Четыре дела протопресвитера Бориса Бобринского

В Библиотеке Российской академии наук 20 февраля по случаю исполняющегося столетия рождения известного церковного ученого и долголетнего декана парижского Свято-­Сергиевского Православного Богословского института протопресвитера Бориса Бобринского (1925–2016) открывается книжно-­иллюстративная выставка. 
Священник Борис Бобринский и епископ Кассиан (Безобразов) на Сергиевском подворье в Париже (фрагмент фотографии)
Журнал: № 2 (301) 2025Автор: Александр Клементьев Опубликовано: 20 февраля 2025

***
Борис Алексеевич Бобринский — прапрапраправнук императрицы Екатерины II и графа Григория Орлова, внук выдающегося археолога графа Алексея Александровича Бобринского (1852–1927), члена Государственного совета и, в 1886–1917 годах, председателя Императорской Археологической комиссии — родился в Париже 25 февраля 1925 года в семье Алексея Алексеевича Бобринского и графини Натальи Павловны Ферзен. Оставшись без матери в десятилетнем возрасте, с двенадцати лет он воспитывался в иезуитском пансионе Святого Георгия в Бельгии и в парижском пригороде Meudon и с благодарностью вспоминал отцов-­иезуитов, никогда не склонявших его к отказу от православной веры и водивших русских детей в православный храм. Желание стать священником возникло у него ­где-то в восьмилетнем возрасте. Весьма укрепила его в этом встреча с сотрудником Русского иноческого Типографского братства преподобного Иова Почаевского в селении Ладомирова в Словакии иеромонахом Саввой (Константином Петровичем Струве) — сыном выдающегося ученого и политика академика П. Б. Струве, навещавшим русские колонии больших и малых европейских городов с монастырской святыней — мощами святого великомученика и целителя Пантелеимона.
В 19 лет Борис Алексеевич поступил в Свято-­Сергиевский Православный Богословский институт. Научные интересы студента Б. Бобринского сформировались при несомненном влиянии его любимого наставника архимандрита Киприана (Керна), которого на Сергиевском подворье многие упрекали в чрезмерной сословной разборчивости: уж слишком очевидно выделял он из массы учащихся юных графа Бобринского и барона Ивана Мейендорфа. Однако разборчивость (сложно сказать — только ли сословная) отца Киприана явно не подвела, и именно эти двое продолжили его паламитские занятия, представив современникам превосходные и широко известные их результаты. Именно настоянием отца Киприана Борис Бобринский на два года (1949–1951) направлен был на Богословский факультет в Афины, здесь отыскивал несобранные материалы из наследия Фессалоникийского архиепископа, совершил длительные поездки по Святой Горе и даже намеревался поступить в братию, но возвратился в Париж, где в 1951 году принят был на службу в Богословский институт, с которым и связал свою последующую жизнь. Сам он был двумя месяцами старше Богословского института, который уже совсем скоро будет отмечать столетие своего благополучного существования. Результаты афинских исследований, собранные в первом томе Собрания сочинений святителя Григория Паламы (Том I. Фессалоники, 1962), сразу составили Б. А. Бобринскому заметную репутацию в научном мире. С 1954 года ему поручено было преподавание догматического богословия, и здесь он стал преемником протоиерея Сергия Булгакова и С. С. Верховского.


