Чудеса Спасо-Преображенского собора
БОЛЬШАЯ РЕДКОСТЬ
Не маленький храм на окраине города, но величественный собор, связанный с царской фамилией… Как ему удалось устоять, ни на один день не быть закрытым — со своими позолоченными куполами, со своими крестами — в годы гонений? И, главное, где устоять? В самом центре Петербурга, ставшего сначала Петроградом, затем превращенного в Ленинград, на Преображенской площади, переименованной в площадь Радищева.
— Есть мнение, будто собор не закрыли потому, что он был обновленческим, — размышляет экскурсовод храма историк Нина Любомудрова. — Да, были два периода обновленчества в истории собора, но непродолжительные: в начале 1920-х годов и с 1939 по 1944 год. А в 1931 году даже было заведено уголовное дело, по которому среди других прихожан был расстрелян духовный писатель Евгений Поселянин, причисленный ныне к лику святых. Может, у собора был тайный влиятельный прихожанин? Ведь не трогали Знаменскую церковь на площади Восстания, пока в нее ходил академик Иван Павлов… Мы можем только строить догадки. Ясно одно: промыслом Божиим собор не закрывали. Это очень большая редкость.
Ежедневно Нина и другие экскурсоводы храма проводят в соборе бесплатные экскурсии для организованных групп и всех желающих. Записаться можно в свечной лавке.
Справка
СОБОР НАЧИНАЛ СТРОИТЬ АРХИТЕКТОР МИХАИЛ ЗЕМЦОВ. ПОСЛЕ ЕГО СМЕРТИ СТРОИТЕЛЬСТВО ПРОДОЛЖИЛ ПЬЕТРО ТРЕЗИНИ, СДЕЛАВШИЙ ХРАМ В СТИЛЕ БАРОККО ПЯТИГЛАВЫМ. В 1825 ГОДУ ПО НЕОСТОРОЖНОСТИ РАБОЧИХ, РЕМОНТИРОВАВШИХ КРЫШУ, В СОБОРЕ СЛУЧИЛСЯ ПОЖАР. СВЯТЫНИ УСПЕЛИ ВЫНЕСТИ, НО ОТ ХРАМА ОСТАЛИСЬ ОДНИ СТЕНЫ. АРХИТЕКТОР ВАСИЛИЙ СТАСОВ ВОССТАНОВИЛ СОБОР В СТИЛЕ АМПИР, ТАКИМ ОН И ДОШЕЛ ДО НАШИХ ДНЕЙ. АРХИТЕКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОБОРА: ЧЕТЫРЕХКОЛОННЫЕ ПОРТИКИ, ОФОРМЛЯЮЩИЕ ФАСАД, ЛЕПНЫЕ ПАННО С СЮЖЕТАМИ ИЗ БИБЛЕЙСКОЙ ИСТОРИИ И ВОИНСКОЙ АТРИБУТИКОЙ НА СТЕНАХ, МОЩНЫЙ СВЕТОВОЙ БАРАБАН ПОД ГЛАВНЫМ КУПОЛОМ. НА ОДНОЙ ИЗ БАШЕН СОБОРА НАХОДЯТСЯ КУРАНТЫ, ПРИВЕЗЕННЫЕ ИЗ АНГЛИИ В 1854 ГОДУ.
СОБОР ВОИНСКОЙ ДОБЛЕСТИ
Спасо-Преображенский собор строили как полковой храм с 1743 по 1754 год по приказу императрицы Елизаветы Петровны. Место на площади, которая тоже получила название Преображенской, выбрали не случайно. Именно здесь находилась съезжая изба — штаб Преображенского полка, гвардейцы которого помогли Елизавете Петровне взойти на престол. В благодарность она велела построить самый большой на тот момент в городе трехпрестольный собор.
