Древний монастырь. Наши дни

На берегу Волхова стоит обитель с почти тысячелетней историей — Староладожский Свято-Успенский женский монастырь. Он стал свидетелем многих ключевых вех российской государственности и, если бы стены имели уши и могли говорить, поведал бы о тех событиях словами не мужей, но жен, нашедших здесь приют, кто — по своей воле, кто — против: благоверной Анны Кашинской, Евдокии Лопухиной и Евдокии Ганнибал, жен декабристов. В советский период монастырь закрылся: с тех пор, как он был возвращен Церкви, прошло не многим больше 10 лет. Настоятельница и сестры трудятся не покладая рук, возрождая молитвенную жизнь в обители.
Журнал: № 9 (сентябрь) 2018Автор: Валентина ПассФотограф: Станислав Марченко Опубликовано: 21 сентября 2018

Главная достопримечательность

Успенский собор был построен в середине XII века и считается самым северным из храмов домонгольского периода
Успенский собор был построен в середине XII века и считается самым северным из храмов домонгольского периода
Первый каменный храм в Старой Ладоге, церковь Успения, в 2016 году отметила девятисотлетие. К этой дате епископ Тихвинский Мстислав преподнёс подарок:  хорос в виде колеса, горизонтально подвешенного к потолку с помощью крепких цепей. Хорос выполнен по образцу древнего хороса, хранящегося в фондах Русского музея. В настоящее время по образцу иконостасов ХII века воссоздаётся алтарная преграда храма. 

Церковь не отапливается — внутри прохладно и сыро. Поэтому Успенская церковь открыта только в сухое время года для паломников и туристов, которые приезжают сюда, чтобы не только своими глазами увидеть этот древний храм, но и услышать историю здешних мест.
Успенский монастырь основан в период между 1040-м и 1116-м годами. Главная Соборная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы (1114–1116) построена новгородскими мастерами. Её возводили одновременно с каменной крепостью Рюрика в Ладоге как храм-усыпальницу княжеского женского монастыря, что подтверждается аркосольными нишами в его стенах и дьяконнике, и «знаком Рюриковичей», обнаруженном на арке свода церкви. В церкви сохранились две фрески начала XII века.
В 1611–1617 годах монастырь был разорен шведскими войсками под командованием Магнуса Делагарди. К Смутному времени относят исчезновение монастырского архива. После заключения Столбовского мира в 1617 году старица Акилина, собрав сестер, возобновила жизнь в монастыре. Тогда же обители передали земли упраздненного мужского Симеоновского монастыря, тоже разорённого шведами.
В 1718 году обители суждено было стать пристанищем опальной супруги императора Петра I — царицы Евдокии Федоровны Лопухиной (в иночестве Елены). Она прожила в монастыре до смерти Петра I в 1725 году. От царицы монахини получили в дар икону Божией Матери «Троеручица».
Сейчас при входе в обитель можно увидеть установленный специально к 900-летнему юбилею собора стенд с фотохроникой. Тут и архивные снимки монастыря, и фотолетопись первых лет его восстановления.
У сестер есть отдельное послушание — рассказывать об основных вехах жизни монастыря его гостям: об основании обители, о настоятельницах, о великомученице Варваре, которой было поручено управлять монастырем. Рассказывают сестры об Иоанне Кронштадском, который избирал настоятельниц из числа насельниц монастыря, о древней истории Ладоги: об Анне Новгородской, о Ярославе Мудром, о князе Олеге, князе Игоре, княгине Ольге, князе Мстиславе -  об истории нашей Руси. 

  
 

Матушки-игумении

Особое внимание уделяют жизнеописанию схиигумении Евпраксии. Всё чаще в монастырь приезжают люди, которые хотят поблагодарить подвижницу за молитвенную помощь. Приезжают женщины, чтобы сказать ей спасибо за дарование им детей, за исцеление родных. 

Схиигумения Евпраксия служила настоятельницей монастыря с 1779 по 1822 годы. Три раза в неделю в любую погоду она удалялась в пустыньку за четыре версты от монастыря для молитвенных подвигов. В начале ХХ века готовилась канонизация Евпраксии, помешала этому событию революция. Сегодня монастырь собирает материал для её прославления. 

