Держаться простых принципов
ЧУДЕСА ЕСТЬ
— Начнем, пожалуй, с самого важного. Расскажите о вашем пути к Богу.
— Еще в институте я поняла, что мне нужно креститься. Знаете, я всегда стремилась к свету, жаждала добра и чистоты, а откуда это всё брать, особенно в те годы, когда я училась, я не знала: в девяностые с чистотой было сложно. Вера виделась мне единственной палочкой-выручалочкой, которая помогла выжить и не сбиться с пути. Потом, правда, захлестнули самые разные дела. Я стала меньше бывать в церкви, очень редко причащалась. Всё изменилось после знакомства с Борисом Корчевниковым (генеральный директор канала «Спас», занимается благотворительностью, помогает онкобольным. — Прим. ред.): он буквально вернул меня к Богу. С тех пор я стала ходить в храм чаще, регулярнее, стала причащаться. Конечно, профессия актера такова, что я часто работаю по воскресеньям, как раз в те дни, когда в храмах совершается самое важное богослужение — Литургия, и именно в эти дни я, к сожалению, не могу бывать на службе. Но, как мне кажется, главное — это желание: в итоге всегда всё как-нибудь да устраивается. И конечно, иначе я не могла бы работать на канале «Спас» и вести передачу вместе с детьми. Теперь я верю, что чудеса есть, и они в нашей жизни случаются каждый день.
— Анна, расскажите о храме, который вы посещаете.
— Последний год я хожу в церковь святого апостола Петра в Лахте. Настоятель храма — мой духовник отец Андрей Мунтян. Недавно мы отмечали большое событие: после года непрерывной работы храм полностью реконструирован, теперь он в первозданном виде — полностью деревянный. Для нас этот год еще и юбилейный — 125 лет со дня открытия и первого освящения. А в августе митрополит Варсонофий освятил его во второй раз. Вообще, храм с очень интересной историей, связана она с подвигом царя Петра I, который, по преданию, спасал на этом месте тонувших рыбаков или, по другой версии, бот с солдатами. Сам Пётр при этом сильно простудился и вскоре скончался. Позднее на этом месте был заложен храм в честь небесного покровителя царя — апостола Петра.
Биография
Анна Ковальчук родилась в 1977 году в городе Нойштрелице (ГДР), в семье потомственных педагогов. Школьные годы Аня прожила в Ленинграде. Детство будущей актрисы прошло также в Ереване и Москве. Анна Ковальчук окончила Санкт-Петербургскую Академию театрального искусства в 1998 году. Еще студенткой попала в труппу театра Ленсовета. В этом театре Анна работает до сих пор. Среди театральных работ — роль Изабеллы в шекспировской «Мере за меру» (режиссер Василий Сенин), роль Тани в «Заповеднике» по одноименной повести Сергея Довлатова (Василий Сенин), роль Анны Карениной в спектакле «Каренин. Анна. Вронский» (Геннадий Тростянецкий). Почетного звания «Заслуженная артистка России» удостоена в 2008 году. Впервые сыграла в кино в 1998 году в лирико-комедийной притче «Любовь зла» режиссера Владимира Зайкина. Популярность пришла после роли следователя Марии Швецовой в телесериале «Тайны следствия» (2001 год). В мае 2018 года стартовали съемки 18-го сезона сериала. В 2005 году Анна Ковальчук снялась в сериале Владимира Бортко «Мастер и Маргарита». В 2014 году в Петербурге состоялась премьера мюзикла «Мастер и Маргарита», где Анна Ковальчук сыграла роль ведьмы Геллы. С 2010 по 2011 год работала ведущей утренней программы «Субботник» на телеканале «Россия-1». В сентябре 2018 года на телеканале «Спас» вышел авторский проект Анны Ковальчук «Тайны сказок». Вместе с детьми ведущая разбирается в смысле произведений, среди которых не только сказки, но и рассказы, притчи, загадки и, конечно же, библейские истории. Замужем, воспитывает дочь и сына.
