Братство святого Кифы

Свято-Петровское братство родилось из традиции оглашения. А также из желания оглашаемых нести ответственность не только за себя, но и за ближнего. 
Раздел: ПОДРОБНО
Братство святого Кифы
Вечер памяти С.С. Аверинцева в культурно-просветительском центре «Покровский остров». 11 декабря 2017 года
Журнал: № 2 (февраль) 2018Автор: Евгений ПереваловФотограф: Станислав Марченко Опубликовано: 7 февраля 2018

НЕСОСТОЯВШИЕСЯ ОРИГЕНАЛЫ

Корни братства — в 1980-х годах. Оглашения на приходах тогда еще не существовало, и катехизаторские инициативы подхватывались и поддерживались редкими священниками и мирянами-прихожанами. Пройдя катехизацию, люди продолжали встречаться, читать Евангелие, вместе приходили на богослужения. В 1999 году одна из таких петербургских групп решила объединиться в братство. Зачем?

Чтобы каждый человек, считавший себя членом братства, начинал нести ответственность не только за себя, но и за всех своих единомышленников, за всех братьев и сестер, соглашаясь следовать простым, но наполненным смыслом принципам.

— Некоторое время мы размышляли над тем, как же свое братство назвать, — рассказывает Юлия Балакшина, нынешний председатель братства, — была даже идея назваться «Оригенальным братством» в честь Оригена. Не то чтобы в наших рядах были особые почитатели или знатоки этого философа и богослова — нам нравилась сама игра слов, — смеется она. — Но все-таки решили остановиться на менее экстравагантном названии. Раз мы живем в городе святого Петра, так и братство пускай будет Свято-Петровским. И конечно, нам очень нравилось особое дерзновение апостола Петра (Кифы), который однажды сказал Спасителю: «Повели мне прийти к Тебе по воде» (Мф 14, 18).Юлия Балахшина

Юлия Балакшина

ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ МИССИЯ

Выросшее из огласительных бесед, Свято-Петровское братство продолжает нести служение просвещения и катехизации. Деятельность эта сосредоточена в основном в учрежденном братством культурно-просветительском центре «Покровский остров» на Канонерской улице. Приходя сюда на катехизацию, нужно быть готовым посвятить оглашению целый год, даже чуть больше. Это, пожалуй, самые продолжительные курсы оглашения в нашем городе.

Член братства Аркадий Гуманюк раньше был прихожанином неканонической Русской Православной Церкви Заграницей под руководством митрополита Агафангела (Пашковского). Со временем он стал замечать, что церковная жизнь в этой деноминации строится не вокруг Христа, а исключительно вокруг противостояния с Московской Патриархией.

— Главным для этих общин было отторжение «официальной Церкви», — говорит Аркадий. — Их путь чересчур политизирован, отрицание Московской Патриархии для них стало основой мировоззрения. Постепенно я принял решение присоединиться к Русской Православной Церкви. Меня никто не уговаривал, не приглашал. Когда я стал членом Церкви, то узнал, что еще с 1980-х годов существует традиция оглашения, и подумал, что мне самому надо пройти такой курс. Сначала хотел податься в Фео­доровский собор, но потом остановился на Свято-Петровском братстве.

Подобно Аркадию, через катехизацию в братство вошли многие другие люди. Георгий Вяткин имел длительный приходской опыт, но полноценной церковной жизнью, по собственным его словам, никогда не жил: старался посещать по воскресеньям Литургию, но этим дело и ограничивалось. Постепенно в его приходской жизни, которую он называл «молитвой ногами», наступил кризис.

— В нашем приходском храме гостил священник из другой епархии отец Виталий. Слова его проповеди так запали мне в душу, что я решил его разыскать. В приходе этого священника я впервые столкнулся с такой практикой, как чтение и разбор Евангелия после Литургии. Уезжал я оттуда, чувствуя себя ребенком, которому надарили кучу подарков. Это было настоящее живое общение: люди открывали свои сердца. Мне казалось, что именно это я искал в течение всей своей церковной жизни. Фейерверк впечатлений. Конечно же, я стал узнавать, где в Петербурге есть нечто подобное. И Господь привел меня в это собрание на оглашение.


БЛИЗКИЕ ПО ДУХУ

— Мы оглашаем не в братство, а в Церковь, — говорит Юлия Балакшина. — Церковь для нас стоит на первом месте. В принципах нашего братства содержатся такие слова: «Для нас принадлежность к Церкви важнее принадлежности к братству».

