Чудо об аниматорах
Православная анимация зачастую детей «не цепляет» и не выдерживает конкуренции с тем, что предлагает «светский экран». Одним из счастливых исключений можно назвать опыт анимационной студии «Балтийское телевидение». Ее команда запустила в производство цикл «О православных святынях России», посвященный самым почитаемым иконам Божией Матери.
Раздел: Острый угол
Первопроходцы
— В то время мы ощущали себя первопроходцами, — признается Наталья Федченко, режиссер и художественный руководитель «Балтийского телевидения». — В 2001 году, когда у одного из продюсеров студии, Андрея Крылова, возникла идея создания мультфильма о Тихвинской иконе, даже документалистики на православную тему было немного. Анимация же ее практически не касалась. А нам хотелось, чтобы у детей был выбор. Чтобы были мультфильмы не только развлекательные, но и заставляющие задуматься. Мультфильмы с другим взглядом на мир и при этом эмоциональные, цепляющие детей. Конечно, не было задачи, чтобы, посмотрев мультфильм, ребенок сказал: «Папа, мама, пойдем в Церковь». Но хотелось передать, что икона — не просто картинка или доска, что Богоматерь — живая и Она рядом. В то время шла подготовка к возвращению Тихвинской иконы Божией Матери, и первый фильм был посвящен именно ей. В работе над сценарием тогда принимал участие настоятель Тихвинского монастыряархимандрит Евфимий (Шашорин).Наталья Федченко, режиссер и художественный руководитель «Балтийского телевидения»
О первых шагах в работе над проектом Наталья Федченко вспоминает не иначе как о движении по минному полю.
— Мы хотели делать фильмы для широкого зрителя, — объясняет Наталья. — Но здесь чуть больше в одну сторону — начинаются упреки в религиозной пропаганде. Чуть больше в другую — уже православные говорят: как-то вы не так рассказываете!
— Мультфильм об иконе — тема сложная, — соглашается сценарист фильмов «Свет Неугасимый» и «Заступница» Дмитрий Орехов. — Мне казалось, нужно делать мультфильмы о подвигах русских благоверных князей. Икона статична. Превратить эту статику в действие, в последовательность сюжетных ходов — достаточно сложно.
Выход нашелся в удачно подобранной структуре картин, которая помогла, не теряя глубины темы, сделать ее интересной даже для невоцерковленного зрителя.
— Когда мы начинали делать первую картину, уже существовали православные телепередачи для детей, — вспоминает Наталья Федченко. — Там делали по старинке: актер садился в кадре и приятным, добрым голосом рассказывал детям, как жила, например, святая блаженная Ксения Петербургская. Но если детей тема лично не касается, она их не трогает. И мы решили, что у нас вокруг истории иконы обязательно будет разворачиваться история детской судьбы. В кадре ребенок, который ошибается, выправляется, так что видно движение его души, — юный зритель такому герою сочувствует и сопереживает.
ЦИКЛ «О ПРАВОСЛАВНЫХ СВЯТЫНЯХ РОССИИ»
«Божий дар» (2016) рассказывает историю о священнике отце Василии и его семье, живущих в Костроме в советские годы. Особое значение в их судьбе имеет Феодоровская икона Божией Матери. Однажды отца арестовывают, и в жизни семьи и юного Алёши начинаются серьезные испытания.«Заступница» (2014) В основе сюжета — предание о чудесном заступничестве Владимирской иконы Божией Матери за русскую землю по времена татаро-монгольского ига. Юный княжич Михаил, спасая свой город и его жителей, добровольно становится заложником у татарского хана. Его слуга и товарищ Симеон, струсив, предает господина, и тот покидает город один. Но и Симеону не удается избежать татарского плена. Там герои встречаются вновь. Однако Симеон уже не прежний малодушный человек — его меняют испытания.
«Побег» (2013) Главный герой, для того чтобы найти свою маму, сбегает из детского дома. По дороге в Смоленск он знакомится с людьми, которые ищут чудотворный образ Смоленской Божией Матери, и узнает ее историю. Эта встреча меняет судьбу героя.
«Свет Неугасимый» (2012) 1916 год. В раннем детстве герой, увидев на одной из улиц Иверскую икону Божией Матери, узнает от бабушки ее историю. 1923 год. Проходит время, мальчик взрослеет. Бабушка приносит домой выброшенную на улицу темную икону. Внук-школьник должен принести икону на пионерский костер или потерять дружбу своих товарищей…
«Встреча» (2010) Действие фильма происходит в двух эпохах: в годы явления и прославления Казанской иконы Божией Матери и во время Великой Отечественной войны. Молодой летчик, спасшийся из горящего самолета, пробирается по оккупированной земле к своим. На этом пути происходит самая главная в его жизни Встреча.
