Чтобы «народишко» не «исподличался»
«Cии же князь Ондреи Боголюбовныи… постави ту церковь камену Рожество святеи Богородици на Клязме реке, а другую Покров святеи Богородици на Нерли, и устрои монастырь», — гласит сообщение Владимирского летописца под 1158 годом. Церковь Покрова и по сей день стоит на заливных лугах неподалеку от слияния рек Нерли и Клязьмы.
Она сохранила почти первозданный облик. Стены ее украшены барельефами с изображениями царя Давида, львов, голубей, грифонов с ягнятами и женских масок. Внутренние росписи утрачены в 1877 году во время ремонта.
Степень нашей причастности к тому или иному церковному празднованию зависит от уровня понимания его содержания. В чем смысл праздника Покрова? По какой причине было дано святому Андрею видение молящейся Богородицы, легшее в основу этого праздника? Из исторических текстов остается неясным, от чего надо было охранять и укрывать молящихся и в каком году произошло само событие. Написано так: «Знамение было в первой половине Х века, в конце жизни св. Андрея Юродивого». Из текста «Слова на Покров Пресвятой Богородицы» бедствие-причина остается неизвестной, поскольку упоминаются и нашествия иноплеменников, и междоусобные войны, и глад, и мор, причиной которых являются «умножения грехов наших». Даты жизни императора, в правление которого произошло это событие (Лев VI Мудрый (Философ), †936), и блаженного Андрея дают намек на русский поход Олега на Византию в 911 году. Но ведь не память о поражении оружия наших предков мы празднуем в этот день! Обычно причиной несчастий, вызвавших заступничество Богородицы, считается нашествие сарацин.
Русскому народу всегда был понятен и близок образ Богородицы как покровительницы и милосердной заступницы. Поэтому неудивительно, что праздник Покрова за сравнительно короткий период стал общерусским. Несмотря на то, что само событие произошло на Византийской земле, в греческий календарь праздник не вошел, но был принят и утвержден в 1164 году на Руси благодаря святому князю Андрею Боголюбскому, сыну Юрия Долгорукого.
Думается, смысл Покрова не исчерпывается сугубо «защитной» функцией. Зададимся другим вопросом, какой исторический фон стоит за принятием князем Андреем решения об учреждении этого праздника?
Посильная реконструкция событий выводит нас на связь Покрова с Владимирской иконой Божией Матери. Впервые узрев этот образ, написанный святым евангелистом Лукой, Богородица изрекла: «С сим образом благодать Моя и сила да пребудут». Икона «не удержалась» в Иерусалиме, Византии, Киеве. В 1130 году константинопольский патриарх Лука Хризоверг привез ее в Киев в дар Юрию Долгорукому (по другим версиям образ был привезен дочерью византийского императора Константина Мономаха Ириной, матерью Владимира Мономаха, или второй женой Юрия Долгорукого — византийской царевной Ольгой в дар своему мужу). Икону поместили в Вышгороде (около Киева) в храме женского монастыря. То было время, о котором летописец под 1134 годом в связи с расколом в среде Мономаховичей записал: «Разодралась вся земля Русская».
Заняв в 1154 году Киев, Юрий Долгорукий посадил Андрея править в Вышгороде. Но не пришелся Киев, где господствовали смута и распри, общая взаимная нелюбовь, по нраву князю Андрею. Неприязнь жителей к отцу его Юрию переносилась и на него: ни у кого ни с кем мира нет, все княжения запустели… Молился он в храме перед иконой Божией Матери, написанной Лукой, пытаясь найти выход из неприятного положения, и пришло ему знамение. Икона не стояла на своем месте в храме: то зависала в воздухе, то оказывалась в другом месте, а в алтаре повернулась лицом к выходу. Князь понял, что не хочет Богородица быть здесь, хочет уйти, ибо нет Божией благодати в этом месте смут и распрей. Волею свыше оказалась икона во Владимире, около которого «намертво» стали кони, везущие повозку с иконой и князем.
На месте, где стали кони, был заложен Боголюбов городок, любимая княжеская усадьба (отсюда и прозвище Боголюбский). Дальнейшие события подводят нас вплотную к учреждению праздника Покрова. В 1157 году умирает Юрий Долгорукий, князя Андрея «величают» на Ростово‑Суздальский престол и княжение. Он проводит все необходимые обряды в Ростове, но сразу же уезжает во Владимир! В 1162–1164 годах происходят две масштабные и трудные баталии с половцами и волжскими булгарами. После своего последнего боевого похода Андрей Боголюбский поклонился Владимирской иконе и издал указ об учреждении праздника Покрова как знака того, что Богородица под Свой покров взяла Святую Русь.
Таковы исторические истоки этого праздника. В них становится заметной та задача, которую заложил князь Андрей в его основу: построение жизни народа и власти на христианских основах. Во дни смутного времени эпохи польско-шведской интервенции летописец написал: «Народишко соблазнился и исподличался». Не применимо ли это и к нашему времени? Не в этом ли главный — не «архивный», а вечный смысл Покрова: народ формирует и хранит любовь Божия, явленная в служении Богородицы и Ее Божественного Сына. Отпадение от этой животворящей Любви влечет за собой вырождение и «исподличанье» народа.
Протоиерей Георгий Шмид