Древняя Сердика, новая София
Что такое Болгария сегодня: страна роз, золотых песков и доступной недвижимости или, может, это страна преподобного Иоанна Рыльского и святого Климента Охридского?
Раздел: Из окна в Европу
Ротонда святого Георгия и руины резиденции императора Константина I Великого
Должно быть, верно и то, и другое… В продолжении разговора о Болгарии мы публикуем заметки журналиста христианского радио IamRadio о Софии.
Беды были разными. История Балкан напоена кровью.
«Сердика — это мой Рим», — передает нам слова императора Константина Великого история. У императора была идея сделать здесь столицу империи, но географически выгодное положение Константинополя взяло верх. За восемь столетий до Рождества Христова на месте неолитовой стоянки возник фракийский город, названный римлянами по имени племени сердов, который и был до IV века столицей Фракии. Сердикой он назывался до IX века, затем обрел название Средец и лишь после стал Софией. София стала столицей Болгарии только в конце XIX века. Во внутреннем дворе Президентства, в центре столицы стоит самый старый храм города — ротонда святого Георгия и остатки резиденции Константина Великого. Церковь является частью более крупного археологического комплекса. За апсидой располагается часть бывшей римской улицы с сохранившимися дренажными системами, фундаментами общественного и других небольших зданий. Ротонда построена из красного кирпича и сочетает несколько видов симметрии. Сохранились фрагменты пяти слоев фресок: первый — римско-византийские цветочные элементы IV века; второй — болгарские ангелы Х века; третий — XI–XII веков — фриз с пророками и фресками, изображающими Вознесение, Успение и т. д.; четвертый — XIV века: портрет епископа к северу от входа; пятый — декоративные, Османского периода. Позже здесь хранились мощи преподобного Иоанна Рыльского, подвижника, оказавшего значительное влияние на развитие христианской веры в новокрещенной Болгарской земле.
Изначально для составления и реализации проекта был призван русский архитектор И.С. Богомолов. Но процесс тормозился, главным образом болгарским правительством, смотревшим в сторону немецких и австрийских князей. Однако вскоре Богомолов умер, правительство сменилось на дружески настроенное по отношению к России, и вопрос строительства храма был поднят вновь. Тогда на место Богомолова был приглашен профессор и преподаватель, а с 1894 года и ректор, Высшего художественного училища при Петербургской Академии художеств, Александр Никанорович Померанцев. В итоге строительство храма было завершено в 1912 году. К тому времени на Балканах вновь начались войны, оттеснившие Турцию на юго-восток, вплоть до Стамбула и его окрестностей.
В художественном оформлении, а также создании иконостасов и икон для храма приняли участие выдающиеся русские и болгарские художники, такие как В.М. Васнецов, В.Е. Савинский, Н.А. Бруни, И. Мрквичка, А. Митов, С. Иванов, профессора П.Е. Мясоедов, М. Судковский и другие.
Сегодня храм Александра Невского — это патриарший кафедральный собор, пропитанный историей и духом борьбы, выстроенный в русском имперском архитектурном стиле не без эклектичного почерка автора проекта, своеобразно вписывающийся в современную болгарскую действительность. И все же, прежде всего, он мистически удивителен своим «переводом» каждого входящего за черту, за грань, отверзающую другую, сакральную, реальность — реальность фотометрически-парадоксальную, как бы размеренным движением руки ломающую лучистые стрелы «того мира» и ровным сумеречным слоем раскладывающую этот свет по колоннам, купольному барабану, алтарной апсиде...
«…Таксисты громко зазывают приезжих на болгарском».
Когда в Софии пошел дождь — неспешный, тихий, заставший врасплох сидящих в кафе после работы людей — снежная шапка Витоши скрылась за потемневшими облаками, оставив лишь контур, неизменно проглядывающий сквозь серость туч. Дожди в Софии частое явление. Это удивляет жителей Петербурга и роднит их с этим местом. Вновь возникает странное ощущение «инаковости знакомого». Накатывает светлая тоска. Та тоска, которую Владимир Бибихин называл «одним из даримых настроений, когда кончается раскол мира, и полнота возвращается, но как проваливающаяся, оставляющая нас». Наутро полнота жизни вновь являет себя ясным небом, свежим запахом традиционной баницы и чашкой горячего кофе. Жизнь в столице продолжается.
Вместо вступления
Зеленая листва деревьев, режущая глаз ясность дня, открытый простор и снежная шапка горы Витоши — вот оно весеннее приветствие Софии прибывшим в столицу Болгарии петербуржцам.