Протопресвитер Борис Бобринский
Протопресвитер Борис Бобринский


***
В 1959 году митрополит Владимир (Тихоницкий) рукоположил Б. А. Бобринского во священника. В 1968 году отец Борис становится настоятелем франкоязычного прихода Святой Троицы в крипте кафедрального Александро-­Невского собора в Париже, в 1971 году — редактором и сегодня выходящего журнала «Bulletin de la Crypte». Долгие годы остается он и благочинным франкоязычных приходов Западноевропейского экзархата Константинопольского Патриархата. Он много ездит по миру и для выступлений, и для научных занятий… В 1987 году получает в Богословском институте докторскую степень за сочинение «Почивание Святого Духа на Христе».
В 1993 году отец Борис был избран деканом Богословского института, сменив на этом посту князя Константина Яссеича Андроникова, известного ученого-­литургиста, специалиста по творчеству протоиерея Сергия Булгакова и переводчика трех французских президентов. В 1991–2005 годах отец Борис состоял членом смешанной Комиссии Диалога православных и католиков во Франции. Многие его работы печатались в основанном в 1949 году французском православном журнале «Contacts».
Отец Борис спокойно и плодотворно общался с духовенством и мирянами всех русских православных церковных группировок, с протестантами и католиками, руководясь всегда и во всем в первую очередь соображениями церковной пользы. Тому же он учил и студентов…
Многие усматривали в этом лишь высокомерное безразличие, но это была практическая христианская снисходительность к ближним, смиренная и аристократическая, которая позволяла отцу Борису при изумительно трезвом и ироничном отношении к самому себе направить разговор почти с каждым человеком к объединяющему, а не разделяющему собеседников. Иногда молодому человеку хватало одной-двух бесед с ним, чтобы прийти учиться в Богословский институт или осознать, что делать этого не следует.
Он никогда не рвался в безбожный Советский Союз, в котором никогда не бывал, но почти сразу отправился в обновляющуюся Россию послесоветскую, в Петербург, где был известен уже давно…
Первым важнейшим для России и для нашего города делом отец Борис называл свое и своей супруги участие в подготовке передач радиостанции «Голос православия», которая, уже на излете государственного советского безбожия, начала в 1979 году вещание на значительную часть территории СССР — сперва из Африки, из Габона, а затем продолжила его из Португалии. Возглавить эту радиостанцию отца Бориса пригласили её основатели Елена Петровна и Евгений Евгеньевич Поздеевы, жители довоенной Польской республики, уже успевшие потрудиться для восстановления Церкви в советской России. С началом мировой вой­ны они умудрились пробраться в Псков, где сотрудничали в Псковской православной миссии Виленского митрополита Сергия (Воскресенского), а потом переселились в Германию. Отец Борис очень любил эту невероятно деятельную в нескольких поколениях православную семью и восторгался опытом работы Псковской миссии военных лет, всегда ставил её в пример, говоря о христианском служении в современных условиях. Руководствуясь примером и опытом работы Псковской миссии, руководители «Голоса православия» принципиально отказывались от любой политической линии, создавая именно церковные радиопередачи, направленные на изучение, освоение и усвоение лишенными доступа к Слову Божию слушателями богослужения и учения Православной Церкви. Особенно ценил отец Борис возможность перенесения опыта «Голоса православия» на русскую территорию и сотрудничество с петербургской радиостанцией «Град Петров», что подробно и очень удачно описано в остающейся, к сожалению, малоизвестной книге «Voix de l'Orthodoxie — Голос Православия: к тридцатилетию со дня основания (1979–2009)» (СПб, 2009), умело составленной Ольгой Николаевной Суровегиной и невероятно интересной.