В конце XVIII века, при императоре Павле I, Спасо-Преображенский стал собором всей гвардии. Его стены были увешаны многочисленными военными артефактами: трофеями, мундирами, знаменами, у входа размещалась бронзовая вызолоченная доска с именами павших героев. После революции, когда гвардия была упразднена, храм стал приходским. Революция и для него не прошла бесследно: исчезло множество икон, часть бесценных регалий была «смыта» за границу волной эмиграции. Двенадцать пушек Преображенского полка, стоявших вокруг собора, оказались в Артиллерийском музее. Часть знамен сегодня хранится в Эрмитаже.
УНИКАЛЬНАЯ ОГРАДА
На месте главный свидетель «военного» прошлого собора — уникальная ограда вокруг храма. Она изготовлена из стволов пушек, вывезенных из турецких крепостей после победы русского оружия в войне 1828–1829 годов. На некоторых орудиях еще удается прочитать полученные при отливке имена: например, «Священный полумесяц», «Гром извергающий», но сами они перевернуты жерлами вниз и скреплены цепями в знак того, что больше никогда не будут стрелять. Сверху на неприятельских пушках, символизируя победу, восседают российские двуглавые орлы с царскими коронами. Правда, они были сняты в 1920–1940-х годах, но к сегодняшнему дню восстановлены.
ЧУДОТВОРНЫЙ ОБРАЗ
Интерьер собора, строгий и торжественный, в стиле позднего классицизма, во многом остался нетронутым. На полу — старинные известняковые плиты, сохранились некоторые иконы, светильники, фрески, иконостас, украшенный золоченой резьбой. Он выполнен по эскизам архитектора Стасова и тоже символизирует победу, только уже не земного воинства, а небесного. Когда после революции стали закрывать храмы, многие иконы из них были перенесены сюда. Так «пришла» в 1932 году в Спасо-Преображенский собор одна из двух главных его святынь — икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
— Икона прославилась в 1688 году через исцеление Евфимии, сестры патриарха Иоакима, — рассказывает Нина Любомудрова. — Когда двор переезжал в Петербург, младшая сестра Петра I Наталья Алексеевна привезла эту почитаемую икону. В Москве в храме на Ордынке остался еще один такой же образ. Исследователи до сих пор не могут сойтись во мнении, где оригинал, где копия, но бесспорный факт — обе иконы чудотворные.
Икона пребывает в Спасо-Преображенском соборе с 1932 года: ее перенесли из закрытого храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Шпалерной улице.
— Даже люди, живущие всю жизнь в Петербурге, не все знают, что у нас находится такой чудотворный почитаемый образ! — говорит настоятель собора протоиерей Николай Брындин. — По воскресеньям мы служим перед иконой молебен, по четвергам — акафист. И на моих глазах очень много было явлено чудес и исцелений!
ВМЕСТЕ С НЕЙ РОЖДАЛСЯ ПЕТЕРБУРГ
В 1938 году в собор из Троицкой церкви на Стремянной улице, также позднее взорванной, был перенесен еще один чудотворный и знаковый для Петербурга образ — Спаса Нерукотворного. Эта икона в качестве родительского благословения была подарена Петру I его матерью, Натальей Нарышкиной. С образом Петр Великий не расставался всю жизнь. Перед ним он молился об основании Петербурга, его брал в Полтавскую битву, где чудом остался жив. Образ находился в изголовье смертного одра первого российского императора. В дальнейшем икону особенно чтили в доме Романовых. Долгое время она пребывала в часовне у домика Петра I, к ней паломничали, с образом совершался крестный ход из часовни на Дворцовую площадь и обратно. Известны многочисленные исцеления и чудотворения, полученные по молитвам перед этой иконой.
— Много поколений наших прихожан выросло перед этим образом, — говорит настоятель собора протоиерей Николай Брындин. — Мы каждое воскресенье служим перед ним акафист, вышли с инициативой к руководству Санкт-Петербурга, чтобы выносить образ на Дворцовую площадь и там совершать молебны перед этой иконой в Дни города.
РАБОТАТЬ НАД СОБОЙ!