Таксисты громко зазывают приезжих на болгарском. Поразительное чувство родного и одновременно чужого, понятного, но иного. Мартин Хайдеггер прав: «Язык есть дом бытия. В жилище языка обитает человек». И это твое обитание сталкивается с пониманием того, что вокруг что-то изменилось, но в то же время осталось главное. Остался фундамент, расположение комнат, а стены дома стали другого цвета, лица обитателей изменились, жесты стали темпераментнее, а походка неспешнее. Эта бережно передаваемая приезжим неспешность, точно рука уставшего путника, положенная на плечо: не беги, постой. Путь далек и узок. Здесь и сейчас мы присутствуем в нашем доме, претерпевшем многие беды.
Беды были разными. История Балкан напоена кровью.
Сердика-София
София — сердце Болгарии — раньше так и называлась: Сердика. Софией она стала благодаря собору святой Софии где-то с XIII века, а в официальных грамотах болгарских царей — с конца XIV. Собор святой Софии — один из старейших в стране храмов базиличного типа, который был воздвигнут при императоре Юстиниане I Великом в 537 году, на месте церкви начала III века. Именно здесь в 343 (или в 344) году прошел Сардикийский собор, считающийся своего рода продолжением Первого Вселенского собора. Тогда это была фактически граница Западной и Восточной Римских империй, место проведения собора было определено по инициативе двух императоров, сыновей Константина Великого — православного Константа и Констанция II, того, кто симпатизировал арианам и о котором Аммиан Марцеллин писал: «Он окружил маленький домик, который служил ему обычно местом ночного отдыха, глубоким рвом, через который был перекинут разборный мостик; отходя ко сну, он уносил с собой разобранные балки и доски этого моста, а утром опять водворял их на место, чтобы иметь возможность выйти». Сардикийский же собор известен еще и тем, что на нем присутствовал Афанасий Великий, которого пыталась осудить арианская партия.
София — город с тысячелетней историей, ныне промышленный центр Болгарии.
София — город с тысячелетней историей, ныне промышленный центр Болгарии.
«Сердика — это мой Рим», — передает нам слова императора Константина Великого история. У императора была идея сделать здесь столицу империи, но географически выгодное положение Константинополя взяло верх. За восемь столетий до Рождества Христова на месте неолитовой стоянки возник фракийский город, названный римлянами по имени племени сердов, который и был до IV века столицей Фракии. Сердикой он назывался до IX века, затем обрел название Средец и лишь после стал Софией. София стала столицей Болгарии только в конце XIX века. Во внутреннем дворе Президентства, в центре столицы стоит самый старый храм города — ротонда святого Георгия и остатки резиденции Константина Великого. Церковь является частью более крупного археологического комплекса. За апсидой располагается часть бывшей римской улицы с сохранившимися дренажными системами, фундаментами общественного и других небольших зданий. Ротонда построена из красного кирпича и сочетает несколько видов симметрии. Сохранились фрагменты пяти слоев фресок: первый — римско-византийские цветочные элементы IV века; второй — болгарские ангелы Х века; третий — XI–XII веков — фриз с пророками и фресками, изображающими Вознесение, Успение и т. д.; четвертый — XIV века: портрет епископа к северу от входа; пятый — декоративные, Османского периода. Позже здесь хранились мощи преподобного Иоанна Рыльского, подвижника, оказавшего значительное влияние на развитие христианской веры в новокрещенной Болгарской земле.
Болгарский Александр Невский
Есть в Болгарии еще один храм, особенно дорогой и значимый для русских, в том числе и для петербуржцев, — собор благоверного князя Александра Невского. Известен он в последнее время благодаря кинематографу и на Западе, правда, как русский храм, поскольку его используют для съемок в фильмах, действие которых происходит в России. Этот храм-памятник был воздвигнут в честь освобождения Болгарии в ходе Русско-турецкой войны 1877–78 годов. Уже на следующий год после окончания войны решено было воздвигнуть собор и посвятить его святому Александру Невскому, покровителю императора Александра II Освободителя.
Собор святого Александра Невского воздвигнут в честь освобождения Болгарии в ходе Русско-турецкой войны 1877-78 годов.
Изначально для составления и реализации проекта был призван русский архитектор И.С. Богомолов. Но процесс тормозился, главным образом болгарским правительством, смотревшим в сторону немецких и австрийских князей. Однако вскоре Богомолов умер, правительство сменилось на дружески настроенное по отношению к России, и вопрос строительства храма был поднят вновь. Тогда на место Богомолова был приглашен профессор и преподаватель, а с 1894 года и ректор, Высшего художественного училища при Петербургской Академии художеств, Александр Никанорович Померанцев. В итоге строительство храма было завершено в 1912 году. К тому времени на Балканах вновь начались войны, оттеснившие Турцию на юго-восток, вплоть до Стамбула и его окрестностей.
В художественном оформлении, а также создании иконостасов и икон для храма приняли участие выдающиеся русские и болгарские художники, такие как В.М. Васнецов, В.Е. Савинский, Н.А. Бруни, И. Мрквичка, А. Митов, С. Иванов, профессора П.Е. Мясоедов, М. Судковский и другие.