***
Вторым важным делом отец Борис почитал организацию защиты диссертации, посвященной великому русскому богослову, заслуженному ординарному профессору СПбДА, члену-­корреспонденту Императорской Академии наук Николаю Никаноровичу Глубоковскому (1863–1937), в эмиграции почетному члену Свято-­Сергиевского православного богословского института, не раз читавшему лекции студентам института начиная с действовавшего весной-­летом 1925 года пропедевтического класса для желающих поступать в создаваемую «Русскую Православную Духовную Академию в Париже», как тогда её намеревались назвать. С самого начала сочувственно отнесшийся к созданию нового очага духовно-­академической науки, призванного сохранить и продолжить традиции дореволюционной духовной школы и стать «символом будущей России, которая должна воскреснуть лишь в качестве великой духовной силы, христиански единой со всеми» (Глубоковский Н. Н. Христианское единение и богословское просвещение в православной перспективе // Путь. Париж. 1926. № 4), Н. Н. Глубоковский своим авторитетом «в инославном ученом и иерархическом мире», выступлениями на Никейских торжествах в Лондоне (июль 1925 года), статьями в газетах, присутствием на Аржеронском съезде РСХД (июль 1925 года) содействовал его становлению. И впоследствии выделял Свято-­Сергиевский институт среди всех тогдашних православных факультетов как «единственный светильник» русского православия во всем мире и единственный показатель «нормального православно-­богословского ведения» за органическую связь с «церковными стихиями», т. е. ежедневное участие студентов «в богослужении и богопознании, когда первое бывает просвещенно разумным, а второе благоговейно церковным». По мере своих сил и возможностей, в качестве «благожелательного друга», Глубоковский не только участвовал в учебной жизни Свято-­Сергиевского института, поддерживая связь со студентами и состоя почетным членом Братства Преподобного Сергия, но поощрял ученую деятельность преподавателей, «со всеми нами сошедшийся», по выражению С. Н. Булгакова, обменивался книгами и переписывался с протоиереем Сергием Булгаковым, епископом Кассианом (Безобразовым), известным ему по преподаванию в Петроградском богословском институте, и некоторыми другими профессорами парижского института. Один из них, бывший коллега по СПбДА А. В. Карташев (взаимоотношения их в прошлом были далеко не простыми), называл книгу Глубоковского «Русское богословие в его историческом развитии и новейшем состоянии» «золотым мостиком через нынешний исторический ров… к благородному и прекрасному прошлому её богословской науки». В журнале Свято-­Сергиевского института «Православная мысль» печатались статьи Н. Н. Глубоковского и приветствия от корпорации института «возглавителю русского богословия» с его юбилеями (Париж, 1930. Вып. II).

***
Диссертация, подготовленная старшим научным сотрудником Отдела рукописей Российской национальной библиотеки Татьяной Александровной Богдановой на основе архива Н. Н. Глубоковского, хранящегося в ОР РНБ и обработанного ею в 1987 году при активной поддержке профессора СПбДА протоиерея Владимира Сорокина, была защищена 7 июня 2005 года — в год исполнявшегося 80‑летия Свято-­Сергиевского института. Материалы для своего исследования автор собирала также и в церковных, государственных и частных архивах многих стран на трех континентах. По результатам защиты Т. А. Богдановой была присвоена ученая степень доктора церковной истории.
За 60 лет, прошедших с момента предоставления Свято-­Сергиевскому институту права присуждения докторских степеней Т. А. Богданова стала шестнадцатым соискателем, получившим докторскую степень за представленное научное сочинение.
Отец Борис особенно радовался тому, что первая в России женщина, получившая эту ученую степень, представляла свою работу о Н. Н. Глубоковском именно в руководимом им Богословском институте, и сразу же направил по телефаксу митрополиту Санкт-­Петербургскому Владимиру поздравление с таким для его епархии событием (отчет о защите Т. А. Богдановой см.: Первая женщина — доктор Церковной истории // Санкт-­Петербургский Церковный вестник. № 8–9 (68–69). 2005. С. 17). Не менее радовался он и опубликованию летом 2010 года её же монографии «Н. Н. Глубоковский. Судьба христианского ученого» (М.; СПб.: "Альянс-Архео", 2010. 1008 с.)
Под впечатлением от «оконченной печатанием диссертации», как несколько старомодно, но точно выразился по получении книги отец Борис, он высказал пожелание, чтобы в довершение своих занятий Т. А. Богданова подготовила и опубликовала очерк и материалы к истории учебной и ученой работы студентов и преподавательской корпорации Свято-­Сергиевского института довоенных лет. Сам отец Борис отдал институту полстолетия собственной жизни.


Профессор диакон Николай Лосский, декан протопресвитер Борис Бобринский, профессор князь Димитрий Шаховской, Татьяна Богданова, профессор протоиерей Николай Озолин, профессор протоиерей Николай Чернокрак в день докторской защиты 7 июня 2005 года на Сергиевском подворье в Париже
Профессор диакон Николай Лосский, декан протопресвитер Борис Бобринский, профессор князь Димитрий Шаховской, Татьяна Богданова, профессор протоиерей Николай Озолин, профессор протоиерей Николай Чернокрак в день докторской защиты 7 июня 2005 года на Сергиевском подворье в Париже


