Дорога, молитва, дорога и снова молитва
ИЗ ПЕТЕРБУРГА В ОСЬМИНО
Отыскав на перекрытой дорожниками площади Александра Невского нужную маршрутку, забираемся в салон и садимся на продавленные сиденья, чтобы, продремав добрых два с половиной часа в компании дачников с корзинками и тележками, оказаться в поселке Осьмино, где прямо около трассы стоит храм Георгия Победоносца. Ничем не примечательная постройка, обшитая белым сайдингом, — на самом деле преемница старого, времен Петра Великого, храма, который, обветшав в советское время, окончательно развалился уже в 2000-е годы. Вернее, был снесен как пришедший в аварийное состояние и представляющий опасность — купол попросту провалился внутрь.
Справка
Деревянная церковь Георгия Победоносца была построена в 1700–1709 годы в левобережной части села и позже неоднократно перестраивалась. Её основательно подновили в 1896 году: подвели кирпичный фундамент, сделали железную кровлю. Закрыта в 1937-м, купола и колокольня сломаны. В 1995-м возвращена верующим. В 2002 году старый храм обрушился и был разобран. Его планируется воссоздать, уже разработан проект реставрации.
Когда сравниваешь черно-белые фотографии той старой церкви с современным храмом, бросается в глаза разница масштабов. Иначе быть не может: новую Георгиевскую церковь возвели на месте, где некогда стояла галерея, соединяющаяхрам с колокольней. От храма остался фундамент — он за современной алтарной частью, у самого обрыва, на дне которого дачи, грядки и яблони. На месте же колокольни уже много десятилетий шоссе — не повезло ей быть поставленной там, где государство решило строить дорогу.
ЧЕТЫРЕ ХРАМА, ДВЕНАДЦАТЬ ЧАСОВЕН
Не успели мы, выйдя из маршрутки, как следует оглядеться — тормозит рядом автомобиль, открываются двери, а священник, настоятель осьминской церкви иерей Павел Гринько, с заднего сиденья приглашает усаживаться в салон. Так получилось, что наше с ним знакомство вынуждено начаться с поездки в соседнюю деревню Клескуши на отпевание и потом на похороны, «ибо человек не знает своего времени» (Еккл. 9, 12).
За рулем Сергей, внук преставившегося. У отца Павла своего автомобиля нет, поэтому по окормляемому им Осьминскому сельскому поселению — а это, между прочим, 53 деревни — священника возят прихожане. Недавно приход подарил своему настоятелю мопед, но мопед не машина, далеко не уедешь, особенно зимой. Километраж же здесь такой: от Осьмино до Клескуш 27 километров, от Клескуш до Красных Гор — 32 километра, от Красных Гор до Бреи — 21 километр, от Красных Гор до Гниленки — 63 километра.
— Под моим окормлением, — рассказывает отец Павел, — два действующих храма: Георгия Победоносца в Осьмино и иконы Божией Матери «Знамение» в деревне Красные Горы, относящейся к Толмачевскому городскому поселению, два полуразрушенных: святителя Николая Чудотворца в Рели и Вознесения Господня в Самро, а еще 12 часовен.
Численность населения в большинстве деревень напрямую связана с сезонной миграцией дачников: зимы люди предпочитают проводить в городах. И даже летом посещающих богослужения здесь не так много. Поэтому Литургии и Всенощные бдения регулярно служатся в Осьмино и Красных Горах, а молебны и панихиды в часовнях — лишь несколько раз в год, в основном в Светлую cедмицу и на Преображение. Но все равно без транспорта священнику тут непросто, особенно если утром Литургия в Осьмино, вечером, в 16 часов, Всенощное бдение в Красных Горах, а между ними требы, как сегодня отпевание в Клескушах.
— В такие дни бывает, — говорит священник, — что завтрак у меня случается в восемь часов. Вечера.
СУЕВЕРИЯ СТАРОЙ ДЕРЕВНИ
Клескуши — деревня древняя, первое упоминание о ней относится ко временам правления Ивана Грозного. Удивляет выложенная булыжником единственная улица — что, наверное, свидетельствует о былой зажиточности этого места. Но сегодня жителей Клескуш можно пересчитать по пальцам — и те уходят: «ибо прах ты, и в прах возвратишься» (Быт. 3, 19).
