Быть святым здесь и сейчас
17 июня — Собор всех святых, в земле Российской просиявших Поместный собор 1547 года установил общий день памяти 40 русских святых. Позже инок Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря Григорий написал «Службу всем русским святым» и «Похвальное слово» им. Праздник не был популярен в массовом церковном сознании и уже к концу XVI практически ушел в небытие. 26 августа 1918 года решением Поместного собора праздник был восстановлен. Произошло это по инициативе профессора Петроградского университета Бориса Александровича Тураева и иеромонаха Владимирского Рождественского монастыря Афанасия (Сахарова), которые начали составлять новую службу всем русским святым. Окончательное закрепление праздника в церковном календаре относится к послевоенному времени.
Раздел: ПРАЗДНИК
17 июня — Собор всех святых, в земле Российской просиявших Поместный собор 1547 года установил общий день памяти 40 русских святых. Позже инок Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря Григорий написал «Службу всем русским святым» и «Похвальное слово» им. Праздник не был популярен в массовом церковном сознании и уже к концу XVI практически ушел в небытие. 26 августа 1918 года решением Поместного собора праздник был восстановлен. Произошло это по инициативе профессора Петроградского университета Бориса Александровича Тураева и иеромонаха Владимирского Рождественского монастыря Афанасия (Сахарова), которые начали составлять новую службу всем русским святым. Окончательное закрепление праздника в церковном календаре относится к послевоенному времени.
Живой плод Воскресения Христа — это люди, которых мы называем святыми. Многим из нас они кажутся своего рода суперменами веры, легендарными героями, совершившими то, что недоступно для большинства верующих. Однако в древней Церкви «святыми» назывались все члены христианской общины. Апостол Павел неоднократно обращается к своим адресатам как к «призванным святым» (напр., Рим. 1, 7; 1 Кор. 1, 2), хотя в дальнейшем тексте говорит об их грехах и несовершенствах. Святость и греховность, идеал и реальность, призвание и инертность — внутреннее напряжение между этими полюсами определяет жизнь каждого христианина.
В день Пятидесятницы рождается христианская Церковь — не как организация, но как сообщество тех, кто пережил и переживает встречу со Христом в Трапезе Господней, слушании Евангелия, следовании за Ним. Инициа-тива спасения исходит от Бога, но Он ожидает нашего «положительного» ответа. Людей, давший такой ответ Христу всей своей жизнью, мы называем святыми в более узком, современном смысле этого слова. Все они были обычными, подобными нам — с такими же искушениями, болезнями, скорбями, внутренними и внешними проб-лемами. Но пойдя навстречу Христу, стали зримыми свидетелями продолжения чуда Воскресения.
Совершая память святых, Церковь расширяет свой взгляд от небольшой комнаты в день Пятидесятницы до всех концов земли. Апостольская проповедь, иллюстрируя притчу о сеятеле, действительно приносит стократные плоды, которых никто даже в самых смелых фантазиях не мог ожидать от кучки галилейских рыбаков. Именно поэтому в следующее за Пятидесятницей воскресение празднуется память всех святых, и перед нами предстает поистине захватывающая дух картина. Кто или что могло бы иначе объединить множество таких разных людей, живших на протяжении двух тысячелетий: мужчин и женщин, пожилых и молодых, высокообразованных и неграмотных, правителей и подчиненных, вступавших в брак и избравших уединение? Жизнь некоторых из них нам хорошо известна, о других до нас дошли лишь отрывочные сведения, а многие даже и не внесены в наши святцы. Подобно тому, как нет двух одинаковых людей, нет и двух одинаковых святых. Каждый из них являет одну из разнообразных граней единого нового образа мира и человека, открытого Христом. Жизнь святых — не просто некая недостижимая мечта, благочестивая утопия, но свидетельство того, что Евангелие живо и осуществимо для каждого человека.
В последующие воскресные дни этот всеобъемлющий взгляд как бы фокусируется на святых, близких нам в силу того, что они жили в нашей стране (святые, в земле Российской просиявшие) или в нашем регионе (Собор Санкт-Петербургских святых). Конечно, это не просто «местечковый» взгляд, но призыв Церкви к каждому из нас задуматься о том, что жизнь и призвание реализуется именно «здесь и сейчас». Для того чтобы быть христианином, нет необходимости убегать в египетскую пустыню или идти на растерзание зверям в римском цирке. Некоторые из «местных» святых, живших не так давно, ходили по нашим улицам и молились в наших храмах, были людьми своего времени. И эта «инаковая современность» тем острее ставит перед нами вопросы, от которых многие стараются отмахнуться: В чем смысл моей жизни? Куда я иду? Вроде бы, наш христианский рассудок знает все необходимые ответы, но почему же тогда наша жизнь нередко протекает вразрез с этими ответами?..
Святые говорят нам о том, что цена святости — это наша жизнь; ее нельзя разделить на две части, одну из которых можно прожить для себя, а другую, намного меньшую, отдать Богу — «вычитывая» утренние и вечерние молитвы, «выстаивая» богослужение в храме. Дар святости — это дар полной, целостной жизни, не разбитой, подобно зеркалу, на множество кусочков, но слагающейся во всеобъемлющую, цельную картину, где мы можем увидеть самих себя настоящими — такими, какими нас видит Бог.
Сейчас Церкви очень нужны святые — не просто люди из прошлого, но наши современники. Две тысячи лет назад 12 человек полностью изменили лицо мира не потому, что они обладали политической властью, финансовыми ресурсами, имели доступ к средствам информации и так далее, и так далее. Они просто поставили в центр своей жизни Христа — и каждый из нас может сделать то же самое, чтобы слабость его стала силой, боли и скорби — надеждой, поражения — победой. Каждый из нас носит имя одного из святых, и празднование их памяти напоминает нам о том, что святыми, а не грешниками хочет видеть нас Бог. Почему бы не прожить нашу жизнь именно так — начав прямо сегодня, прямо сейчас!
На фото: Эскиз майоликового панно «Вышний Покров Божией Матери над Царствующим Домом» с северного фасада храма Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых в Санкт-Петербурге (Государственный музей Изобразительных Искусств им. А.С. Пушкина в Москве). Выполнен художником С.В. Чехониным (1878–1936). Панно высотой около 7 метров было полностью утрачено в советские годы, когда в здании храма размещался молокозавод. В настоящее время полностью воссоздано и к осени 2012 года планируется быть вновь смонтированным на фасаде храма со стороны Миргородской улицы. На панно изображена Феодоровская икона Божией Матери, венчающая символическое древо русской святости, в ветвях которого — русские благоверные князья, святители и преподобные. Внизу — Патриарх Филарет и его сын, царь Михаил Федорович Романов.
Протоиерей Владимир Хулап