Многие после катехизации остаются в тех храмах, прихожанами которых были до этого. Но некоторые все-таки избирают для себя путь совместной братской жизни: вместе посещать богослужения (в основном, в храме апостолов Петра и Павла в Санкт-Петербургской академии постдипломного образования, где настоятельствует протоиерей Георгий Митрофанов, но и иногда, по приглашению, и на других приходах), вместе читать Евангелие, вместе что-то делать для Бога и ближних.

— Всё, что делается ради Христа, должно делаться и проверяться в христианском собрании, — говорит член братства Григорий Волненко, — и хорошо, когда не собрание эпизодически появляется в твоей жизни, а сама жизнь проходит всецело в единстве с близкими тебе по духу людьми. Для меня некоторые вещи были невозможны до жизни в братстве. Я не мог приобщиться к Традиции, не мог читать Евангелие, казалось, что всё это вообще не про меня. А как христианину без этого?

Григорий по образованию и профессиональной деятельности филолог. Он рассказывает, что десять лет назад, еще не знакомый ни с Церковью, ни, по большому счету, с христианством, он пришел на организованную братством лекцию о Сергее Аверинцеве. Сергей Сергеевич был для него тоже прежде всего филологом, о том, что этот видный ученый еще и христианин, Григорий даже не думал.

— То, что говорили на этом вечере, стало для меня открытием, — вспоминает Григорий. — Это был первый маленький шажок к вере. Поговорив с ведущими вечера, я решил прийти сюда на оглашение. Хотя до этого не читал даже Евангелие, несмотря на то, что Аверинцева очень уважал и любил с первых курсов учебы в университете.

Лекция об Аверинцеве стала судьбоносной и в жизни Анны Лепёхиной. Она уже была знакома и с братством, и с его членами, посещала открытые лекции, встречи с представителями Церкви и культуры, но всё еще находилась в поиске. А когда в 2003 году пришла на вечер памяти Сергея Аверинцева, всё сказанное здесь оказалось столь близким ей, что она почувствовала огромное желание вложиться в эту жизнь, что-то делать вместе с этими людьми, помогать им.

Некоторые принципы жизни братства

ЦЕРКОВНОСТЬ Принципиальная и неразрывная, внутренняя и внешняя связь с Церковью, которая «есть Тело Христово», и, в частности, с Русской Православной Церковью, а также решимость не отделяться от православия ни при каких условиях.

ЛИЧНОСТНОСТЬ Неформальный и нефункциональный подход к каждому человеку; помощь в раскрытии его личных даров через обретение им свободы от «духа века сего» с его стремлением к самовыражению, накопительству и потребительству.

НЕИЕРАРХИЧНОСТЬ Невозможность «ставить себя выше других в Церкви, а тем более — «выше Церкви» (протоиерей Николай Афанасьев), недопустимость создания параллельной иерархии, но не отрицание принципа старшинства и иерархии мистической («выше тот, кто ближе к Богу», а старший тот, кого избрал для этого Бог).

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Ответственность за всех в общине и братстве и за всё в себе и в Церкви.

СЛУЖЕНИЕ Полагание всего своего времени, всех своих сил и средств на исполнение заповеди о любви к Богу и ближнему в подражание Христу.

НЕПРЕСТАННОЕ ОБНОВЛЕНИЕ И ЦЕЛОСТНОЕ ВОЦЕРКОВЛЕНИЕ ЖИЗНИ Возрастание во Христе по действию Духа Святого, чтобы дать возможность Богу «творить всё новое» (Откр. 21, 5).

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ «МЕНЬШЕГО» ЗА «БОЛЬШЕЕ» В ЦЕРКВИ Личная ответственность каждого за свою группу или общину, группы или общины — за братство, братства — за Церковь.

МИРНОЕ И НЕПРИМИРИМОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ ЗЛУ Стремление адекватно реагировать на всякое угашение духа и искажение смысла, на всякую неправду как в Церкви, так и в обществе.

ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАДИ ЦЕЛОЖИЗНЕННОГО СЛУЖЕНИЯ Подготовка детей к качественному и целожизненному служению, предполагающему внутренний настрой, при котором человек не держится за себя и свое, а готов делиться с близкими и ближними дарами любви.

БОРЬБА ЗА ЧЕЛОВЕКА И ЕГО СВОБОДУ, ЗА ЦЕРКОВЬ И ЕЁ СОБОРНОСТЬ Борьба за человека не как борьба за что-то для человека, но за него самого как личность. Борьба в Церкви не против кого-то, но за то, чтобы на первом месте в ней был Христос.


