыли из-за отсутствия свободных мест: Гражданская война буквально косила население. В нашем храме мы поминаем всех этих людей, причем могилы не безымянные — мы работали в архивах, чтобы уточнить данные. Среди прихожан очень много людей, у которых здесь похоронены родственники.
Свой дружный клир отец Иоанн называет не иначе как семьей, как и прихожан. Кто важнее, кто ближе — определить он не может, потому что у каждого свои таланты.
— Трудимся, молимся и служим единым духом! — коротко говорит он.
Прихожанка храма Наталья Клюева называет священников храма «тремя богатырями»: такие же добрые, сильные, всегда окажут помощь в трудную минуту. Наталья — доцент Высшей школы журналистики СПбГУ, автор множества научных работ. Вместе с семьей она переехала в Санкт-Петербург из Ростова-на-Дону. Теперь каждое воскресенье вместе с двумя сыновьями — в любимом храме.
— Это невероятное место, невероятный приход и люди, — говорит она. — И при этом очень скромное духовенство. Мы с детьми постоянно покупаем кирпичики на будущий храм, сыновья придумывают какие-то акции, чтобы строительство шло быстрее, чтобы как можно больше людей знали о нем. Мы крепко включились в приходскую жизнь, потому что здесь большая семья, и дай Бог, чтобы все эти три священника были всегда с нами!
Сыновья Натальи, как и все приходские дети, посещают воскресную детскую группу, которую возглавляет священник храма иерей Илия Королёв. Он же — директор воскресной группы для взрослых. Этот молодой священник за несколько лет сумел организовать детские и взрослые коллективы так, что на занятия к нему спешат абсолютно все — настолько креативно, нестандартно и легко подаются духовные предметы. Правда, уроков как таковых нет — это тематические беседы, которые непременно сопровождаются интересной поездкой на заданную тему. Например, один из годов в воскресных группах был посвящен разбору семи смертных грехов. Если разговор о зависти, то с поездкой в Капеллу на постановку о Моцарте и Сальери. Изучали Ветхий Завет — обязательно посещение синагоги. Раскол Церкви, католичество — поездка в католический монастырь. При этом отец Илия старается, чтобы темы детских занятий сопрягались с темами взрослой группы.
— Одна из основных идей — чтобы в тот момент, когда дети занимаются здесь, родители не уходили пить кофе, а тоже могли узнавать что-то новое, — говорит отец Илия, — потому что работа с детьми — это на самом деле работа с родителями. Мы стараемся делать так, чтобы темы перекликались, чтобы вечером на досуге или по пути домой родитель и ребенок могли обсудить, что они узнали, поделиться мыслями.
В работе с детьми стремительному отцу Илии помогает супруга — матушка Мария, педагог начальных классов, психолог. В свое время они познакомились в православном лагере, а теперь, создав православную семью, организуют духовную и культурную жизнь с приходскими детишками.
— К нам ходит довольно много детей, примерно 45–50 человек, — рассказывает священник. — Сначала устраиваем для всех чаепитие, чтобы подкрепиться после Литургии. Дальше разделяемся: младшие занимаются с матушкой Марией в храме, а ребята постарше в этот момент поднимаются на хоры, где с ними занимается музыкальный педагог Валентина Королёва. Потом группы меняются. Отдельно остается у нас самая старшая группа, это предподростковый возраст, 11–12 лет, мы с ними дополнительно играем в настольные игры, смотрим фильмы, беседуем. Складывается неформальное, свободное общение.
Здесь главное — наладить связь с детьми, рассказывая им о Боге. Каждый урок посвящен какой-то теме, предмету. Один год разбирали Литургию, второй год посвящали жизни и учению Господа нашего Иисуса Христа. Был год, когда дети обдумывали человеческие грехи: откуда они берутся, что такое покаяние, изменение человека. Нынешний год посвящен добродетелям. Со взрослыми православное наследие рассматривается более подробно — с точки зрения богословия, истории и психологии. Потом все вместе отправляются в поездку, посвященную этой теме, закрепляют её уже неким практическим деланием.
Клирик храма иерей Георгий Погребный отвечает на приходе за работу с подростками — самую сложную и трепетную категорию прихожан. Он служит в Преображенском храме уже десять лет, а пришел сюда по приглашению отца Иоанна, с которым вместе они служили в Лавре.
— Понял, что дышим одним духом, — отмечает священник.
У отца Георгия самого подрастают дети, и он не хочет потерять их в подростковом возрасте. Появилась цель — удержать подростков в Церкви, в вере, в любви.