СВЯТЫЕ И НЕСВЯТЫЕ
— Вы ведете программу «Тайны сказок» на телеканале «Спас». Каковы ваши впечатления от работы?
— Я давно мечтала об этом, но, думаю, погрузиться в такую работу можно было только после определенного пути, который, как мне кажется, я прошла. Это самая чистая тема — сказки. Нужно соответствовать! Дети слушают, открыв рот, смотрят ангельскими глазами, и если я не буду сама наполнена и открыта, ничего не получится. Когда я только начинала работать, я поняла, что это то место, где я имею возможность будто бы напиться из живого источника, что-то убрать из себя ненужное, словно очиститься. Это всплески светлого и настоящего! Я очень счастлива, что в моей жизни появилась эта работа. Потом состоялся мой второй большой проект с Алёной Поликовской, мы делали с ней спектакль «Молодые святые». Алёна — светлая душа! Благодаря ей я скоро буду озвучивать мультфильм, это тоже была моя давняя мечта. Я столько всего уже делала, везде была, а мультики не озвучивала! И вдруг Алёна предлагает мне это сделать: большой подарок и большое счастье. Вообще всё, что связано с каналом «Спас», очень мне дорого — это лучшие воспоминания.
— Как шла работа над «Молодыми святыми»? Что вам особенно было близко? Может, чья-то история особенно тронула — в спектакле ведь много разных житий?
— Я не могу сказать, что чья-то история лучше, да и дело совсем не в этом. Наш спектакль — попытка донести мысль, что на подвиги во имя веры шли совсем молодые юноши и девушки. В наших умах, не сильно погруженных в вопросы православия, бытует представление, что святые — это какие-то древние старики. А это не так! Ребята-семинаристы Аркадий Иванов и Давид Бобров, которые читали тексты житий, мало того что выучили их наизусть, так еще настолько мастерски их исполнили, что я смотрела и удивлялась! Во время репетиций я обращалась к сценарию, волновалась, а на ребят будто что-то снизошло: они совсем не переживали, были такими обаятельными и веселыми. У нас был полный зал в Мариинке.
— Но чаще актер всё же несвятых играет. Анна, расскажите о роли Маргариты в фильме Владимира Бортко. Маргарита пошла на сделку с дьяволом. Как вы сами относитесь к булгаковской героине?
— Прежде всего, мне бы хотелось сказать о том, что этот роман прочли тысячи людей, я, как актриса, позволила себе прочесть его вслух. Я думаю, что если мы затеваем в своих умах какое-то зло, это гораздо большее зло, чем чтение романа о Воланде и его приспешниках. Маргарита — любящая женщина, готовая на всё ради своего Мастера, даже на сделку с дьяволом. Я увидела этот роман так. Мне нравится, как мы его сняли. Помню, выезжаем утром на съемки — дождь, туман, видимость никакая, уже думаем отменять... а приедем — и снова солнце! Я совершенно убеждена, что без веления Бога и травинка не шевельнется, а значит — так было задумано, чтобы этот фильм состоялся. И огромное спасибо Александру Галибину, человеку верующему, интеллигентному и очень тонкому.
— На сайте сериала «Тайны следствия» я прочитала, что ваш персонаж Мария Швецова только три раза за все 18 лет «жизни» сериала держала в руках пистолет. Как думаете, это как-то связано с её характером?
— Маша у меня молодец! Она радеет только за правду, а это очень трудно. Когда меня спрашивают: «А вы такая же, как Марья Сергеевна?», я отвечаю, что нет. Я, к сожалению, реальный человек, и потому не всегда могу быть такой же принципиальной, как она. Я очень сожалею, что её во второй раз развели с мужем — она этого не заслужила. Это героиня, на которую хочется равняться.
С ДЕТЬМИ ИНТЕРЕСНО
— Анна, вы говорили о новом проекте — мультфильме. Расскажете поподробнее?