В штате Спасо-Преображенского собора семеро священников, три протодиакона, два диакона, три чтеца. Среди священнослужителей — почетный настоятель, отдавший собору 25 лет служения, протоиерей Николай Гундяев и почетный клирик протоиерей Борис Глебов, много лет исполнявший должность председателя Приходского совета. Оба находятся в преклонных годах и пребывают на покое, но в соборе с благодарностью помнят о том, как много они сделали и для благолепия богослужения, и для функционирования собора, и для создания общины. Служение отца Бориса в соборе продолжает его сын, протодиакон Иоанн Глебов.
Четвертый год Спасо-Преображенский собор возглавляет протоиерей Николай Брындин. «Большой труженик и понимающий человек», — отзываются о нем прихожане. Несмотря на то, что отец Николай совмещает несколько важных должностей — благочинный Калининского благочиния, руководитель епархиального отдела по церковной благотворительности и церковному служению, — ощущается, как трепетно он относится к своему служению в этом историческом месте.
— За столетия истории собора здесь служило много достойных людей, — рассказывает настоятель. — Нельзя не вспомнить протоиерея Василия Сицилийского, в XIX веке бывшего здесь настоятелем 35 лет. Герой войны 1812 года, он был полковым священником, ходил на передовую — но не с оружием, а с крестом и Евангелием в руках. Мы стараемся достойно продолжать традиции собора. Нужно каждому, кто сюда приходит, помочь найти Бога, подать утешение. И, главное, мы стараемся работать над собой, чтобы люди, приходя в храм, видели не только стены, а образец высокой духовной жизни. Если мы станем теми, кто может явить образец такой жизни, наш пример привлечет людей в это святое место.
ВОТ БЫ ЗДЕСЬ ПОСЛУЖИТЬ!
Протоиерей Игорь Заваринский был выпускником-семинаристом, когда впервые оказался в соборе. «Вот бы здесь послужить!» — подумалось молодому человеку. И какова же была радость, когда его направили именно сюда! Шел 1990 год, ежедневно крестили чуть не по сто человек. Сегодня отец Игорь, хорошо знающий прихожан, возглавляет социальное служение в приходе.
— Стараемся, чтобы люди помогали друг другу: богатые — бедным, здоровые — больным. По доброму, с любовью, — объясняет протоиерей Игорь Заваринский. — Узнаем, кто не может дойти до храма, кому нужна помощь по дому, уход в болезни, в разных трудных ситуациях. И ищем помощников. Вот сейчас мне прислали смс из другого прихода, что к нам переехала одинокая мама с четырьмя детьми. Ребят мы покрестили, теперь ищем тех, кто поддержит эту семью.
Протоиерей Владимир Жильцов в соборе служит 16 лет. Профессиональный музыкант, он полюбил собор, еще будучи его прихожанином, и именно сюда отец Владимир был направлен на служение после рукоположения в священнический сан. Еще один клирик собора, иерей Андрей Смирнов, тоже вырос в священника здесь — из ученика воскресной школы собора. Теперь её возглавляет.
ЧЕМУ УЧАТ В ШКОЛЕ
Большая проблема Спасо-Преображенского собора — отсутствие помещений. В распоряжении прихода только подвал с низким потолком, в котором в годы блокады было бомбоубежище (здесь мать Иосифа Бродского прятала его, годовалого, в ящике для записок). До революции приходу принадлежал целый дом по соседству, теперь — лишь одна квартира в нем. Но собору удалось выстроить добрые отношения с расположенной рядом общеобразовательной школой, и воскресные занятия проходят в ней.
Воскресную школу собора посещают около 60 детей, занятия проходят в трех возрастных группах. Традиционные предметы — Закон Божий, Церковная история, Богослужение и хоровое пение — здесь дополняются уроком нравственности для старшеклассников, на котором идет речь о том, как Ветхий и Новый Завет воплотить в жизнь.
