Детский взгляд вечности
Праздник, скорее всего, был установлен в Иерусалиме патриархом Илией I на границе V–VI вв. События, которые легли в основу праздника, зафиксированы в апокрифическом Протоевангелии Иакова (II в.): «Когда исполнилось ребенку три года, Иоаким сказал: позовите непорочных дочерей иудейских, и пусть они возьмут светильники, и пусть они встанут с зажженными светильниками, чтобы дитя не воротилось назад и чтобы сердце ее было прельщено Храмом Господним.
4 декабря — Введение во храм Пресвятой Богородицы Праздник, скорее всего, был установлен в Иерусалиме патриархом Илией I на границе V–VI вв. События, которые легли в основу праздника, зафиксированы в апокрифическом Протоевангелии Иакова (II в.): «Когда исполнилось ребенку три года, Иоаким сказал: позовите непорочных дочерей иудейских, и пусть они возьмут светильники, и пусть они встанут с зажженными светильниками, чтобы дитя не воротилось назад и чтобы сердце ее было прельщено Храмом Господним. И сделали так по дороге к Храму. Священник принял ее, и, поцеловав, благословил со словами: „Господь возвеличит имя твое во всех родах, ибо через тебя явит Господь в последние дни сынам Израиля искупление“. И посадил ее на третьей ступени у жертвенника, и Господь Бог осенил ее благодатью. И она танцевала, и полюбил ее весь народ Израиля».
Со времен богоборчества в Санкт-Петербурге нет ни одной церкви, посвященной Введению во храм Пресвятой Богородицы. В годы безбожия Господь попустил их уничтожение. Почему воплощенная в камне вечно юная, чудная, трогательная история про девочку, вошедшую по ступенькам в храм, больше не запечатлена в архитектурном облике нашего города?
Об этом мне впервые пришлось задуматься, когда вместе с группой градозащитников в 1997 году я была вовлечена в конфликт вокруг строительства в сквере напротив Витебского вокзала (на месте взорванного Введенского собора) закусочной «Макдоналдс». Чтобы не допустить кощунства, приходилось писать, звонить, искать архивные чертежи и фотографии, публиковать материалы в газетах, доказывая тем, кто «наверху», что границы даже снесенного храма неприкасаемы, потому что здесь продолжается невидимая человеческому глазу ангельская служба. «Где? Здесь, в сквере, где гуляют с собаками?» — парировала чиновница из КГИОПа. Действительно, как защитить святилище, где льются невидимые слезы Богородицы?
Господь даже зло обращает к добру. Требовалось вполне посильное дело — облагородить пространство. Решили поставить на поруганном месте крест с надписью-напоминанием о шедевре Константина Тона: зодчий в уменьшенном виде повторил в имперской столице облик московского храма Христа Спасителя. Чуть позже в сквере была воздвигнута увенчанная двуглавым орлом и воинскими символами колонна в память о соборе лейб-гвардии Семеновского полка. Так в Санкт-Петербурге зародилась традиция чтить исчезнувшие из его видимой жизни храмы: мемориальные знаки и доски есть уже в десятке адресов утраченных святынь.
Каждый раз, проходя мимо Витебского вокзала и глядя на отступивший на почтительное расстояние от церковной земли «Макдоналдс», я думаю о том, что для нас, воспитанных в годы официального атеизма и трудно приходивших к вере, эта история стала символическим вхождением во храм. Так устроила Пречистая, что посвященный Ей собор, память о котором пришлось защищать, стал для многих людей воплощением любви к храму вообще, приближением к святыне, о чем и говорит праздник Введения. Господь призвал нас пусть на малое, но первое важное служение, и мы проходили свои собственные ступени роста. Для меня, неофита, тогда окончилось младенчество в Церкви.
Хорошо, когда к храму нас приучают верующие родители. А если их нет? Свои ступеньки есть у каждого приходящего к вере, пусть и в зрелом возрасте. История о трехлетней девочке, восшедшей по лестнице в Иерусалимский храм и явившей пример чистой детской любви к нему, вечно обновляется с приходом в Церковь каждого нового человека.
Вслед по ступеням зыблется
Свет от высоких лампад.
Деве сквозь время видится
Вечности детский взгляд.
Эти давние стихи Михаила Кузмина, может быть, лучшие в поэтическом наследии, посвященном Введению, и они — о каждом из нас. Отец Небесный заботливо посвящает нас во храм, благодать касается сердца, и мы чувствуем себя Его детьми, независимо от того, сколько нам лет. Мы меняемся водительством Божиим, и это главное чудо Церкви.
Лишая нас храмов, богоборцы, по сути, занимались процессом, обратным Введению — выведением, изведением, изгнанием из храма. Какое странное и страшное, совершенно неестественное сочетание слов! Безбожники не оставили в нашем городе ни одного храма Введения, стерли с его карты название прекрасной Введенской улицы на Петроградской стороне, которая вела к одному из старейших храмов. Не знак ли это свыше, что уничтожение Дома Божия на земле — наитягчайшее преступление человечества против себя самого, ведущее к духовному истреблению все новых и новых поколений?
Святые отцы видели в событии Введения залог обручения человечества Божеству. Начиная с вечерней праздничной службы, в храмах звучат рождественские песнопения. Самый детский праздник Церкви дарит нам вечно обновляющуюся, нестареющую надежду на радостную встречу с Богомладенцем Христом.