— Часто бывает, что в 12–13 лет ребята уходят из храма и не возвращаются, потому что не находят для себя современного интересного формата, — объясняет священник. — Мы задались целью создать этот формат для них. Начали общаться с подростками, спрашивать, что их волнует. Очень много было запросов про коммуникацию: как строить отношения с родителями, с друзьями, с учителями, как отстаивать границы там, где их нарушают, что такое вообще границы. И наш первый год, когда было много именно психологических запросов, был посвящен коммуникации.
Отец Георгий имеет образование психолога, поэтому решил, что занятия будут проходить в виде тренингов: минимум лекционной части, максимум — отработка ситуаций. Для него была очень важна обратная связь. И священник почти сразу увидел, что ребята стали смелее высказывать свое мнение, держали себя увереннее. Никто из подростков группы «Путь познания» из храма не уходил, напротив, они стремились принять участие в мероприятиях, поездках, становились организаторами для младших групп.
— Мы очень тщательно готовим программу, — говорит отец Георгий. — В преподавательском составе у нас психологи, преподаватели. Всё основано на современной психологии, новейших методах в педагогике. Думаю, в Петербурге у нас, пожалуй, единственный приход с таким серьезным подходом.
Ника Разумова — прихожанка Преображенского храма и ближайшая соратница отца Георгия. Она скоро станет дипломированным детским подростковым психологом, а на приходе помогает соединять опыт Церкви и современной психологии.
— Стараемся создать такую атмосферу для подростков, чтобы они были самими собой, — отмечает Ника. — То есть мы ни в коем случае никого и ничего не осуждаем, принимаем их такими, какие есть. И ребята делятся своими переживаниями, своей болью.
Ещё одним добрым «богатырем» на приходе можно назвать помощника настоятеля Сергея Добровольского, который возглавляет скаутскую приходскую дружину «Лавра». Исторически дружина возникла в Александро-Невской лавре, где Сергей занимался с мальчишками в воскресной школе. Этот опыт он перенес и сюда.
— Мои воспитанники — наши приходские мальчишки. Сейчас у нас в дружине 15 мальчиков от 10 до 16 лет. Основная задача — помощь родителям в воспитании юношей, ведь в этом непростом возрасте многие испытывают сложности в общении с родителями. Мы — «лесные скауты»: ходим в лес, в походы, преодолеваем полевые трудности. У нас бывают длительные походы, в которых ребята полностью себя обслуживают: готовят, стирают. С родителями встречаемся регулярно, проговариваем важные моменты. Для меня самая большая радость — когда я вижу наших мальчишек в лесу играющими, с веселыми лицами и без мобильных телефонов!
Философия добра
К Божественной литургии на приходе — тонкое и вдумчивое отношение. Изначально настоятель задал такой настрой: каждое слово службы должно быть слышно и различимо.
— Понимание службы, особенно Литургии — невероятно важно. Без этого полноценная литургическая жизнь невозможна. Мы должны молиться всем приходом, осознавая каждое слово, — говорит настоятель. — В храме у нас установлены микрофоны, звук также выведен на улицу, ведь часто в теплое время года прихожане, мамы с детьми молятся на улице. Это, кстати, спасло нас в ковидные годы: совершали Литургию в храме, а прихожане молились на улице, с соблюдением безопасной дистанции. И сейчас это удобно, ведь даже те, кто стоят в притворе, слышат текст богослужения. На приходе четыре хора, и каждый со своим регентом: знаменный, византийский, любительский и партесный. Так что в течение года здесь можно услышать все оттенки церковного пения, все стили.
Искренней добротой и открытыми улыбками прихожан пленяются люди, впервые зашедшие в этот храм. Врач-стоматолог Елизавета Журавлёва ездит сюда каждое воскресенье со «Звездной» — не самый ближний путь не пугает.
— Пришла сюда в конце прошлого года и нашла здесь живой отклик, доброе участие, любовь, — говорит молодая женщина. — Здесь приход хороший, очень доброжелательный, теплый. Сразу нашла своих людей.
Ирина — студентка Политехнического университета Петра Великого. Говорит, что раньше не ходила в храм никогда, в её семье даже не было традиции святить куличи. Сейчас Духовская община для девушки — это «больше, чем дом, больше, чем люди».
— Нужно было крестить мою младшую сестру, меня решили сделать крестной. Перед крестинами необходимо пройти огласительные беседы, и как раз за этим я и пришла сюда. Познакомилась с отцом Илией, который принял мою первую в жизни исповедь. Так и осталась тут. Меня радует, что свое окружение я тоже постепенно привожу к вере. Я никого не заставляю, никого не прошу ходить со мной, но если кто-то просит или хочет со мной сходить, я отменяю все свои дела.
— Я думаю, что доброта — это как раз то, что больше всего необходимо людям, а нынче это дефицит, — отмечает настоятель. — И это главное, что собирает общину в нашем храме и всех поддерживает в живом, приподнятом состоянии духа.