— Дети сегодня не могут получить еще один день школы, — убежден директор иерей Андрей Смирнов. — Мы стараемся вводить интерактивное обучение. Для младших это разминки, игры. Обязателен урок творчества — он помогает разгрузить ребят. Со старшими планируем интересные проекты. Например, задумали выпускать буклеты, посвященные различным праздникам.
Из кружков можно выделить резьбу по дереву (занятия проходят в Доме офицеров, у которого приход арендует помещения) и секцию дзюдо. Гордость школы — тщательно подобранный состав педагогов. Среди них — руководитель хора Ольга Васильевна Косенко, работающая с основания воскресной школы, более двадцати лет, и Николай Симаков, церковный историк-публицист.
Пока дети занимаются, родители тоже слушают лекции. Их ведет преподаватель догматического богословия Санкт-Петербургского православного института религиоведения и церковных искусств Алексей Леонов. Родители составили любительский хор, управляет им регент Юлия Серкова.
ПРАВОСЛАВНАЯ СРЕДА
Под таким названием третий год собирается молодежный клуб собора. Встречи проходят по средам, из-за «территориального» вопроса — часто на квартирах.
— Наши родители ходили друг к другу в гости по поводу и без, — объясняет плюсы такого формата руководитель молодежного клуба иерей Андрей Смирнов. — А сейчас люди отдалены друг от друга, чаще всего общаются в соцсетях. А здесь человек попадает в дружную атмосферу единомышленников. Средний возраст у нас 25 лет, многие уже имеют семьи, приходят с детьми. Четыре семьи сложились в клубе.
Одна из встреч клуба проходит на квартире чтеца Алексея и Карины Крупенковых. Больше десятка человек, преимущественно девушки, оживленно обсуждают, откуда взялись установления православного поста. В любой момент можно задать вопрос, поделиться наблюдениями из жизни, и такая непринужденность позволяет вникнуть в самые серьезные темы. Но деятельность «Православной среды» не ограничивается беседами. Участники клуба путешествуют по городу и пригородам, выбирая малознакомые места, до которых добираются на электричках. Многие регулярно навещают подопечных приюта временного пребывания бездомных инвалидов при Покровской общине. Вместе с родительским хором бывали в хосписе в Лахте, в епархиальной больнице Ксении Блаженной. Сейчас разучивают детские песни, готовясь к поездке в детскую больницу.
ОСОБЫЕ ГОСТИ
Главной заботой еще одного клирика прихода, иерея Феодосия Амбарцумова, давно стали дети-сироты. Руководитель благотворительного фонда «Детская миссия», основавшего в Вырице центр для семей с приемными детьми «Умиление» (подробнее в «ВЖ» за ноябрь 2017 года), он больше десяти лет организует поездки детей из детских домов в храмы Петербурга. Начинал с единомышленниками еще в семинарии, теперь продолжает уже в Спасо-Преображенском соборе. Дети приезжают сюда каждую воскресную Литургию и в праздники, исповедуются, причащаются, обедают в каком-нибудь кафе неподалеку. А потом посещают музеи, театры, кино, зоопарк, другие места отдыха и культуры. Совершив однажды такую поездку, ребята с нетерпением ждут её повторения.
— Это как будто ты попал в другой мир, — рассказывает иерей Феодосий, отец семерых приемных детей. — И важно, как говорит наш настоятель, чтобы тебя встретили не только стены, но священник, который раскрыл бы тебе свои объятья, вошел в твою жизнь, в твои проблемы. Главное не количество знаний, которые в этот момент священник передаст ребенку, а то, как он говорит с ним. Для нас, христиан, это как вызов. Когда ребенок спрашивает: «Если Бог меня любит, почему я в детском доме?» — ты должен помочь ему ответить на этот вопрос, помочь перестать быть сиротой. Это труднее, чем подарить ему конфету или свозить куда-то.
