Чтить память воинов — русская традиция
Память и молитва
— У истоков проекта — почти десятилетней давности концертный опыт, — рассказывает руководитель Хора духовенства Юрий Герасимов. — В 2014 году мы исполнили программу «Музыка наших побед» в «Лендоке», концерт был приурочен к годовщине начала Великой Отечественной войны. Недавно я переслушал программу — в ней много номеров, целиком мы её больше не исполняли. Тогда это звучало очень свежо, а когда Хор духовенства исполнил песню «Журавли» на стихи Расула Гамзатова, это был культурный шок, в том числе для нас самих. Потом стали везде исполнять военные песни, новизна пропала. Но в наше время эта тема вновь стала актуальной.13 сентября Хор духовенства митрополии совместно с ансамблем «Кронверк-брасс» выступил в курсантском клубе Военного института железнодорожных войск и военных сообщений в Петергофе с программой «Музыка наших побед». Слушателями стали две тысячи молодых людей — курсантов, кадет и военнослужащих. А в культурном центре «Каскад» в этот же день, но уже вечером, прошел концерт с этой же программой и также при полном зале. На этот раз концерт был приурочен к празднованию дня памяти святого благоверного великого князя Александра Невского. Прозвучали церковные песнопения из службы святому Александру Невскому, фрагмент «Вставайте, люди русские» из кантаты Сергея Прокофьева «Александр Невский».
Председатель епархиального совета по культуре иерей Илия Макаров произнес проповедь перед исполнением современного православного гимна святителя Николая Сербского «Вера вечна, вера славна», отметив, что музыка — кратчайший путь к Богу. Помимо духовных песнопений, звучали песни разных эпох — «Марш Преображенского полка», «Полюшко-поле», «Возле города Кронштадта», «Вечер на рейде», «Выйду ночью в поле с конем», — а также арии из опер: ария Ивана Сусанина из одноименной оперы Михаила Глинки, песня Неизвестного («В старину живали деды») из оперы «Аскольдова могила» Алексея Верстовского.
— В нашем хоре богатые, «намоленные» голоса, — отмечает Юрий Герасимов. — Эти песни звучат и как память, и как молитва.
Реставрация рукописи
Второй этап проекта — 8 ноября в Кронштадтском морском соборе. Хор духовенства исполнит «Поминовение усопших воинов» — песнопения панихиды в изложении Сергея Жарова и Константина Шведова.
— Мы решили расширить тему поминовения воинов, углубиться в историю и поминать тех, кто погиб с начала ХХ века: это и Первая мировая, и Гражданская война, — продолжает рассказ Юрий Герасимов. — Для этого мы взяли песнопение, которое в записи на пластинке называется «Панихида», а в рукописях Шведова — «Поминовение павших воинов». В интернете этот диск, который переиздали лет пятнадцать назад, называется «Поминовение павших воинов Белой армии», что не соответствует действительности. Сергей Жаров, основатель Хора донских казаков, принципиально не делал акцент на политических взглядах и если уж поминал, то поминал всех своих соотечественников. Основу его хора составили эмигранты, которые в 1920‑е годы оказались в Турции, потом в Европе, пережили страшнейшие лишения, жили без документов и без средств к существованию. В военных лагерях Жаров по крупицам собрал певцов, причем требования были минимальными. Они стали назваться Хором донских казаков, хотя казачества в первом составе было процентов десять-пятнадцать.
Это песнопение до 2021 года было известно только в записях, нот в печатном виде не существовало. В 2021 году, когда отмечалось 100‑летие основания коллектива, к Юрию Герасимову обратился протоиерей Андрей Дьяконов, который занимается изучением истории Хора донских казаков, с предложением исполнить «Панихиду». Фрагменты песнопения были представлены публике на концерте в Капелле, где во втором отделении Владислав Чернушенко с мужским хором Капеллы исполнял жаровские аранжировки народных песен.
— Так что нынешнее исполнение 8 ноября будет не совсем премьерой, но всё равно это первое исполнение целиком, — говорит Юрий Герасимов. — Отец Андрей передал мне лично оригиналы рукописей с подписями Жарова и Шведова, мы расшифровывали их и адаптировали для нашего состава. Известная всем запись была сделана в конце 1950‑х годов, а в рукописи дата — июнь 1942 года. Исполнялась она, скорее всего, не в концертных залах, а в храмах. Вносились коррективы: в рукописи видны правки и карандашом, и красной ручкой. Мы обратились к первоначальному варианту рукописи и отреставрировали его.
В рамках проекта издана брошюра, где ноты «Панихиды» напечатаны полностью. Набором нотного текста занимался певчий Хора духовенства иерей Димитрий Шевчук, а вступительную статью написал историк Юрий Стрекаловский. Юрий Герасимов и руководитель ансамбля «Кронверк Брасс» Илья Кузнецов представили это издание на Всероссийском съезде регентов и певчих, который проходил в Москве 16–18 октября.
— Поминовение воинов — очень русская традиция, — отмечает Юрий Герасимов. — В предисловии к нашей брошюре приведен отрывок из воспоминаний Гайто Газданова, где описывается, как в годы первой русской эмиграции священника пригласили отслужить панихиду, и оказалось, что все присутствующие знают песнопения, и все пели. Устная традиция живет, мы к ней присоединяемся в этом проекте.
