Добрые люди из Череменца. Иоанно-Богословский Череменецкий монастырь
Размытые весенние краски, простота, неброскость. Остров с «мягкими»,
плавно соскальзывающими в водную гладь берегами, окружен спокойными водами озера. Иоанно-Богословский Череменецкий монастырь по строю своей жизни неуловимо соответствует «экологическому» окружению: люди здесь
хоть и интересные, но неброские, дела делаются без лишней патетики, а в монастырском «уставе» снисхождение преобладает над строгостью.
плавно соскальзывающими в водную гладь берегами, окружен спокойными водами озера. Иоанно-Богословский Череменецкий монастырь по строю своей жизни неуловимо соответствует «экологическому» окружению: люди здесь
хоть и интересные, но неброские, дела делаются без лишней патетики, а в монастырском «уставе» снисхождение преобладает над строгостью.
Раздел: ЛЮДИ В ЦЕРКВИ
Журнал: № 5 (май) 2016Страницы: 29-35 Автор: Евгений ПереваловФотограф: Станислав Марченко Опубликовано: 23 мая 2016
От эстрады до кельи
Монастырь видно издалека. Вдоль берега полуострова кругом проходит дорога, словно окольцовывая холм, на вершине которого возвышается главный собор обители — храм святого Иоанна Богослова, — а по склонам стоят хозяйственные и жилые постройки: воссоздаваемый по старым чертежам настоятельский дом и братский корпус, трапезная и гостиница.До первозданного облика монастырю пока далеко. Фотографии начала прошлого века показывают картину крепкого, хорошо поставленного хозяйства: с кузницей, мельницей, множеством послушников. Но, как говорят сегодняшние насельники, обитель восстанавливается очень быстро, меняясь прямо на глазах.
— Посмотрите, — говорит эконом и казначей иеромонах Владимир (Рогачевский), — здесь у нас небольшой прудик. Этим летом хотим его расширять и запускать туда карпов и красноперок. В прошлом году наши поймали в озере пять раков, их я тоже отправил в пруд, но прижились или нет, еще не проверял. А по эту сторону будем выкорчевывать пни, но тоже пока не придумали, чем засадим. Картошку мы всегда закупали, но несколько месяцев назад нам завещали гектар земли неподалеку, так что теперь кормиться будем с него.
иеромонах Владимир (Рогачевский)
Отец Владимир — помощник настоятеля Иоанно-Богословского монастыря епископа Гатчинского и Лужского Митрофана (Осяка). В обители он больше 15 лет, начинал с простого послушника. А вырос в интеллигентной петербургской семье. Больше всего на характер и мировоззрение будущего иеромонаха повлиял его дедушка — офицер царской и Красной армии, а потом политзаключенный, отсидевший 10 лет в лагерях по страшной 58-й статье, но не сломленный тюремной жизнью и не растерявший благородства. Он учил внука и правилам этикета, и первым молитвам.
— После армии я учился по классу саксофона в училище Римского-Корсакова, — рассказывает отец Владимир. — Помню, после занятий все шли на Сенную в пивной бар «Старая Застава», и я один — в Никольский собор. Если бы узнали, могли исключить, ведь я был секретарем комсомольской организации всего факультета.