Расцвет монастыря пришелся на период настоятельства игумении Дионисии (Аносовой). Все монастырские здания, кроме Успенского собора, построены при ней — с 1856 по 1895 годы. Долгие века до этого монастырь был деревянным. Монахини жили в домиках-кельях. Сами заботились о своем пропитании, зарабатывали рукоделием. Мать Дионисия ввела общежительный устав, по которому обитель живет и сегодня. 

После Октябрьской революции в 1918 году игумения Порфирия (Глинко), чтобы сохранить монастырь, написала прошение об организации здесь детского дома. Её просьба была удовлетворена. До 1925 года дети жили рядом с монахинями, потом монахинь выселили. Обитель возродилась только в 2005 году. 


За алтарем Успенского храма собраны надгробные плиты ранее существовавшего здесь монастырского кладбища. Когда в Старую Ладогу приехали первые насельницы, кладбище было разрушено, надгробия разбросаны. Плиты собирали по всей территории, находили и косточки на поверхности земли. Они хранятся в костянице - специальном гробу в Успенском храме.

 

Возродительница

Игумения Староладожского Свято-Успенского девичьего монастыря Ангелина (Васильева)
Игумения Староладожского Свято-Успенского девичьего монастыря Ангелина (Васильева)
В октябре 2002 года на празднике принесения мощей святителя Николая в Старую Ладогу митрополит Владимир благословил инокиню Ангелину (Васильеву) восстанавливать Успенский монастырь. В то время она несла послушание управляющей подворьем Введено-Оятского женского монастыря в храме Анны Кашинской

— Я была освобождена от этой должности, где исполняла послушание в течение восьми лет, — рассказывает игумения Ангелина. — Со мной в Ладогу пришли две сестры, с которыми мы восстанавливали подворье. Эти сестры образовали в марте 2003 года общину возобновляемого Староладожского монастыря. Когда мы приехали, в обители еще жили дети коррекционной школы-интерната. Он существовал здесь с 1961 года. Мы расположились в больничном корпусе и стали жить бок о бок с детьми. История повторилась. Последние монахини в начале XX века тоже находились вместе с детьми, и последним их пристанищем был тот же больничный корпус. 
В июле 2004 года весь комплекс зданий монастыря передали епархии. Детей перевезли в новую школу. А 28 августа 2005 года в монастыре состоялось торжественное богослужение, ознаменовавшее начало возрождения древней обители. 


Трудный, но яркий

Начался продолжительный, тяжелый период восстановления Свято-Успенской обители. Здания пребывали в плачевном состоянии. Территория была настоящим проходным двором — летом люди через монастырь в купальниках ходили на пляж, зимой заявлялись любители воровать железо. Приходилось дежурить.
Тяжелее всего приходилось зимой, когда не было тепла, а порой и света. Каждый год на Крещение сестры ездили на источник за водой — надо спуститься к роднику, потом поднять наверх 20-литровые битоны с водой. Позже в обители появились  девочки-воспитанницы. Они приезжали на летние и зимние каникулы. Участвовали в богослужениях с сестрами.
Одна из воспитанниц Успенской обители Елизавета Голова рассказывает, что впервые побывала в монастыре еще до начала его возрождения:
— Невозможно тогда было представить, что здесь жили дети, — вспоминает она. — Смотрю и не верю своим глазам — одни руины. С 2003 года я стала ездить сюда регулярно. У меня в тот период случилась трагедия — погиб брат. Матушка благословила за него потрудиться. Я хорошо помню этот период. Было очень тяжело, но был «драйв». Мы с другими воспитанницами соревновались, кто первым выполнит работу. Когда приходили новые трудники, они сразу проникались той атмосферой, которая царила в монастыре. 

Воспитанницы находили время и для творчества — придумывали сценки, спектакли, праздники, снимали фильмы. Сейчас они выросли, получили образование, создали православные семьи и вспоминают монастырь с благодарностью.     

В деревне Кисельня строится монастырский скит с храмом святителя Спиридона Тримифунтского. В скиту сестры будут вести подсобное хозяйство, расширять которое в стенах обители нет возможности, а главное — молиться в уединении в стороне от суеты и туристического многолюдья, неизбежного в самой обители.
В деревне Кисельня строится монастырский скит с храмом святителя Спиридона Тримифунтского. В скиту сестры будут вести подсобное хозяйство, расширять которое в стенах обители нет возможности, а главное — молиться в уединении в стороне от суеты и туристического многолюдья, неизбежного в самой обители.