Хоронят здесь так: по пути на кладбище на дорогу бросают раскидистые еловые лапы, чтобы душа не нашла дорогу обратно домой. Верования эти сохранились с дохристианских времен. Еще, говорят, в некоторых местных деревняхостался такой языческий пережиток, как почитание камней: гроб с покойником ставят на особо любимый в народе валун, прощаются с усопшим, а потом уж несут его дальше к месту последнего упокоения.
— Приходится объяснять людям природу этих суеверий, что христианам непозволительно заниматься такими вещами, — делится отец Павел Гринько. — Но это долгая работа, нахрапом такую задачу не решить.
А уже на кладбище священник предостерегает родственников и друзей усопшего от следования другому повсеместно распространенному предрассудку — поминовению души алкоголем.
ВОДА ИЗ КРАСНЫХ ПЕСКОВ
В Клескушах есть и старый родник, пробивающийся из толщи красных песчаников девонского периода. Вековая ель корнями держит потолок грота, подниматься к которому нужно по вытоптанным в почве ступеням, а потом, держась за перила, пройтись по перекинутому над руслом ручейка мостику, чтобы оказаться у источника. Сюда приходят за водой — источник почитается святым, местные жители прикрепили к стенкам грота две полки и заставили их иконами. В сырости иконы портятся, даже покрываются плесенью, и ходоки приносят новые. А старые складывают в стороне, под сосной.
— Нужно забрать эти образа с собой, — говорит отец Павел, — не дело, что они тут лежат.
С источником этим связано немало преданий и легенд. После церковного раскола XVII века в гроте якобы нашли прибежище монахи-староверы. А в XX веке местом будто бы интересовался советский мистик Александр Барченко, а вслед за ним и нацисты, а именно сотрудники Аненербе. Источник, твердит молва, они считали сохранившимся с гиперборейских времен (была в нацистской Германии такая теория о происхождении арийцев с Гиперборейского континента, большая часть которого якобы скрыта под водами и льдами Северного Ледовитого океана).
ОДЕССА — НОРИЛЬСК — ПЕТЕРБУРГ
У священника выходные дни — рабочие, и будни тоже рабочие, особенно если у него семья с тремя детьми и подсобное хозяйство. В Осьмино отец Павел живет настоящей деревенской жизнью, держит кроликов, кур. Все это ему не чуждо, родом-то он из деревни в Одесской области.
— Я там родился, потом родители переехали в город Стаханов Луганской области, где я жил до третьего класса, — рассказывает отец Павел, — а потом переехал с родителями еще дальше, на север, в Норильск. В деревне бабушка водила меня в храм, и в Норильске я, по её, верю, молитвам, тоже пошел в храм помолиться об учебе и друзей из своей компании, которая отнюдь не славилась поведением в школе, пригласил. Некоторое время мы ходили на богослужения вместе, но постепенно я единственный остался прихожанином. Стал прислуживать в алтаре, а после окончания школы и кулинарного училища поехал учиться в Одесскую духовную семинарию, и уже оттуда — в Академию в Петербург.
Отец Павел хотел вернуться служить в город детства, в Норильск, но получилось иначе — остался в Петербурге. Рукоположен в сан диакона он был после Академии и служил в храме Преображения Господня в Лигово, о котором до сих порне забывает, как и прихожане из Лигово не забывают о нем: собирают для сельского прихода одежду, продукты и предметы первой необходимости, которые отец Павел раздает нуждающимся сельчанам.
— Наши дачники живут недалеко от Преображенского храма — говорит священник, — они и привозят нам эти вещи.
Детям отца Павла, уроженца Причерноморья, выросшего в Норильске, Лужская земля стала родиной.
УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ
Из Осьмино в Красные Горы добираемся уже на другой машине. Вместе с нами едет бывшая учительница музыки из осьминской школы Зинаида Алексеевна, в своей приходской жизни, которая длится без малого 17 лет, — регент и певчая.
Пока автомобиль мчится по ровной на удивление дороге (в иных районах области трассы пребывают в намного худшем состоянии), а из динамиков магнитолы доносятся песни Виктора Цоя, Зинаида Алексеевна рассказывает о своем пути в Церковь:
— В школу на День Победы мы приглашали ветеранов, звали на День пожилого человека пенсионеров. Казалось, что в их глазах отражаются мысли о другой жизни, что они уже думают о вечности. «Хорошо бы иметь действующий храм в Осьмино!» — подумала я как-то раз, и это стало первым шагом по направлению к Церкви. В 2001 году в Костромской области умерла моя тетя, я не успевала проститься с ней и пошла к церковному старосте, чтобы узнать, как мне помолиться за усопшую. Он предложил мне, как учителю музыки, заняться церковным хором в ближайшем действующем храме в Козьей Горе. Так я стала каждое воскресенье бывать на службах, пропускала их лишь в самые лютые морозы — печек в храме не было, и он, каменный, большой, промерзал насквозь. Мы молились о том, чтобы Господь послал нам священника в Осьмино, и вымолили отца Павла.