Сегодня храм Александра Невского — это патриарший кафедральный собор, пропитанный историей и духом борьбы, выстроенный в русском имперском архитектурном стиле не без эклектичного почерка автора проекта, своеобразно вписывающийся в современную болгарскую действительность. И все же, прежде всего, он мистически удивителен своим «переводом» каждого входящего за черту, за грань, отверзающую другую, сакральную, реальность — реальность фотометрически-парадоксальную, как бы размеренным движением руки ломающую лучистые стрелы «того мира» и ровным сумеречным слоем раскладывающую этот свет по колоннам, купольному барабану, алтарной апсиде...
Последователи Кирилла и Мефодия
Недалеко от собора стоит памятник Царю-Освободителю Александру II, а за сквером — Софийский университет святого Климента Охридского, названный в честь талантливого ученика святых братьев Кирилла и Мефодия. Как считает большинство современных ученных, именно св. Климент является создателем славянского алфавита. Дело в том, что славянских азбук известно две — глаголица и кириллица. Кириллица была создана на основе греческого письма. Создатель ее проделал огромный труд, чтобы видоизменить и приспособить его под славянскую фонетику. Ученые проанализировали лингвистические особенности, географическое распространение, провели палеографические исследования и пришли к выводу, что глаголица была создана раньше кириллицы, и именно ее, по-видимому, создал Кирилл, а автором кириллицы является ученик Мефодия Климент Охридский. Но споры вокруг этого предмета продолжаются и сегодня.
Софийский университет святого Климента Охридского.
Климент действительно был выдающимся умом своего времени. После того как он бежал от преследований из Моравии, болгарский царь Борис отправил его в Охрид, ныне в Македонии, где он создал крупнейшую школу славянской письменности и центр славянской культуры. В нем осуществлялись переводы богослужебных текстов и сочинялись оригинальные произведения духовного содержания. Также невероятно обширную работу провел Климент по обучению грамоте взрослых и детей. Предполагают, что святой приобщил к славянской письменности около 3 500 человек.
Климент действительно был выдающимся умом своего времени. После того как он бежал от преследований из Моравии, болгарский царь Борис отправил его в Охрид, ныне в Македонии, где он создал крупнейшую школу славянской письменности и центр славянской культуры. В нем осуществлялись переводы богослужебных текстов и сочинялись оригинальные произведения духовного содержания. Также невероятно обширную работу провел Климент по обучению грамоте взрослых и детей. Предполагают, что святой приобщил к славянской письменности около 3 500 человек.
Софийский университет известен в Европе благодаря многим выдающимся ученым ХХ столетия. Богословский факультет Софийского университета окончил болгарский священник Димитрий Тухчиев, служащий периодически в Русской посольской церкви свт. Николая Чудотворца:
— В университете мы изучали церковное право, катехизаторские дисциплины, гомилетику, историю, древние языки: латинский, древнегреческий, церковнославянский, а также библейские науки, — рассказывает отец Димитрий. — Для болгарского народа православная вера — это прежде всего тот объединяющий фактор, который позволил сохранить культуру и язык в период Оттоманского ига. Конечно, общество сегодня секуляризировано, но вера — это призвание, которое, если и является искренней религиозностью, а не тенденцией времени, не подвергается особому воздействию. Люди сами решают, верить им или нет. В Болгарии много русских прихожан. Болгария и Россия — это славянские народы, имеющие общую историю. Болгарская Церковь также служит на церковно-славянском языке.
Сегодня
Сегодня София — это знакомые нам облики зданий, доставшиеся в наследство от социалистического прошлого, и необычный исторический центр. В кинотеатре «Одеон» показывают эстетский фильм австрийца Густава Дойча «Образы реальности» по мотивам картин американского художника Эдварда Хоппера, а в кафе и обменных пунктах по-европейски изящно завышают цены, ненамного, впрочем, ведь вкусная еда и открытая улыбка компенсирует эти казусы.
«…Таксисты громко зазывают приезжих на болгарском».
Когда в Софии пошел дождь — неспешный, тихий, заставший врасплох сидящих в кафе после работы людей — снежная шапка Витоши скрылась за потемневшими облаками, оставив лишь контур, неизменно проглядывающий сквозь серость туч. Дожди в Софии частое явление. Это удивляет жителей Петербурга и роднит их с этим местом. Вновь возникает странное ощущение «инаковости знакомого». Накатывает светлая тоска. Та тоска, которую Владимир Бибихин называл «одним из даримых настроений, когда кончается раскол мира, и полнота возвращается, но как проваливающаяся, оставляющая нас». Наутро полнота жизни вновь являет себя ясным небом, свежим запахом традиционной баницы и чашкой горячего кофе. Жизнь в столице продолжается.
Материал подготовлен нашими информационными партнерами — христианским интернет-радио IamRadio http://www.iamradio.ru/