Что такое путь к Богу? 

— У каждого он свой, — делится матушка Ангелина. — Человек свободен в выборе своего пути. Но есть люди, предназначенные к службе Богу. Какой бы путь они ни выбрали, он всегда приведет к Нему, даже через много лет..
Настоятельница Игумения Ангелина (Васильева) родилась в мае 1945 года. Работала инженером, ветеран труда. В монастырь пришла по воле Господа четверть века назад в возрасте 49 лет. 

Благочинная монастыря монахиня Илариона (Пронченкова) приехала в обитель, чтобы провести здесь отпуск. Через два месяца вернулась и осталась насовсем. 

Послушница Ольга Загар успевает везде: это и цветники, и трапеза, и клирос, и уход за животными. 

Монахиня Сергия (Закирова) долгое время послушалась в трапезе. Сейчас на службах несёт послушание чтицы. Огородница, занимается заготовками овощей и фруктов на зиму.
Самая юная послушница монастыря, Надежда Федоринова, вот уже два года несет послушание регента. Она приехала в обитель в 2016 году за две недели до юбилейного торжества, чтобы помочь сестрам. Говорит, что желание уйти в монастырь родилось у нее в 14 лет:
— Близкие были против, отговаривали, — делится она. — А потом мама вдруг сказала: «Может быть, это как раз то, что ты искала». По Промыслу Божьему я оказалась в музыкальной школе в Новой Ладоге, училась там параллельно с послушаниями в монастыре. За три года экстерном окончила. Теперь с сестрами занимаемся нотной грамотой. С недавнего времени стала заведовать лавкой. Матушка иногда и на другие послушания отправляет. Смена деятельности — это отдых. 


Послушания и послушницы

Повседневные послушания сестер — это уборка территории, косьба травы, забота о цветах, приготовление пищи, работы в саду и огороде, уход за курами и козами, которые обеспечивают монастырь молоком и яйцами, по осени — заготовки, зимой — уборка снега. На богослужениях сестры сами читают и поют.
— У нас никогда не было много желающих прийти в монастырь, — делится матушка Ангелина. — Те, кто приходят за спокойной жизнью, скоро разочаровываются и уходят. В монастыре остается тот, кого призывает Господь тот, кто решает ради Бога переносить трудности до конца жизни. Тех, кто прибывают в обитель «навсегда», мы предупреждаем: будет трудно. Как правило, такие люди уезжают через пару дней. А кто пришёл по зову Господа, остается. Ему не уйти. Попав в монастырь, такой человек ходит счастливым — Бог проливает на него благодать. Но потом начинаются испытания. Господь как бы говорит: теперь, когда Я отнимаю свою помощь, выдержишь ли ты? Выдерживают не все. Остаются терпеливые и преданные Богу. Бывает, что и уже опытные падают. Но важно подняться и идти дальше.
К сегодняшнему дню в монастыре сделано много: восстановлены разрушенные стены, отремонтирована Крестовоздвиженская церковь, где в советское время устроили спортзал, теперь в ней проводятся регулярные богослужения. Восстановлены и освящены привратная часовня и монастырская лавка. Построена деревянная звонница. Отреставрирована церковь Алексия, человека Божия, на кладбище. Установлены теплицы, разбиты цветники. Но еще многие памятники в монастыре по-прежнему требуют реконструкции. Необходимо заменить трубы водоснабжения, канализации. В планах возведение церкви Рождества Христова.
Появляются и новые задачи. Год назад монастырю подарили четыре гектара земли. По благословению епископа Тихвинского и Лодейнопольского Мстислава начались работы по благоустройству скита и строительству деревянного храма святителя Спиридона Тримифунтского.
В монастырь уже несколько лет приезжает группа православной молодёжи «Гардарики». Они оказывают монастырю неоценимую помощь. Мы просим откликнутся всех, кто может помочь монастырю своим трудом, финансовой помощью, инструментами. Звонить по телефону 8 (921) 333-60-71.
           


Поделиться

Другие статьи из рубрики "ЛЮДИ В ЦЕРКВИ"