Музыкальная духовная пища
Третий этап проекта — премьера «Русского военного реквиема», который был написан три года назад. Он посвящен подвигу 6‑й роты 76‑й воздушно-десантной дивизии, известному как бой у высоты 776. В ходе Второй чеченской войны 29 февраля — 1 марта 2000 года 6‑я рота 2‑го батальона 104‑го гвардейского парашютно-десантного полка 76‑й гвардейской воздушно-десантной дивизии (Псковской) под командованием гвардии подполковника Марка Евтюхина вступила в бой со значительно превосходящим по численности отрядом чеченских боевиков и арабских наемников, руководимых Хаттабом. В ходе боя погибли 84 российских военнослужащих и от 400 до 500 боевиков. Двадцати двум солдатам 6‑й роты было присвоено звание Героев Российской Федерации (из них двадцати одному — посмертно).
«Реквием» планировалось исполнить в 2020 году, к 20‑летию битвы, но из-за пандемии премьера не состоялась.
— Мы собираемся исполнить его в декабре на сцене Псковского областного колледжа искусств — там будут и военные из этой дивизии, и студенты, и все желающие. Никогда мы так много не репетировали, это сложнейший материал. Пришлось работать в архивах, потому что задачей было помянуть каждого погибшего воина поименно. Чтобы это не выглядело безлико, упоминается не только имя, но и место рождения, место погребения, награды и звания, в том числе присужденные посмертно. Работаем и над видеорядом — сложная музыка требует сложного визуального сопровождения, — рассказывает Юрий Герасимов.
Архив имен, о котором шла речь выше, стал доступен, поскольку в 2020 году, когда намечалась премьера, состоялась передача архива 6‑й роты из храма святого Александра Невского во Пскове представителям Министерства обороны. Все данные были скрупулезно собраны прихожанами храма — там и письма, и фотографии. Настоятель храма протоиерей Олег Тэор встречал все борты с «двухсотыми», каждого отпевал. Архив был оцифрован настоятелем подворья Псково-Печерского монастыря иеромонахом Анатолием (Донцу).
Музыку написал известный петербургский композитор, член Союза композиторов России, руководитель ансамбля «Кронверк Брасс» Илья Кузнецов. Хор духовенства сотрудничает с этим коллективом с 2010 года. Инициатива принадлежала участнику ансамбля, бас-тромбонисту Павлу Николаевскому — другу Юрия Герасимова.
— «Русский реквием» — это панихида, — рассказывает Илья Кузнецов. — Мы опирались на текст канонической панихиды, но он подан в последовании западного реквиема. Акцент мы пытались делать на тексте. Все номера традиционны для реквиема: «Kyrie eleison», «Requiem aeternam», «Dies irae» и так далее. Кроме канонических текстов у нас есть информационные вставки. Например, в части «Dies irae», «День гнева», — рассказ о боевых действиях, сопровождаемый исполнением ирмосов, которые поются на панихиде. И всё это идет на фоне партии барабана в ритме лезгинки. «Kyrie eleison» — мы взяли диаконскую ектению, но хор поет и за диакона, и за хор, и за священника. Используется сложное многоголосие — в одном из эпизодов задействованы целых двенадцать голосов.
Либретто написала военный корреспондент и писатель Наталья Курчатова, которая с 2014 года живет на Донбассе. В него включены стихотворные отступления — например, стихотворение Всеволода Емелина «Последний гудок», повествующее о похоронах Леонида Брежнева и последующих событиях, приведших к развалу Советского Союза.
— Наташа написала совершенно потрясающий финал, где задает вопрос: «Зачем эти люди погибли со славою, но без успеха?», и сама же отвечает, что они, как птицы, которые еще не приносят весну, но уже о ней говорят, — делится Илья Кузнецов. — Мы хотели бы, чтобы наше выступление было интересно и молодежной аудитории. Хор в своих привычных одеяниях — рясы, кресты, рядом «Конверк Брасс» в концертной одежде, то есть в смокингах. И тут же присутствует электрогитара, два синтезатора и так далее, и рок-музыканты будут одеты так, как мы привыкли видеть рок-музыкантов. В одном из эпизодов хор поет икос, а солисты поют стихи солдат, которые там служили. Стихи наивные, детские, и поэтому звучат особенно пронзительно. Важно, чтобы судьбы этих людей вошли в сердце каждого слушателя. Привычные слова молитв подаются немного в другом ракурсе — может быть, непривычная трактовка заставит задуматься.
При исполнении «Реквиема» будет целиком зачитана речь митрополита Псковского Евсевия, произнесенная им на отпевании десантников.
Разумеется, «Реквием» прозвучит не только во Пскове — планируется исполнение в Санкт-Петербурге. Юрий Герасимов и Илья Кузнецов уверены, что подобные произведения не только вызывают патриотические чувства, но и воспитывают музыкальный вкус.
— Про пищу телесную современный человек знает много, а с пищей духовной дела обстоят не так радостно, — рассуждает Илья Кузнецов. — Важно разумное соотнесение пищи телесной и духовной. Какие продукты питания полезны, знают все, и когда человек ест, к примеру, чипсы, он осознает, что наносит вред организму. А вот какую музыку слушать полезно, а какую не очень, — это так широко не обсуждается. Я говорю не обязательно об эстраде — сложные вопросы есть и в сфере классической, и в сфере духовной музыки.
— Как-то я разговаривал со знакомым священником, который ездит на передовую окормлять бойцов, — продолжает тему Юрий Герасимов. — Я хотел задать вопрос, какая музыка нужна ребятам там, но не отважился. Он первый об этом заговорил. Он сказал, что патриотическая тема нужнее в тылу, а воинам нужны песни не про то, как сейчас тяжело, а про то, как скоро будет хорошо. Вспомним Великую Отечественную — в песнях военных лет мало скорби, все песни бодрые. Печальные песни получились гораздо позже. Мы эти вопросы будем обсуждать: в рамках проекта запланирован музыкальный семинар для студентов Псковского областного колледжа искусств. Поговорим и про «Реквием», и про музыкальную «духовную пищу».