«Путеводительница» (2008) Пожилой иконописец Пётр работает над списком Тихвинского образа Божией Матери для деревенской церкви. Непредвиденные обстоятельства мешают иконописцу закончить икону в срок. Дети пытаются помочь дедушке и сталкиваются с опасными испытаниями, пройдя которые с помощью чудотворного образа Тихвинской Божией Матери, укрепляются духовно.
Альтернатива кино
Деньги на первую ленту «Путеводительница», посвященную Тихвинской иконе, нашли только через шесть лет после появления замысла. К проекту неожиданно для его создателей проявило интерес Министерство культуры, профинансировавшее сначала эту, а потом и следующие работы цикла. К настоящему времени удалось создать шесть анимационных картин. Они рассказывают о Тихвинской, Иверской, Казанской, Смоленской, Владимирской и Феодоровской иконах (премьера картины «Божий дар» прошла в конце марта 2016 года в Феодоровском соборе Петербурга). События в этих фильмах происходят в разных эпохах и с разными героями, но все истории подчеркнуто психологичны. Тема нравственного выбора присутствует во всех фильмах. Мультипликаторы как бы говорят ребенку: ты можешь оказаться в ситуации выбора, от которого зависит, с кем ты и что тебя наполняет. В последние 20 лет у нас перестали снимать кино для детей, кино, обращающееся к детской душе. Этот проект — альтернатива, полноценный короткий метр, сделанный на языке анимации.Каждая анимационная история обязательно рассказывает о чудесах. Это и исторические чудеса, явленные от икон. Так, в «Путеводительнице» вспоминается, как бежали осаждавшие Тихвинский монастырь шведы, которым было явлено видение Небесного воинства. Это и чудеса в жизни героев. К примеру, в финале фильма «Встреча» главные персонажи уплывают от преследующих их фашистов на болотной кочке. Юные зрители, конечно, еще не осознают, что примерно об этом же поется в церковном песнопении: «Идеже бо хощет Бог, побеждается естества чин». Но, сопереживая экранным героям, сердцем принимают эту встречу с Чудом.
«Побег» (2013)
Картинка помогает
Цикл интересно смотреть еще и потому, что серии отличаются друг от друга по художественному исполнению.— Все иконы очень разные, — объясняет Наталья Федченко. — И мы специально подбирали для каждой серии свой художественный язык, отталкиваясь от образа. Где нужно, придерживались канонического изображения, использовали книжную миниатюру, где-то уходили в детский рисунок, чтобы рассказать историю, какой она представляется в воображении ребенка. Человеку, не знающему исторических событий, которые связаны с каждой из икон, различный по стилю визуальный ряд помогает запечатлеть в памяти информацию об истории иконы.
Историческую канву создатели картин не меняли. Но, по выражению режиссера, иногда позволяли себе «раздышать» сюжет, вводя вымышленных персонажей второго плана. Фильмы выполнены на компьютере в технике перекладки, а фоны и герои нарисованы вручную. Рисовать образа на студию пригласили иконописца Светлану Колотову.
«Свет Неугасимый» (2012)
Деньги и доброе зерно
У проекта было всё, чтобы стать популярным. В нем работали многие известные в Петербурге профессионалы. Фильмы собрали множество наград престижных фестивалей. Однако широкой известности цикл так и не получил. Да, он транслировался на телеканалах «Союз» и «Санкт-Петербург». Его охотно показывали в православных просветительских центрах, в интернете их можно посмотреть на канале «Балтийское телевидение» на youtube. Но детские телеканалы его не берут, потому что у мультфильмов возрастная аудитория 12+ (некоторые, например «Путеводительница», понятны и более младшему возрасту, но детям всё же требуются исторические комментарии). Федеральные каналы не заинтересованы в этих работах уже потому, что они некоммерческие.Юбилей студии «Балтийское телевидение» выдался безрадостным. Федеральное финансирование проекта приостановлено, анимационная студия «Балтийское телевидение» на данный момент в простое. И это — как раз в тот момент, когда режиссер задумала создание новой серии, посвященной единственной явленной в Петербурге чудотворной иконе «Всех скорбящих Радость» (с грошиками).
— Наверное, нужно было параллельно вести какой-то коммерческий проект, — грустно улыбается Наталья Федченко. — Но мы работали в таком напряженном ритме, выдавали по картине в год-полтора. Это очень много. Мы были поглощены работой над проектом и не предполагали, что он остановится не по творческим, а по финансовым причинам.
Однако думать в прошедшем времени о проекте, способном заронить доброе зерно в детские души, не хочется. С другой стороны, само существование такого проекта Наталья называет чудом. А в чудо ведь полагается верить в любых обстоятельствах?