Дорога к Неве

Фестиваль «Невский благовест» (см. стр. XII) открыл фильм «Александр Невский. Путь к Неве» (режиссеры Андрей Фёдоров и Елена Нупрейчик, продюсер Наталья Родоманова). Он снят летом этого года и рассказывает об автомобильном крестном ходе в честь 300‑летия перенесения мощей святого Александра Невского. Съемки проводились в Санкт-­Петербурге, Владимире, Твери и Великом Новгороде. Авторы проехали за девять дней 2,5 тысячи километров, посетили 26 храмов и монастырей, связанных с перенесением святыни. Как это было, рассказывает Наталья Родоманова.
Наталья Родоманова представляет фильм на фестивале «Невский благовест»
Журнал: № 1 (300) 2025Интервьюер: Татьяна Кириллина Опубликовано: 24 января 2025

Наталья Олеговна, как возникла идея автомобильного крестного хода? Было заранее понятно, что будет сниматься фильм, или такая мысль возникла позже?

— Идея возникла еще у предыдущего наместника Александро-­Невской лавры владыки Назария, ныне епископа Никольского и Кузнецкого. Когда разрабатывался маршрут, у меня как у руководителя пресс-­службы Александро-­Невской лавры, как у человека, который связан с созданием документального кино, родилось жгучее желание всё это зафиксировать, потому что было понятно: мы проедем через места, в которых вряд ли еще побываем, по следам исторического крестного хода с мощами святого князя, который совершался триста лет тому назад. Так что мысль о том, что нужно снимать фильм, у меня родилась сразу же. Затем, как известно, решением Священного Синода сменился наместник Александро-­Невской лавры, и мы не то что забыли об этой идее, но ­как-то подумали, что, наверно, она уже вряд ли осуществится.

— Тем не менее крестный ход состоялся…

— Еще в середине 2023 года, поскольку крестный ход должен был пройти через несколько епархий, мы написали письмо, подписанное владыкой митрополитом, Святейшему Патриарху Кириллу с просьбой благословить это мероприятие. В конце августа сменился наместник Лавры, и вдруг в конце ноября нам приходит ответ с благословением Святейшего Патриарха. С этим благословением мы пошли к владыке Вениамину, он сказал, что раз есть благословение, его надо исполнять. И мы поняли: надо готовиться.

— В чем заключалась подготовка, были ли трудности?

— Подготовка легла на наши плечи, пресс-­центра Лавры. Было понятно, что мы поедем с иконой, в которой будет частица мощей. Нужно было составить маршрут, оповестить всех на местах, куда мы хотим приехать, дождаться ответа от местных епархий. Лавру же нельзя надолго оставить без её наместника, да и съемочная группа тоже не может уехать слишком надолго, — нужно было выбрать определенный отрезок времени. И мы выбрали период перед Вознесением. Наш крестный ход начался 26 мая и завершился 10 июня. Основная автомобильная часть прошла до 3 июня. Был создан оргкомитет епархиально-­городской, председателем от светских властей стал губернатор Александр Дмитриевич Беглов. Мы, уже опираясь на письмо Святейшего Патриарха, обратились к главам тех епархий, по территории которых проходил наш маршрут, с просьбой нам споспешествовать и с пожеланием владыки Вениамина в дни пребывания сослужить правящим архиереям. Также были направлены письма от губернатора руководителям регионов с просьбой оказывать содействие и крестному ходу, и проведению съемок.

— В чем была особенность маршрута?

— Во-первых, нужно было за короткое время преодолеть довольно большой отрезок пути. Мы проехали около 2,5 тысяч километров за девять дней. Для того чтобы снимать так называемое дорожное кино (по-английски — road movie), необходимо было запечатлевать, как мы передвигаемся по разным шоссе, проселочным дорогам, мостам. Для этого необходимо было периодически останавливаться, пропускать съемочную группу вперед, она выбирала точку съемки, и колонна должна была проехать мимо определенного места, где в кустах сидели и лежали операторы. В ­каком-то месте над дорогой поднимался коптер, который снимал нас сверху во время движения. Съемка проходила с участием двух операторов, была специальная техника, которая позволяла снимать с рук и в движении. Нам, к счастью и по молитвам благоверного князя Александра, всё удалось сделать. Во-вторых, чтобы получился фильм, в нем должны быть вставки — небольшие сюжеты о героях, которых мы встречали в пути. За время путешествия мы посетили 26 храмов, монастырей, часовен, и одновременно нужно было успеть снять наших героев в привычной для них обстановке. В связи с этим съемочная группа жила отчасти по своему плану, мы должны были периодически расходиться с крестным ходом, а потом снова пересекаться. Героев мы, конечно, постарались отобрать заранее, чтобы четко выстроить съемочный график.

