Быть ближе к Богу и людям
Дела насущные
— Прошло десять лет с того момента, как была образована Тихвинская епархия. Как прошло ваше знакомство с ней?
— В бытность секретарем Санкт-Петербургской епархии я очень много ездил по всей тогдашней её огромной территории с приснопамятным митрополитом Владимиром (Котляровым), так что знакомства как такового не было, мне всё было достаточно хорошо известно. Разукрупнение епархий — очень мудрое и правильное решение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Священного Синода. Во времена «большой» епархии владыка Владимир старался посещать все монастыри хотя бы раз в году, а что касается храмов, это было нереально. Не только миряне, но и некоторые священники видели правящего архиерея только на фотографиях или в каких-то новостных сюжетах по телевизору. Священникам было тогда не так-то просто попасть на прием к владыке, хотя он старался принимать всех. Большинство вопросов решал благочинный или секретарь епархии. Когда меня рукоположили во епископа, я понимал, что все прихожане епархии должны иметь возможность видеть своего правящего архиерея, в случае необходимости обратиться к нему. Архиерей должен быть доступен для священников, а также для мирян, нуждающихся в архипастырском попечении.
— Какие самые значимые изменения произошли здесь за это время?
— На заседании Синода, когда меня назначали, спросили, что я намерен делать в первую очередь, я сказал: «Создать духовно-просветительский центр». Необходима работа с детьми, молодежью, это будущее и страны, и нашей Церкви.
Первым открылся центр в Тихвине, сейчас его посещают более 700 человек. Открылись центры и в Волхове, и в Лодейном Поле. При центре в Тихвине действует филиал Президентской библиотеки, читателям доступно более полумиллиона книг в электронном формате. Можно написать любую работу, любое исследование, это очень важно для тихвинцев. Я благодарен Богу, что моя мечта сбылась. В тихвинском духовно-просветительском центре есть и богословские группы для взрослых, и воскресная школа для детей, куда ходят прихожане нескольких храмов. Важно не только говорить о вере и Церкви, но и способствовать разнообразному и интересному досугу, чтобы люди понимали, что о них заботятся. У нас даже есть занятия по езде на уницикле. Есть коллектив бальных танцев, который из прежнего помещения выгнали, а мы приютили. Их часто приглашают выступить на городских мероприятиях. Танец — это душевное состояние, но это свидетельство о красоте, о творчестве. Культура, искусство необходимы людям.
У нас есть школы, с которыми мы дружим много лет, они приглашают священнослужителей на беседы. Процесс этот начался еще до меня благодаря местному духовенству. Очень многое, конечно, зависит тут от директора. Поскольку Церковь отделена от государства, если директор не хочет, чтобы священнослужители приходили в школу, сделать ничего с этим нельзя. Хотя со многими школами уже налажено сотрудничество. Есть еще одна проблема, с которой сталкиваются «сельские» епархии: летом приезжают дачники, и число прихожан намного увеличивается.
— Область оживает?
— Да, люди исповедуются, причащаются, венчаются, крестят детей. А зимой — тишина, и священникам очень сложно. Многие из них работают на светской работе, потому что иначе просто не выжить. Один священник, например, организовал строительную бригаду, они строят и ремонтируют дома, бани. И храм благодаря этому он сам построил, служит в нем, замечательный храм получился. За годы существования Тихвинской епархии у нас построено пятнадцать храмов, девятнадцать часовен. У нас хорошие отношения с правительством Ленобласти, с губернатором Александром Дрозденко, главами администраций. Со многими государственными структурами заключены договоры о сотрудничестве.
Потихоньку приводим в порядок здание епархиального управления. Лет пять-шесть мы его строим, губернатор отдал нам здание в собственность. Когда здание будет готово, решатся многие проблемы. Сейчас нет рабочих кабинетов у секретариата, бухгалтеров, председателей отделов. Личные дела хранятся у меня. Конечно, они под замком и никуда не денутся, но было бы удобнее, если бы была нормальная канцелярия.
Монашеская республика
— На землях Тихвинской епархии издревле много монастырей. В советское время немалое число этих обителей сильно пострадало. Расскажите, какие сейчас ведутся работы по восстановлению святынь.