— Это будет история русских святых, рассказанная ими самими для детей, для младших школьников и совсем малышей. Оказалось, что очень мало можно найти подходящих интерпретаций. Во время Великого поста я искала понятные детям аудиозаписи житий, чтобы послушать их в кругу семьи, но найти удалось немного. А хочется большего, хочется и детей приобщать, чтобы они знали нашу историю и им было увлекательно. Поэтому я очень жду возможности поработать над этим проектом. Эти мультфильмы будут посвящены женским образам: о себе будут рассказывать Ксения Блаженная и Евфросиния Полоцкая, а я буду их озвучивать. Всё это мы снимаем здесь, в Петербурге, и в течение года, надеюсь, покажем зрителям.
— Вам бы хотелось попробовать принять участие в каких-то иных проектах «Спаса», кроме «Тайн сказок»?
— Мы с Борисом Корчевниковым недавно обсуждали, что было бы здорово устраивать концерты с детьми: записывать песни и выступать с ними в студии. Но это нужно делать в Москве. Мне очень хочется попробовать что-то музыкальное, и Борис тоже тонко чувствует, что на канале должно быть разнообразие — не только серьезные передачи для взрослых, но и обязательно программы с участием детей. И даже это детское направление можно разнообразить: и сказки обсуждать, и вместе петь и говорить с детьми о жизни. Ведь детям всегда есть что сказать, нужно только научиться их слушать. Мне кажется, чем больше детей-участников, тем больше искренности, которую ведь не срежиссируешь: то, что они творят, невероятно, и они зачастую сами ведут передачу. Это неподдельные, настоящие эмоции. И с детьми очень интересно разговаривать: я это знаю на своем опыте — как мама мальчика и девочки.
— О чем можно говорить с девочками, а о чем — с мальчиками?
— Про жизнь. И с теми, и с другими — про законы жизни, которые уже известны и, наверное, не прописаны ни в какой книжке. Мы читаем сказки, а в каждой из них заложены истины, которые помогают отличить добро от зла, светлое от темного. Это можно найти не только в христианской литературе — везде, и в школе тоже стоит обращать на это внимание. Мы знаем, что жестокость среди детей — не миф, а реальность, и мы говорим об этом, стараемся обсуждать. Прошу их рассказывать всё, что их тревожит. Но сперва я обращаюсь к себе: хочу быть примером для них. Я не смогу никого воспитать, если не буду следовать своим принципам сама. Они всё видят. Некоторые вещи, я считаю, нужно обсудить и со священником. Я сама знаю ответы далеко не на все вопросы. Но надеюсь, что раскрываю своим детям какие-то важные темы, а до каких-то они дорастут сами. При этом они всегда могут рассчитывать на мою поддержку: всё обсудим, всё утрясем.
— Каких принципов вы стараетесь придерживаться, чтобы быть авторитетом для детей?
— Самых простых. Вот сегодня мы обсуждали, что стоит относиться к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе. Все заповеди прописаны в хороших детских книгах: единственное, что меня тревожит, — это сказки про охоту, цирки, зоопарки и прочее жестокое отношение к животным. В программу мы их не берем. Тема животных, по моему мнению, в обществе не раскрыта, и детям она преподносится совсем не с той стороны. Цирк — это совсем не весело и не смешно: это неприкрытая жестокость по отношению к животным. Я категорически против таких развлечений. Невозможно оставаться до конца честной и говорить с детьми о любви, стоя перед клеткой тигра в зоопарке, и смотреть, как он мечется в четырех квадратных метрах, или прийти с ребенком в цирк, где животных откровенно бьют — и ради чего? Я уверена, что нужно рассказывать детям, что обижать нельзя никого — ни друзей, ни зверей. Ведь друга нельзя посадить в клетку, правда? Детей нужно учить состраданию ко всем живым существам и не бояться, что они не поймут.
— А какая сказка у вас самая любимая?
— Думаю, «Золушка»! Потому что в любой ситуации, когда мне плохо и трудно, я иду мыть пол или делать какие-нибудь другие полезные дела. Детей учу тому же: если стало тяжело, сделай доброе дело, помоги кому-то, и тебе самому станет полегче. Полезно думать о другом человеке, полезно помнить, что страдаешь не только ты. Забыть себя и помочь другому — таким образом можно выйти из сложнейших ситуаций.