Епископ Гатчинский и Лужский Митрофан (Осяк):
Первым монастырем, в котором я с 1994 года нес послушание, был Свято-Донской Старочеркасский мужской монастырь. Он находится в окружении небольших деревень, стоящих по берегам Дона. Мне он очень нравился — я всегда мечтал, чтобы обитель была вдали от больших населенных пунктов и, что при этом немаловажно, рядом имелся бы водоем с рыбой. В 1997 году меня вместе с другом иеромонахом Евфимием (Шашориным) митрополит Владимир (Котляров) пригласил в Санкт-Петербургскую епархию. Он же рукополагал нас в священный сан. Служить нас определили в Иоанно-Богословский Череменецкий монастырь — и представьте теперь, каково было мое впечатление от увиденного! Всё, как я мечтал: монастырь вдали от суеты, в окружении вод красивого озера. Радость, восторг, тишина и счастье — так можно описать мои первые чувства от встречи с обителью. Монастырь — это прежде всего место молитвы и подвига. Что такое духовная жизнь? Это жизнь по совести и справедливости, в любви и согласии (которых часто так не хватает). Монастырь — это своего рода школа благочестия, не только в теории, а в основном на практике. За 19 лет в обители собралась замечательная братия: пускай не многочисленная, но трудолюбивая, гостеприимная и любвеобильная. К сожалению, многих уже нет с нами: моего хорошего друга архимандрита Евфимия (Шашорина), монаха Варфоломеея (Ковалева). Это были добрые, отзывчивые люди. Они положили много сил на возрождение монастыря — ведь восстанавливать его приходилось из руин. Сейчас обитель очень меняется внешне — главное, нам удалось воссоздать Иоанно-Богословский собор, идут работы по реставрации других построек. По молитвам апостола и евангелиста Иоанна Богослова всегда находились люди, помогающие нам материально: это, конечно, и сам митрополит Владимир, и протоиерей Сергий Куксевич с семьей, который никогда не отказывал в финансовой, административной и духовной поддержке, и многие мои друзья и благодетели, такие как Александр Замахин, Михаил Прокофьев, Александр Гринцевич.В мирской жизни отец Владимир работал со многими музыкальными коллективами и артистами. Как говорит он сам, не удалось посотрудничать разве что с Аллой Пугачевой, хотя с ее зятем Владимиром Пресняковым активно гастролировал года два. Но эстрадную практику пришлось оставить в последнее десятилетие прошлого века: концерты среди беднеющего населения стали совсем непопулярны — прокормиться бы. И музыкант ушел из шоу-бизнеса. Работал где только можно, в том числе и продавцом в магазине. Но при этом всё так же не оставлял мысль о том, что жизнь надо посвятить Богу. В конце концов так и произошло — он пришел в монастырь.
Теперь отец Владимир один из двух (не считая настоятеля) священников в обители. Второй — иеромонах Иларион (Качур), который отвечает за техническую базу монастыря (например, у монахов есть свой КАМАЗ и автобус). Кроме того, он окормляет расположенную под Лугой военную часть — поэтому часто на воскресной службе можно видеть солдат.
Особенности народного меценатства
Чтобы восстановить монастырь из руин, требуются деньги. Очень сильно помогает министерство культуры, но немало удается собрать и с помощью благотворителей.— Что интересно, — говорит отец Владимир, — охотнее на помощь приходят бизнесмены из соседних районов и регионов — Петербурга, Пскова, Новгорода, — а вот лужские коммерсанты на доводы монахов о том, что под боком у них находится самое настоящее чудо, реагировали не так охотно. Раньше здесь была туристическая база. Они и привыкли относиться к нам как к турбазе. Сломать этот стереотип удалось далеко не сразу. Люди приходили и даже удивлялись тому, что теперь здесь живут монахи. Всё никак не могли привыкнуть. Сейчас, впрочем, ситуация поменялась, и лужские предприниматели тоже обратили на нас внимание. Кто материалы строительные подвезет, кто — деньгами поможет, многие на время отпусков приезжают помочь руками.
Самый важный этап реставрации монастыря — восстановление Иоанно-Богословского собора. Работа шла необычайно быстро, завершить ее удалость за считанные месяцы. А завершающий момент — водружение куполов — был ознаменован настоящим чудом. По крайней мере, так говорят монахи:
— Стоял февраль, — рассказывают они. — Перед самым освящением куполов поднялся сильный ветер. Мы еще думали: как же кран будет их поднимать? И вот, на удивление, как только молитва была окончена, ветер неожиданно стих, установился полный штиль: ни дуновения, ни дождинки, ни снежинки. Установка куполов заняла всего-то часов десять, и, как сказали нам приехавшие из Ростова и Ярославля рабочие, это очень мало — обычно на такие работы уходит двое-трое суток минимум. Ветер поднялся вновь, лишь когда наместник монастыря давал интервью телеканалам… Да, а через пару дней над островом засияла радуга. И это в феврале месяце.
Национальная солидарность
Когда взбираешься по склонам монастырского холма к собору, первое, что отмечает глаз, — обилие разбросанных там и сям надгробий. Часть могил сохранилась на своем месте, но основное кладбище, где нашли последний приют проживавшие поблизости дворяне и чиновники, было разрушено при большевиках.Вот плита с могилы Александра Артамоновича Муравьева, живописца и графика, сына декабриста Артамона Муравьева. Вот — с захоронения Александра Петровича Квашина-Самарина, действительного статского советника. А совсем рядом с собором — усыпальница графов Половцевых, меценатов, много помогавших монастырю до революции. Их усадьба располагалась совсем неподалеку, в деревне Рапти. В царские времена частым гостем особняка Половцевых был великий князь Константин Константинович Романов, в страшные тридцатые сюда приезжали на отдых высшие чины НКВД, в том числе и сам Ежов, в годы Великой Отечественной войны в особняке хозяйничали немцы, которые и взорвали его в 1944 году при отступлении.