ПАМЯТИ СЕРГЕЯ АВЕРИНЦЕВА

Имя Сергея Аверинцева дорого членам братства не только потому, что стало для многих ярким и весомым примером единства Церкви и высокой культуры, но и потому, что многие знали ученого лично. Приезжая в Петербург, Сергей Сергеевич бывал в гостях у братства, читал лекции о Священном Писании. В этом году братство отметило 80-летие ученого вечером памяти, который проходил в культурно-просветительском центре «Покровский остров». Выступали люди, встречавшиеся с Аверинцевым и работавшие с ним. Профессор РГПУ имени А. И. Герцена доктор филологических наук Ольга Евдокимова рассказала, как поразили её в молодости лекции Аверинцева:

— Это было в 1980-е годы. Аверинцева пригласил Герценовский институт на факультет повышения квалификации читать лекции. А я была аспиранткой первого года. И то, что я услышала, даже не удивило меня, а повергло в некоторое смятение. Громадный зал, из которого вынесли столы, заставив всё скамьями и стульями, так что остался лишь маленький пятачок для лектора. Необычной казалась и публика: у людей были какие-то особенные лица. Аверинцев говорил с полным доверием к ним: «Вы, наверное, помните, в пятой эклоге Вергилия…» — это производило впечатление. Но кроме знаний, абсолютных, совершенных, — поражало прозрачное слово, выявляющее смысл не только литературы, но и жизни.

На вечере звучали стихи Аверинцева, воспоминания о нём его коллег, учеников, друзей: историка античной литературы Михаила Гаспарова, литературоведов Ирины Роднянской, Сергея Бочарова, Ирины Сурат, философов Ренаты Гальцевой, Григория Померанца и Владимира Бибихина, переводчика и эссеиста Натальи Трауберг, поэта и прозаика Ольги Седаковой, издателя и исследователя проблем русской эмиграции Никиты Струве, Натальи Сахаровой, священников Георгия Кочеткова, Владимира Зелинского, Георгия Чистякова.

Обычно как минимум половина слушателей на таких просветительских встречах — люди со стороны, не входящие в братство. Они, как правило, подписаны на страничку КПЦ «Покровский остров» «ВКонтакте» и следят за анонсами мероприятий. Есть и те, кто приходят на конкретную лекцию — кто «на Аверинцева», кто «на Николая Вавилова», кто — «на Александра Сергеевича Пушкина».

— Темы на наших встречах и лекциях поднимаются самые разные, — говорит Юлия Балакшина. — У нас можно послушать про историю религий, про литургику, про античную культуру и искусство. Мы стараемся приглашать с лекциями людей, которые сочетают в себе стремление к качеству, профессионализм, уважение к слушателям, личный интерес к тому, о чем они повествуют.


ПОБЫТЬ ВОЛХВАМИ

Еще один образовательный проект Свято-Петровского братства — Просветительские богословские курсы. Длятся они два года и предполагают более глубокое погружение в предмет, чем на огласительных беседах. Занятия проводятся два раза в неделю по будням. Слушатели изучают Ветхий и Новый Завет, историю религий, изобразительное искусство, историю древнего мира, этику, историю Церкви, догматику, аскетику и историю, основы христианского диаконического служения. Занятия проходят в основном в формате лекций, но некоторые предметы предполагают проведение семинаров и даже практические занятия. Например, в курсе каритативной практики учащиеся выезжают в детский дом, а изучение богослужения сочетается с практическим в нём участием.

Анна Лепёхина, преподаватель Просветительских курсов, рассказывает, что важно научить человека умению разговаривать с нуждающимся, больным или инвалидом так, чтобы, с одной стороны, не обидеть человека, а с другой — не остаться в стороне от его беды, не показаться равнодушным:

— Многие люди не умеют соприкасаться с чужой болью. Этому не учат в школе и университете, — говорит она. — Поэтому когда мы выезжаем в детский дом или идем к бездомным, то предлагаем своим знакомым и друзьям присоединиться к нам. Для людей неверующих или невоцерковленных это становится настоящим откровением, некоторые начинают даже читать Евангелие.

Сотрудничает Свято-Петровское братство и с благотворительными организациями, такими, например, как «Ночлежка». В конце 2017 года члены братства и их друзья устроили для бездомных «Ночлежки» рождественский завтрак.

— Мы сидели вместе за праздничным столом и читали им Бродского, Пастернака и Куприна. Они слушали в какой-то благоговейной тишине, — вспоминает Юлия Балакшина. — Но особенно порадовались совместному пению. Пели все — от колядок до «Слушай, Ленинград…» Когда завтрак окончился, мы ушли с чувством благодарности за их благодарность и за то, что они дали нам возможность немного побыть волхвами.


Поделиться

Другие статьи из рубрики "ПОДРОБНО"