Деятельная любовь
Сегодняшнее евангельское чтение приоткрывает нам тайну последней участи человека после смерти. Господь показал эту участь в сравнении. Он говорит: «Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некото- рый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими от стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его» (Лк. 16, 19–22).
Итак, перед нами два человека — один богатый и здоровый, другой бедный и больной. Один живет в роскоши, упивается вином, тратит деньги на увеселения и ничего и никого не замечает вокруг. Другой не имеет своего дома, живет где придется, часто впроголодь, покрыт гнойными болезнями, лекарями которого были только собаки, так как лекарство ему не на что было приобрести.
Что же происходит дальше? А дальше сказано, что к ним обоим пришла смерть, ибо человек не вечен на земле, всему бывает здесь конец — и счастью, и несчастью. Пришел конец и земному счастью богача — его ожидал ад, где, «будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Авраам! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем» (Лк. 16. 23–24).
Удивительное зрелище: когда Лазарь в нищете страдал, в болезнях мучился на земле, богач его не замечал, но когда сам оказался на месте мучения, увидел Лазаря. Увидеть-то увидел, да не покаялся перед ним, не попросил прощения за то, что имел возможность и не облегчил участь Лазаря на земле. Богач не испытывал чувства вины — как был он духовный слепец, так и остался духовно мертвым. Испытывая страшные муки, он хотел получить только прохладу и с этой просьбой взмолился к Аврааму. Авраам же на это ответил ему: «Чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят (Лк. 16, 25–26)».
В словах Авраама — простая истина: что сеем на земле, то пожинаем за гробом. Посмертная жизнь человека — это справедливое Божие воздаяние каждому по делам его.
В этой притче открывается еще одна тайна — что даже из темниц ада умершие желают помочь своим ближним. Это мы видим из слов богача, когда он вторично взмолился: «Так прошу тебя, отче, пошли его (то есть Лазаря) в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы они не пришли в это место мучения». Богач вспомнил про своих братьев, которые, видимо, также проводили беспечную жизнь на земле, и понимая, что за такую жизнь не миновать им его участи, хотел бы отправить к ним Лазаря, чтобы предупредить не идти по стопам брата, дабы не угодить на «место мучения».
Эта мольба богача была отвергнута Авраамом, он сказал ему: «…У них есть Моисей и пророки, пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто из мертвых воскрес, не поверят» (Лк. 16, 27–31).
Только на земле человек может покаяться, исправиться и спастись, подготовиться к встрече с Господом. После смерти покаяние не принимается, если оно вообще возможно, после смерти погибшая душа молится только об облегчении страданий, и помочь ей могут только молитвы и милостыни живущих на земле.
Имея перед собой эту притчу — а она отображает реальность нашей жизни и посмертной участи, — будет непростительно, если мы оставим ее без внимания, — и сколько потом мы прольем слез! А начать надо с грехов, осознать их, покаяться в них, иначе они потом определят нашу участь в нехорошем месте. После смерти для себя мы уже ничего сделать не сможем, так позаботимся об этом сейчас. Господь нас будет судить за наше отношение к ближним. Сколько ежедневно мы видим людей, подобных Лазарю: больных, одиноких, нуждающихся в нашем участии, живущих надеждой, что в мире еще есть добрые люди, которые разделят с ними их страдания. А ведь мы часто проходим мимо, как тот богач, всё время занятые собой, и нам нет дела до тех, кто нам сам напоминает о себе, прося той или иной помощи и милосердия. А ведь делая добро ближнему, мы делаем это Богу. Как опасно пройти мимо Христа, находящегося в образе нищего! А такие случаи имеются в истории Церкви.
Вот, например, как был испытан авва Агафон. Однажды он шел в город для продажи скромного рукоделия и на дороге увидел лежащего прокаженного. Прокаженный спросил его: «Куда идешь?» «Иду в город, — отвечал авва Агафон, — продать мое рукоделие». Прокаженный сказал: «Окажи любовь, снеси и меня туда». Старец поднял его на плечи и отнес в город. Прокаженный сказал ему: «Положи меня там, где будешь продавать рукоделие». Старец сделал так. Когда он продал одну вещь из рукоделия, прокаженный спросил его: «За сколько ты продал это?» «За столько-то», — ответил старец. Прокаженный попросил: «Купи мне хлеба». Когда старец продал другую вещь, прокаженный опять спросил: «А это за сколько продал?» «За столько-то», — ответил старец. «Купи мне еще хлеба», — сказал прокаженный. Старец купил. Когда авва распродал всё рукоделие и хотел уйти, прокаженный сказал ему: «Окажи любовь, отнеси меня туда, где взял». Старец исполнил это. Тогда прокаженный сказал: «Благословен ты, Агафон, от Господа на небеси и на земли». Авва оглянулся на прокаженного — и не увидел никого: это был Ангел Господень, пришедший испытать старца. Часто, пользуясь благополучием, мы забываем о несчастных, убогих людях и, как бесплодные деревья или солома, готовим себя к вечному огню, пока Господь не смягчит наше сердце и не пошлет нам какую-нибудь скорбь. Тут мы и в церковь придем, и нищих заметим; а иногда считаем себя исполняющими заповедь милосердия.
Милосердие — это деятельное выражение любви. Только любовью движимое милосердие принимается у Господа, а без любви, да еще с жалостью или сожалением совершенное нами кому-нибудь благодеяние — оно не выручит нас в день Страшного Суда. Будем же, дорогие братья и сестры, возрастать в делах милосердия, в служении нашим ближним, в духовном совершенствовании, и через исполнение этих человеколюбивых заповедей сделаем для себя открытым Царство Божие и дерзновение перед Престолом Божиим, когда призовет нас Господ в Свои вечные обители. Аминь