— Получилось, да, что при разделении митрополии на епархии большинство монастырей оказалось в Тихвинской епархии. У нас семь монастырей, я шучу, что это «монашеская республика», «северо-западный Афон». Монастыри у нас славны своей историей: Тихвинский, построенный для чудотворной иконы, Александро-Свирский, Антониево-Дымский и Мартирие-Зеленецкий, созданные выдающимися подвижниками веры. Мы живемв лесу, а ведь в лесах издревле спасались подвижники.
За эти годы многое сделано и в Тихвинском, и в Свирском монастырях. Господь послал нам благодетелей, которые нам помогают. Насущная задача — добиться передачи всех монастырских зданий нам в собственность. В Тихвинском монастыре находится музей, все эти десять лет мы пытаемся что-то сделать, пишем письма. Всё было одобрено на самом высшем уровне — даже президентами, и Дмитрием Медведевым, и Владимиром Путиным, но пока дело не очень сдвигается с мертвой точки. Обещали в 2026 году Тихвинский монастырь полностью вернуть. Мы пока даже не можем получить субсидии Министерства культуры, поскольку нам не принадлежит весь комплекс.
— Какая из обителей епархии наиболее проблемная с точки зрения реставрации, организации монашеской жизни?
— Думаю, что Зеленецкий монастырь, потому что он находится в отдалении от населенных пунктов, на болотах. В свое время Корнилий Новгородский, выходец из этого монастыря, полностью заново его отстроил. Раньше были дорога и мост, во время войны мост был взорван, в советские годы восстанавливать его не находилось причин. Трудами нынешнего настоятеля отца Пахомия через лес была прорублена дорога, помогал тогдашний губернатор Ленобласти Вадим Густов. К сожалению, по этой дороге сейчас ездят лесовозы, и она снова разбита. Строят газопровод, обещают провести в монастырь газ, это было бы очень хорошо. Сами здания монастыря восстановлены: мы получали гранты. Братии мало, потому что не всякий решится переехать на болота, где тучи комаров, — это подвиг. Зимой там сказочно красиво, да и летом хорошо. У них есть свое хозяйство, козы, куры.
Из женских монастырей проблемный — Введенский Тихвинский. Но тут тоже беда была в оформлении документов. Монастырь находился «между небом и землей», он никому не принадлежал. Только года три назад он обрел статус, и есть надежда, что мы получим помощь или от государства, или от правительства Российской Федерации. Стараниями матушки Павлы сделан ремонт в кельях, теперь у них более или менее нормальные условия. Несмотря на все сложности, в этом монастыре очень много прихожан, которые его полюбили. У матушки Павлы большой опыт в управлении, она была благочинной Покрово-Тервенического монастыря.
— Расскажите о развитии паломничества в епархии.
— Основной источник доходов епархии — это Тихвинский и Александро-Свирский монастыри. Для развития паломничества нам нужны собственные гостиницы. В Тихвинском монастыре есть небольшая гостиница, но её недостаточно. Да и обычные гостиницы в Тихвине во время престольных праздников практически забиты. В Свирском монастыре гостиницы нет, та, что существует, — светская, мы её оплачиваем. Сейчас гостиница на 45 человек строится, через год-другой, надеюсь, она откроется.
Сохранять традицию
— В Тихвинской епархии в 2016 году был образован единоверческий Свято-Людмилинский приход при петербургском подворье Александро-Свирского монастыря. Почему, на ваш взгляд, важно возрождать в Церкви традиции единоверия?
— Регулярно, будучи настоятелем, совершаю богослужения для единоверческой общины (таинства, молебны, требы), а Литургию древним чином я служил всего один раз в Александро-Свирском монастыре. Сначала волновался, потому что многое непривычно — и чтение на погласицу, и пение знаменное по крюкам, — но во время богослужения ощущал какую-то внутреннюю тишину. Ты понимаешь, что за твоей спиной стоят преподобные Александр Свирский, Сергий Радонежский, Антоний Дымский, священномученик Симон Охтенский и многочисленный сонм святых подвижников — они ведь тоже служили древним чином. И мне казалось, что они все на меня смотрят. В богослужении древним чином много тонкостей и особенностей, которых у нас нет. Во всем чин, не обряд, а именно чинность, благоговение. Например, когда протодиакон выходит на чтение Евангелия, архиерей на него надевает омофор, то есть протодиакон свидетельствует о Господе от имени святителя. У них много земных поклонов — некоторые из них по древнему уставу и на Пасху не оставляются. Очень важно сохранить дониконовскую традицию, важно, чтобы православные старообрядцы, члены единоверческих общин, будучи нашими братьями в единой Церкви, чувствовали себя нужными в ней. Важно чтобы и старообрядцы, не имеющие евхаристического общения с нашей Церковью, наладили конструктивный диалог к единству и уврачеванию раскола. Святыни нашей епархии регулярно посещают старообрядцы различных согласий, даже есть определенные даты в году. Помимо единоверческой общины есть и зарегистрированный в Московской Патриархии Тихвинский епархиальный духовно-просветительский центр древнерусской богослужебной традиции. Мой помощник по работе центра — ключарь прихода чтец Александр Гнып. Единоверческая община крепкая, интегрированная в общеправославную и епархиальную жизнь. Иеромонах Венедикт (Шустов) часто служит в «пещерном» храме общины при петербургском Христорождественском подворье Литургии древним чином в отсутствии единоверческого духовенства. У меня есть задумка послужить древним чином в Тихвинском монастыре, но летом, потому что древний храм летний.
