Что ждет церковные библиотеки, архивы и музеи?
— Кому принадлежала инициатива проведения семинара для сотрудников церковных библиотек — Президентской библиотеке или библиотеке Александро-Невской лавры?
— Сотрудничество монастыря и Президентской библиотеки в области просветительских программ и методики ведется с 2007 года, а в 2013 году владыкойНазарием и директором по информационным ресурсам Еленой Жабко был подписан об этом договор. В частности, книгохранитель монастыря ежегодно участвует в конференциях Президентской библиотеки. Данный семинар был организован в первую очередь для монастырского благочиния, кроме того — для всех желающих. Просьба о занятиях и встречах исходила от участников — церковных библиотекарей, и в последние годы повторялась неоднократно. Не секрет, что церковных книжников, в отличие от регентов или иконописцев, не готовят нигде — ни в семинарии, ни в религиоведческих институтах, ни на курсах. Есть только учебные пособия. Повышать свою квалификацию им тоже негде. Учение — это их частная инициатива. Монастырь только предоставил помещение — новый зал ДПЦ.
— Как собирали участников? Лаврская библиотека поддерживает связь с другими церковными библиотеками?
— Мы дружим с церковными библиотекарями, и часть участников — те, кого мы знаем много лет, но было немало и тех, кого мы видели в первый раз. Нами были сделаны рассылки с приглашениями по монастырскому благочинию, информационным отделом епархии — по митрополии. Неожиданно откликнулись и приехали 40 участников из Санкт-Петербургской, Гатчинской, Тихвинской епархий — 27 библиотекарей, 5 музейных работников, 3 архивиста, сотрудники епархиальных управлений. Президентской библиотекой выдано 39 сертификатов об участии в семинаре.
— Насколько была заинтересована в семинаре Президентская библиотека?
— Крупные библиотеки обычно и являются методическими центрами. В уставе Президентской библиотеки есть положение о «проведении научных и научно-практических, культурно-просветительских и образовательных мероприятий — конференций, семинаров, форумов», этот текст можно увидеть на их сайте. Сотрудники Президентской библиотеки — высокопрофессиональные специалисты, это качество неразрывно связано с чувством ответственности и заинтересованности в том, что происходит в области их профессиональных интересов. Как шутили сами участники семинара, нам, церковным библиотекарям, до их уровня — «как до Юпитера пешком», но чтобы знать, куда направлять свой пеший путь, надо увидеть, где этот Юпитер. Справочные материалы, предоставленные лекторами всем участникам в виде презентаций,— это настоящее сокровище и одновременно указатели пути. Там собрано всё, что нужно для библиографического описания современным библиотекарям, архивистам, работникам музеев. Нам всё подсказали и указали, дали, если можно так выразиться, «дорожную сумку» с методиками и стандартами. Следующий этап — практические занятия. Каталогизировать можно с использованием любого библиотечного программного обеспечения отечественной разработки, поддерживающего RUSMARC (отечественный коммуникативный формат), о чем имеется приказ Министерства культуры от 17.01.2018 (он носит обязательный характер для подведомственных организаций и рекомендательный — для нас). Наиболее распространенной и доступной в церковной среде остается система автоматизации библиотек ИРБИС, установленная в 68 организациях РПЦ. Практическое обучение каталогизации будет производиться в течение апреля лицензированным преподавателем ЦГПБ им. В.В. Маяковского для пользователей ИРБИС 64. Оплачивает занятия Александро-Невское братство.
— В семинаре участвовали сотрудники церковных архивов. А сколько у нас в городе таких архивов? Какие задачи модернизации стоят перед ними?
— У нас в митрополии не менее шести церковных архивов — Санкт-Петербургского епархиального управления, Санкт-Петербургских духовных школ, Александро-Невской лавры (в стадии организации), Никольского и УспенскогоСтароладожских монастырей, Софийского собора в Царском Селе. Сведения о точном числе церковных архивов и связь с ними предполагаются у головной епархиальной организации, но… таковой организации пока не существует. О необходимости модернизации архивов говорил председатель Издательского совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент в декабре 2019 года. Архивное дело — это сложная область. Насущная задача церковных архивов — восполнение утраченных материалов копиями, в том числе электронными, поэтому способ их выживания и развития — применение новых технологий. Перемены могут состоять в построении «мостиков», нахождении общего языка между архивистами и работниками музеев и библиотек. Каждый архивный документ уникален, описание его иерархично, так как он рассматривается среди других документов в конкретном историческом контексте, связан с определенными персоналиями, привязан к географическому месту и так далее. Но описания уже опубликованных документов — книг, статей — могли бы иметь общие с описанием архивных оригиналов, как мы говорим, точки доступа. Если достаточно корректно, с учетом специфических задач всех трех сторон, договориться, результат будет выгоден и сотрудникам, и читателям. Со временем в интегрированных каталогах библиотек, музеев и архивов по одному запросу читатель получит ответы о ресурсах всех видов. То есть в идеале мы в результате поиска по теме или персоналии получали бы информацию о книгах, архивных документах и музейных экспонатах, относящихся к этой теме. Об этом, в частности, и шла речь на семинаре.
— Какие первоочередные задачи в плане модернизации стоят перед церковными библиотеками? Уступают ли они в этом плане светским библиотекам? В чем их специфика (помимо самого состава фондов, разумеется)?
— Из задач — кооперирование работы, учеба и повышение квалификации, взаимный обмен опытом. Уступают в том, что нет рабочей группы, сводного каталога и финансирования. Специфика деятельности церковных библиотек в том, что она является частью жизни прихода или монастыря. Через книгу читатели и библиотекари знакомятся с опытом святых отцов, они читают книги совместно, происходит общение через книгу, особенно если речь идет о насельниках монастырей. Чтение в данном случае — не просто научная работа, повышение квалификации или досуг, это важнейшая часть духовной жизни.
— Какие вопросы чаще всего звучали на семинаре?
— Почти все участники говорили о необходимости выбора или обновления программного обеспечения. Здесь уместно сказать о распространенных библиотечных программах. ИРБИС создавался для самостоятельной работы, чтобы пользователь мог достаточно легко описать издание, самостоятельно администрировать свою базу данных, хранить её у себя и самостоятельно ею распоряжаться. Возможна и корпоративная работа. OPAC-Global создан для корпоративной работы и преимущественно для крупных библиотек. Архитектура его такова, что база данных хранится не в самой библиотеке, и получается, что пользователь самостоятельно не может ею распоряжаться. Каталогизация в OPAC-Global сложнее, требования к компьютерам выше, кроме того, это программное обеспечение дороже. Вторая тема, которая поднималась всеми участниками,— необходимость проведения занятий не только для библиотекарей, но и для сотрудников церковных архивов и музеев.
— Планируется ли сделать подобные встречи регулярными?
— Зависит от благословения священноначалия и от того, найдем ли мы финансирование. Потребность и желание участников налицо. Дело даже не во встречах, а в необходимости систематической работы по составлению сводного каталога, для чего должна быть сформирована рабочая группа редакторов и методистов.