ХОР КАК ДОСТОЯНИЕ
Особой гордостью собора всегда был и остается хор. Чтобы услышать его, люди приезжают из разных концов города. Все хористы — профессионалы высочайшего класса, среди них есть солисты Капеллы и Малого оперного театра. Репертуар обширен, но к выбору музыкальных произведений коллектив подходит принципиально, исполняя только традиционную русскую духовную музыку. Новое привносится, по словам главного регента хора Алексея Шибанова, почти 15 лет возглавляющего коллектив, «редко и точечно». Это позволяет ценителям говорить о преемственности традиций церковного пения в Спасо-Преображенском соборе. Есть у хора и ряд других традиций.
— Все службы на первой седмице Великого поста, когда читается Покаянный канон Андрея Критского, и на Страстной седмице, на 12 Евангелий, у нас поет исключительно мужской хор, — рассказывает Алексей Шибанов. — Так заведенотолько у нас в храме. Еще одна традиция — только в нашем храме один раз в год, на день памяти Чайковского, поется Литургия на его музыку. И алтарь у нас тоже «поющий»: священники, диаконы, чтецы — все могут петь на несколько голосов.
ИСТОРИЧЕСКАЯ НАХОДКА
Историческое здание Спасо-Преображенского собора требует кропотливой реконструкции и бережного ухода, поэтому снаружи и внутри храма часто можно увидеть строительные леса.
— В прошлом году мы привели в порядок купола и кресты: сняли старый металл и изготовили купола заново, — рассказывает настоятель протоиерей Николай Брындин. — В этом году реставрируем все башни, включая световой барабан. Сейчас в нем идет реставрация живописи.
При реставрации на внутренней части купола под слоем краски неожиданно обнаружили лик херувима. Оказалось, в начале XX века в храме был еще один пожар. Тогда пострадавшую роспись просто закрасили. Сегодня реставраторы пытаются восстановить полуторавековые фрески.
ЦЕНТР ПРОСВЕЩЕНИЯ
До революции Спасо-Преображенский собор славился своим приходским благотворительным обществом, которое содержало детский приют, богадельню, бесплатную столовую для нуждающихся, школу для солдатских детей и бесплатные квартиры. Сейчас приход старается возродить традиции милосердия, но применительно к сегодняшним нуждам и современными методами. В 2014 году был создан Благотворительный фонд Спасо-Преображенского собора, реализующий множество духовно-просветительских программ. Это и посвящение в кадеты учащихся одного из кадетских классов, и регулярное посещение собора школьниками и студентами, согласованное с Комитетом по образованию, и епархиальный конкурс чтецов, и просветительские проекты для взрослых. Существует программа помощи людям с ограниченными возможностями, а также священнослужителям и их семьям.
— У нас сложились добрые отношения с библиотекой для слепых, — делится планами настоятель протоиерей Николай Брындин. — Мы хотим сделать наш собор комфортным для посещения людьми с ограниченными возможностями по зрению. Разработали целую концепцию, включая оборудование собора макетами храма, моделями икон, которые можно осязать. Очень важно, чтобы люди со слабым зрением не чувствовали себя чужими в храме.
ЯБЛОЧНЫЕ ДНИ
То, что собор находится в историческом центре Петербурга, накладывает свой отпечаток и на состав прихожан: среди них много представителей петербургской интеллигенции.
— У нас очень сердечные, простые священники, люди дружат друг с другом. Культурный, образованный, интеллигентный приход, который держит марку, — отзывается прихожанка собора в третьем поколении, внучка контр-адмирала В. В. Чистосердова Анна Александровна.
В этом году приход взялся за возрождение еще одной исторической традиции: устраивать на Преображение Господне большой праздник для горожан.
— До революции вокруг собора совершался крестный ход, на площади разворачивались торговые ряды, — рассказывает настоятель протоиерей Николай Брындин. — В этом году мы поставили в ограде столы, организовали концерт. Закупили, освятили и раздали тонну яблок. А в следующем году пригласим фермерские хозяйства, чтобы все желающие могли купить свежие яблоки и сразу их освятить. Так было когда-то, а традиции надо чтить!