Недалеко от вновь возводимого настоятельского дома брошенной лежит плита с могилы Егора Карловича фон Лоде, прокурора Евангелическо-лютеранской консистории, купившего в начале XIX века деревню неподалеку. С этим надгробием связана такая история: однажды монастырю требовалось большое количество цемента. Отец Владимир просил помощи у предпринимателя из Германии, но тот всё отказывался: с какой стати? И тут отец Владимир упомянул, что в монастыре похоронены дворяне немецкого происхождения. Довод оказался веским.
Как я стал монахом
Около 25 лет назад было ликвидировано государственное предприятие «Ленрыбпром», куда после армейской службы трудоустроился выходец из Ульяновской области Александр Кежапов. На предприятии он относился к «элитной» части рыбаков — у него была виза. На рыболовецком судне обошел самые разные уголки планеты: Европу, Северную и Южную Америки, даже Канары. Размеренная, спокойная, сытая жизнь. Как и многие в те годы, стоял в очереди на кооперативную квартиру. Но… перестройка, приватизация. Квартира ускользнула из рук, денег нет, предприятие разорено, безнадега и безденежье. Куда податься?— Два года я ходил судовым механиком. Всё в моей жизни было ясно и стабильно. А когда наступил «рынок», я растерялся, — рассказывает теперь уже монах Череменецкой обители Алексий (Кежапов). — Как же так: всю жизнь говорили, что спекуляция — это зло и преступление, а стала, наоборот, — добродетелью, получила, как говорят у нас, благословение. Конечно, я сначала начал попивать, а потом и сильно пить. Стал ссориться с женой, в итоге развелся.
От полного падения Александра спасла хотя бы немного, но всё же теплящаяся в груди вера. Еще работая в «Ленрыбпроме», он заметил:
— Когда на корабль надвигалась большая волна, молились все. Даже атеисты. Но, сойдя на берег, почти все о своей минутной «слабости» забывали. А мы со штурманом — нет. Всегда заходили в церковь, и перед отправкой в рейс, и после.
Пойти в монастырь Алексею посоветовал протоиерей Роман Гуцу из Всеволожска. Он же и отвез его после годового раздумья в обитель.
— Я смог увидеть себя со стороны, — говорит монах. — Каким я был в миру? Таким, что дурь из меня пришлось выбивать очень долго. Но отец Владимир нашел подход. Например, говорит: завтра приезжает ассенизаторская машина, надо бы туалет почистить. Конечно, ребята вокруг смеются. «Почему я?» — возмущаюсь. «Потому, что никто лучше тебя не справится с работой». Вот так, на мой взгляд, мудро он ответил: и меня не обидел, и братьям повода для шуток не оставил.
В монахи брат Алексий был пострижен в 2016 году, на третий день Великого поста.
«Либеральный» монастырь
Считается, что порядки в Иоанно-Богословском монастыре — одни из самых мягких среди всех обителей Санкт-Петербургской митрополии. Такую славу он заслужил во многом благодаря доброму характеру своего наместника — епископа Гатчинского и Лужского Митрофана, и человечному его отношению к подчиненным.— Наверное, многие удивятся, но главное, чем руководствуются у нас при назначении послушания — это чтобы оно нравилось человеку, — говорят в монастыре. — Это и правильно: какой смысл изводить человека работой, которую он терпеть не может?
Часто послушание совпадает с мирской профессией монаха (трудника, послушника). Так, монах Иов (Гуйтер), бывший в «прошлой» жизни электромонтажником, и в монастыре отвечает за всю проводку.
А если нет для человека соответствующего его специальности дела?
— Тогда мы смотрим, какая работа ему придется больше по душе, — комментирует отец Владимир. — Обычно всегда находится что-то, где человек может хорошо проявить себя. Работы ведь в монастыре невпроворот. В этом мы нехватки не испытываем точно. Бывает, конечно, что человек ни к чему не способен. Но это редкость.
Другой принцип, которого придерживаются в монастыре — это здоровые отношения между братией. Важно, чтобы не было конфликтов, и если новоприбывший не может ужиться с большинством, ему обычно приходится уходить.
Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь основан в XV веке.