***
Третье его дело для России — книга о Богословском институте. Длительное время отец Борис стремился организовать издание уцелевшей в единственном полном авторизованном машинописном экземпляре коллективной монографии, подготовленной сотрудниками института к 1950 году по случаю 25‑летия этой русской богословской школы. Однако это намерение не осуществилось, и за более чем три года был собран материал для совсем иначе организованной внушительных размеров (709 с.) книги «Преподобный Сергий в Париже. История парижского Свято-­Сергиевского православного богословского института» (с биографиями всех профессоров, трудившихся в его стенах). К 2009 году, исключительно благодаря настойчивости отца Бориса, книга была наконец подготовлена в Париже, а в 2010 году её напечатали в Петербурге.
В ней — написанный самим отцом Борисом предельно краткий очерк собственно истории института и 60 прекрасно воспроизведенных на вкладке фотографий и рисунков. Книга делится на девять частей, причем очерки биографий профессоров, преподавателей и сотрудников — почти все с портретными фотографиями — занимают большую часть тома. Особенный интерес представляют полные списки выпускников института и часть четвертая: «Святые мученики — сподвижники нашего института». В разделе, посвященном отцу Борису, представлен наиболее полный библиографический список его научных работ (к моменту публикации — 110 наименований).



***
Наконец, еще одно исключительно важное дело, совершенное отцом Борисом Бобринским для нашего города и навсегда связавшее его со старейшей научной библиотекой России, — передача в фонды Библиотеки Российской академии наук большой части личной библиотеки профессора Свято-­Сергиевского богословского института Льва Александровича Зандера (1893–1964) — книг, брошюр, журналов и газет, как собранных за границей, так и вывезенных из Петербурга, которые Л. А. Зандер сохранял в продолжение четырех десятилетий. На многих книгах и брошюрах дарственные надписи их авторов, а комплекты нескольких периодических изданий не часто встретишь в России… К 1 июля 1992 года в БАН поступили 1189 единиц хранения, обработка которых завершилась в январе 1997 года. С получением этого заметного по полноте и весьма востребованного книжного собрания читатели обрели доступ к основным богословским печатным изданиям европейской русской эмиграции 1920–1960‑х годов. Отметим, что некоторые из переданных книг, достаточно редкие, принадлежали самому отцу Борису.

***
С 2006 года отец Борис оставил преподавание в Богословском институте и жил преимущественно в своем доме в Бургундии, где и скончался 7 августа 2020 года.
Сочинения самого отца Бориса Бобринского, к сожалению, и сегодня остаются наименее известной в России частью его наследия, поскольку доступны лишь достаточно владеющим французским языком. Правда, некоторые его работы выходят и в переводах на другие европейские языки.
На русском языке напечатаны две монографии: курс догматического богословия «Тайна Пресвятой Троицы» (М., 2005; 2‑е издание М., 2013) и «Сострадание Отчее» (Киев, 2010). Фрагменты других его книг и отдельные статьи появились в переводах на русский язык во многих журналах и сборниках.
Представляется, что из сказанного и написанного отцом Борисом современным отечественным христианам и не христианам могут оказаться наиболее понятны, доступны и полезны собранные в несколько томов тексты проповедей, говоренных им своим парижским прихожанам. Они опубликованы в 1999, 2000, 2002 и 2003 годах.
По случаю издания в конце июня 2024‑го новейшего тома проповедей отца Бориса Бобринского «Viens, Esprit de vérité!» ([Прииди, Дух истины!] Paris: CERF), также весьма желанного в переводе на родной язык автора, З0 сентября 2024 года в Культурном центре Александра Солженицына (в помещении русского книгоиздательства YMCA-Press) в Париже прошел вечер «Пастырский труд отца Бориса Бобринского».
Впереди, несомненно, составление подробного жизнеописания протопресвитера Б. А. Бобринского, судьба которого являет редкий для последнего столетия образец успешнейшего христианского просветителя и церковного администратора, выдающегося богослова и очевидного праведника, наследие которого, как и вся его земная жизнь, приносит все более обильные и ощутимые плоды.

Все фотографии предоставлены Татьяной Александровной Богдановой (Санкт-Петербург). 



Все фотографии

Поделиться

Другие статьи из рубрики "ЧТО ЧИТАТЬ, СЛУШАТЬ, СМОТРЕТЬ"