КРАСНОГОРЦЫ
На въезде в Красные Горы, у сохранившегося до наших дней противотанкового рва, — мемориал погибшим защитникам Лужского рубежа обороны. Еще не так давно он находился в глубине леса, но был избран вандалами в качестве мишени для тренировки в стрельбе. У дороги, рядом с жилыми домами, мемориал остается нетронутым.
Сама деревня Красные Горы небольшая, и как и Клескуши, населена в основном дачниками из Петербурга. Зимой здесь намного безлюдней. Но есть в Красных и постоянные обитатели, а некоторые «летние» прихожане красногорского храма собираются присоединиться к их числу, перебравшись сюда на постоянное место жительство. Например, Наталья Спасская с мужем почти окончательно переехали в Красные Горы из Санкт-Петербурга.
Многое связывает с Красными Горами старосту храма Владислава Савельева: здесь похоронены его предки, дедушка тоже работал в храме старостой и женился на служанке настоятеля, чья дочь уже в наше время жила в двухэтажном доме напротив церкви, здании бывшей приходской школы.
— Сейчас этот дом в собственности нашего прихожанина, — разъясняет отец Павел Гринько, указывая на здание с колокольни, куда мы забрались, чтобы звоном возвестить о начале утрени. — Планы у нас с ним большие: он собирается открыть там приходскую сельскохозяйственную школу, чтобы подростки обучались кто управлять трактором, кто ухаживать за животными — у кого к чему душа лежит.
Но для начала здание надо отремонтировать. Впрочем, история показывает, что в Красных Горах народ скор на добрые дела: храм, которому в следующем году исполнится 230 лет, восстанавливали всем миром и преуспели за весьма короткие сроки. Вот на фотографиях участники первого субботника по наведению порядка в заброшенной полуразрушенной церкви — это 2004 год. А уже в 2009-м храм был полностью восстановлен.
Кстати, среди прихожан этой церкви — фронтмен группы «Алиса» Константин Кинчев. Отец Павел рассказывает, как однажды приехавшие в Красные Горы паломники из Петербурга очень удивились, увидев на богослужении знаменитого рокера.
Справка
Деревянный храм иконы «Знамение» Пресвятой Богородицы построен помещиком Семеном Скобельцыным и освящен 22 сентября 1789 года лужским протоиереем Филиппом Александровым. К началу XX века облик храма существенно изменился. Судя по фотографии 1900-х годов, церковь, сохранив одноглавие, была надстроена вторым ярусом, получила купольное завершение. Аналогичные изменения коснулись и колокольни, беседку звона которой вместо традиционной главки венчает высокий шпиль. После закрытия церковь была и сельским клубом, и общежитием для сезонных рабочих. Со временем от нее остался только крепкий сруб протяженной нижней части здания. В 2004 году местные жители принялись за восстановление храма, взяв за основу его проект 1789 года.ЛЕГЕНДА И БЫЛЬ
Среди старожилов Красных Гор бытуют сказания, ничуть не уступающие поверьям о святом источнике, распространенным у жителей Клескуш. Говорят, что неподалеку от Знаменской церкви, на мысу у самого края Красногорского озера, находился каменный храм. В одну из тяжелых годин истории края он ушел под воду, подобно граду Китежу. Красногорские мальчишки, ныряя в озеро, якобы видели его контуры и лежащие на дне колокола.
Это, конечно, легенда. А вот правдивая история, произошедшая в наши дни:
— В 15 километрах отсюда, в деревне Славянка, местные жители придумали расчистить берег озера под пляж, — рассказывает отец Павел, — и нашли в воде изразцовую икону святителя Николая. На следующий день, продолжив работу, нашли и вторую, тоже изразцовую и тоже святителя Николая.
И СНОВА ПО МАШИНАМ
Путешествуя без личного транспорта по такому обширному приходу, как Осьмино, вы обречены зависеть от расписания электричек, автобусов, маршруток и занятости добровольцев, которые взялись вас подвозить. Потому и расставание с отцом Павлом получилось столь же стремительным, как и знакомство. Он садится в одну машину, а мы в другую, и автомобили разъезжаются из Красных Гор в разные стороны.