Предание гласит, что во времена царствования Иоанна III, в 1478 году, на острове Череменецкого озера, где стоит теперь обитель, крестьянину деревни Русыня по имени Мокий явилась икона святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
Князь, услышав о чуде, повелел основать на острове монастырь во имя этого святого
Предание гласит, что во времена царствования Иоанна III, в 1478 году, на острове Череменецкого озера, где стоит теперь обитель, крестьянину деревни Русыня по имени Мокий явилась икона святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
Князь, услышав о чуде, повелел основать на острове монастырь во имя этого святого
Боборя и Ядреня
На своем месте работают и безраздельные «хозяева» монастырской кухни — Боборя и Ядреня, вернее, Борис Татуев и Михаил Анисимов. Боборя и Ядреня — это их монастырские прозвища. Ядреня — потому что Михаил очень уж любит сдабривать речь словами «ядрен батон», а Боборя — потому что как-то раз Михаил позвал напарника по имени и запнулся. С тех пор и приклеилось. Даже над рабочими столами Бориса и Михаила висят бумажки с прозвищами.Михаил и Борис — послушники. Специфика работы на кухне такова, что встают они раньше всех, а уходят в келью на покой — позже. Готовить приходится вручную: техники вроде кухонных комбайнов в монастыре нет. Особенно жарко приходится в дни, когда на автобусах приезжают организованными группами паломники и туристы — их тоже надо накормить. Борис — профессиональный повар. Закончил кулинарный техникум.
— А в 1990-х годах сменил профессию, занялся бизнесом. Организовали с напарником фирму по сборке мебели. Но напарничек меня кинул. Бросила и вторая жена. В итоге остался я без денег и без жилья. Куда деваться? Друг посоветовал монастырь. Договорился и привез меня сюда.
Борис трудничает в обители почти три года. Недавно решил сделать перерыв в монастырской жизни и уехал жить в Печоры (не в монастырь), работал там в православной трапезной. За то недолгое время, что его не было, на кухне Череменецкой обители сменилось трое поваров…
На столе у него лежит книга американской фантастки Урсулы Ле Гуин. Как говорит повар, на досуге он любит почитать подобную литературу:
— А вы думали, что раз трудник, то всё — только «Добротолюбие» и «Лествица»? Нет, конечно. Я и детективы люблю.
Напарник Бориса, Михаил Анисимов, он же Ядреня, — главный по выпечке хлеба. Говорит много и обо всем: о службе в армии, о своих чувашских корнях, о детстве в Грузии, о детях, котах и международном терроризме…
Чтобы испечь хлеб, нужно сперва замесить тесто — в двух больших зеленых тазах, иначе не хватит на всех. Около девяти вечера Михаил оставляет его в пекарне, а ровно через 7 часов, то есть рано утром, когда остальные еще крепко спят, отправляет тесто в печку.
Бывать на богослужениях у Михаила и Бориса практически никогда не получается: пока идет Литургия, на кухне работа в самом разгаре. Вернувшись со службы, братия должна пообедать. Порции повара стараются накладывать щедро:
— Братия-то, небось, хорошо поправилась на таких харчах? — шутит наш фотограф.
— Да с чего бы это? Мужики работают, их кормить надо, — говорит Борис. — Разве что с белого хлеба, он как раз полнит. А черный у нас техника не позволяет печь.
Братский корпус ночью
Мать Мария
Иоанно-Богословский монастырь — мужская обитель. Тем более удивительно, что самая первая его насельница (имеется в виду наше время) — женщина. Мать Мария (Жукова) живет в обители уже 23 года. Она появилась здесь почти сразу, как монастырь был передан Церкви. Всю жизнь она проработала в общепите — только работников завода «Светлана» она кормила 20 лет, потом устроилась в студенческую столовую. А последнее время работала в Александро-Невской лавре уборщицей.— Но меня очень просили приехать помочь в Череменец. У меня как раз умер муж, и я решилась. Вот я и отправилась сюда. Дел тут было невпроворот. Я и печку топила, и поварихой была, и экскурсии водила, и лавка была на мне. Ну а через некоторое время бывший насельник монастыря, а тогда игумен Тихвинского монастыря архимандрит Евфимий (Шашорин) мне предложил монашество. Я сначала упиралась, но потом все-таки решилась.
Мать Мария привыкла работать. Сейчас, в силу ее возраста, ей поручено, можно сказать, символическое послушание — собирать масло с лампад. Но сидеть без дела монахиня не может и всё время просит дать ей еще работы.
— Отец Владимир, благословите помыть полы в храме. Смотрите, как там грязно, — просит она священника, — смотреть на это не могу, всё равно уборщицы сегодня не будет. Вы же знаете, что я не могу не работать.
— Мать Мария, а ты действительно этого хочешь?
— Да, хочу. Благословите, отец.
— Благословляю.