СПРАВКА
29 сентября 2020 года, в день памяти мученицы Людмилы, в рамках торжеств, посвященных 220-летию старообрядного движения в лоне Русской Православной Церкви (единоверия), епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав совершил Литургию древним чином в Спасо-Преображенском собореАлександро-Свирского монастыря. Это первая за сто лет архиерейская Литургия древнерусским чином в Санкт-Петербургской митрополии.Его Преосвященству сослужили руководитель Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции, секретарь комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством протоиерей Иоанн Миролюбов, иерей Андрей Фастов, иеромонахи Венедикт (Шустов) и Николай (Бестужев). Организаторами торжеств и консультантами по литургике древнерусской богослужебной традиции стали ключарь единоверческого прихода Санкт-Петербурга чтец Александр Гнып и протоиерей Иоанн Миролюбов. За богослужением молились насельники обители, клирики Санкт-Петербургской митрополии, паломники и гости, прихожане единоверческих приходов, Свято-Людмилинской общины при петербургском Христорождественском подворье Александро-Свирского монастыря.
Открыть людям Христа
— Каким направлениям работы, по-вашему, стоило бы уделить более пристальное внимание в епархии?
— Очень важно духовно-просветительское направление. Три года мы проводим фестиваль «Под покровом Божией Матери Тихвинской», в его рамках проходят концерты колокольной музыки. Ежегодный крестный ход «Путь Богородицы» по местам явления Тихвинской иконы Божией Матери организован нашей епархией. Он начинается в Кронштадте, от Тихвинской часовни, которую освящал присномапятный владыка Маркелл. Я тогда был еще студентом и даже представить не мог, что она будет иметь ко мне какое-то отношение. Конечный пункт — Тихвинский Успенский монастырь. Я встречаю богомольцев в Киприано-Стороженском монастыре. Интересно, что участвует очень много детей. Как-то спросил: «Мамы, зачем вы детей мучаете?» — «Не мучаем, им очень нравится, они целый год спрашивают, когда мы снова пойдем!» Им, может быть, тяжело физически, но сознание, что они ради Божией Матери совершают этот маленький подвиг, дает им духовные силы. Мы открыли музей в доме отца Сергия Гарклавса, где рассказываем об истории Тихвинского монастыря, а потом приводим группу в сам монастырь. Для помощи в монастырях мы привлекаем волонтеров, молодежь охотно откликается. Для них проводят экскурсии, всё им показывают. Важна и работа среди людей пенсионного возраста. С ними, конечно, нелегко: многие были воспитаны в атеистическую эпоху, когда объясняли, что в храм ходить не надо. Среди них много людей образованных, но элементарных знаний о Церкви у них нет, нужно дать им знания о Христе. В принципе, у них доброе сердце, они замечательные люди.
— Какие изменения вы бы хотели видеть в епархии спустя еще десять лет?
— Как говорил новопоставленным архиереям Святейший Патриарх Кирилл, они должны быть ближе и к Богу, и к народу. Хочется построить побольше храмов там, где люди в них нуждаются. В планах есть организация богадельни, чтобы одинокие пожилые люди не чувствовали себя брошенными, никому не нужными. Необходимо наладить помощь семьям, потерявшим кормильцев. Архиерейство — это не только облачение и красивое богослужение, но это еще и труд — помощь людям, общение с ними.