— И кто был в числе героев?

— Например, была художница-­реставратор Светлана Красулина, которая рассказывала про реставрацию уникальной иконы в храме владимирского села Арбузово. Она огромных размеров, и на ней Александр Невский изображен в монашеском облике — несмотря на то, что образ был написан в первой трети XVIII века, уже после указа Святейшего Синода об изображении святого князя не в монашеском облачении, а в княжеской или воинской одежде. В надписи на иконе он назван святым благоверным великим князем Киевским и Владимирским, но нигде не указано прозвище «Невский». На фонах есть изображение храмов Владимира, они вполне узнаваемы. В Великом Новгороде мы снимали замечательную священническую семью Самуйловых, у них 8 детей, они 26 лет живут в браке. Батюшка служит в Спасо-­Преображенском храме села Бронница, икона во время нашего крестного хода ­какое-то время пребывала в этом храме. Съемочная группа туда выехала заранее и вместе с ними прожила полдня: поливали огород, общались с детьми. В Твери мы познакомились с настоятелем Александро-­Невского храма иереем Кириллом Алексеевым, который организовал клуб для молодых мужчин, они занимаются борьбой и помогают воинам СВО. В Суздале мы встретили супружескую пару: Екатерина — филолог, режиссер, снимает кино, а Николя — французский пианист и композитор. Он женился на ней, стал жителем Суздаля, сочиняет музыку, выступает с концертами. Он рассказал, что принял православие в храме Александра Невского в Париже. В нашей экспедиции согласился участвовать доктор исторических наук профессор Роман Соколов, один из главных специалистов по истории этого периода и жизни Александра Невского. Роман Александрович о различных точках, по которым мы проезжали, рассказывал всякие интересные детали. Сохранился путевой журнал перенесения мощей князя Александра. Например, известно, что в селе Ворша рядом с Владимиром под процессией рухнул мост, — и вблизи этого места наш спикер рассказал эту историю. Он пересказывал некоторые легенды, связанные с этим древним шествием, и комментировал их с точки зрения историка.

— Была и водная часть крестного хода…

— Да, когда стало ясно, что мощи не успевают доставить в Петербург ко второй годовщине Ништадтского мира, Пётр приказал, чтобы их принесли в Шлиссельбург, и там было принято решение, что они будут зимовать на Ореховом острове. В крепости Орешек они и находились, в храме Иоанна Предтечи. Мы снимали водный крестный ход из Шлиссельбурга уже вместе с епископом Тихвинским и Лодейнопольским Мстиславом. На руинах Иоанно-­Предтеченского храма в центре крепости служился молебен, и Роман Александрович рассказывал про последние эпизоды на пути мощей в Петербург. В Усть-­Ижоре Пётр I встал у руля лодки, его сановники сели на весла, и они отправились к Черной речке, которая ныне речка Монастырка. Заранее нами были сняты большие интервью с владыкой Вениамином и Романом Александровичем, размышления о том, почему всё это осуществлялось Петром, как мы сегодня относимся к этому и почему для нас актуален образ князя Александра Невского. У нас есть еще одна линия в фильме: эпизоды, иллюстрирующие разные этапы создания иконописцем Дмитрием Мироненко точной копии крышки раки мощей Александра Невского. Конечно, мы заранее фиксировали все моменты. На финальном этапе в мастерскую приходил владыка Вениамин, мы снимали, как они общаются с Дмитрием Геннадьевичем. Мы запечатлели рождение образа словно на глазах у зрителя, и в конце этот образ уже абсолютно готов, иконописец лаком его покрывает, и этот сюжет у нас завершает дорогу Александра Невского к Невскому монастырю. И конечно, в фильме присутствует образ Петербурга в самых разных ипостасях. Мы снимали изображения святого князя: памятник на площади Александра Невского, мозаики на станции метро, дом недалеко от Лавры, где есть рельеф с изображением Александра Невского, барельеф на дверях Исаакиевского собора и мозаику в самом соборе — всё это тоже присутствует в фильме. Мы рады, что фильм понравился зрителям — об этом говорили те, кто посмотрел его на открытии «Невского благовеста». Всё, чему были свидетелями мы, участники автомобильного крестного хода, что смогли запечатлеть камеры — люди, их любовь к благоверному князю, красота природы, древних храмов и монастырей, — в полной мере передалось зрителям. Они смогли разделить с нами это удивительное путешествие, встречи и размышления.  



Поделиться

Другие статьи из рубрики "ЧТО ЧИТАТЬ, СЛУШАТЬ, СМОТРЕТЬ"