Борьба: за что или против кого?
Тем, что борьба — как, впрочем, и спорт в целом — стала атрибутом европейской цивилизации, мы обязаны древним грекам.
Раздел: От редакции
Журнал: № 11 (ноябрь) 2013 Опубликовано: 19 ноября 2013
Тем, что борьба — как, впрочем, и спорт в целом — стала атрибутом европейской цивилизации, мы обязаны древним грекам. Хотя искусство борьбы известно каждому народу, именно греки «формализовали» борьбу, разделив в ней спортивное и военное начало. Если другие народы видели в борьбе лишь боевую технику, греки увидели в ней своеобразное искусство, в котором можно практиковаться не ради уничтожения врага, а ради физического развития (то же произойдет века спустя в Японии, где традиционные боевые техники самураев, будучи переосмыслены, станут спортивными стилями).
Чтобы превратить борьбу в спорт (то, что мы называем греко-римской борьбой), греки установили четкие правила ведения боя, за соблюдением которых следили специально назначенные судьи. Кроме того, спортивной борьбе был придан высокий социальный статус. Известно, например, что борьба не только входила в систему обязательного образования, но и считалась почетным занятием: многие античные мыслители были великолепными борцами, в их числе — Пифагор и Платон. Борцов — победителей Олимпийских игр окружал всеобщий почет. Наравне с богами они удостаивались статуй: отлитые из бронзы и раскрашенные изваяния преподносились в дар храму Зевса в Олимпии (их пьедесталы были во множестве обнаружены при археологических раскопках в Греции, сами же статуи в Средние века были переплавлены на металл).
Надо отметить, что словом «борьба» — агон — греки называли любые виды состязаний, включая состязания поэтов и музыкантов. Борьба стала своеобразной визитной карточкой эллинов: они строго следили за тем, чтобы к агонам не допускались представители варварских народов. Ведь именно умение побеждать, строго соблюдая правила, отличало цивилизованного человека от варвара. Многие из искавших объяснение «греческому чуду» (тому культурному перевороту, который превратил берега Эллады в колыбель современного человечества) исследователей считали, что именно состязательное начало сформировало греческую цивилизацию.
Наконец, в греческой культуре присутствует определенный тип героя-борца, героя-воина: его отличает благородство, сила духа и способность к жертвенности (таков, например, Ахилл). Этот греческий тип героя-борца оказался созвучен многим европейским народам. Можно протянуть нить преемственности от античных борцов к средневековым рыцарям, от античной борьбы — в каком-то глубинном, духовном смысле — к блоковском вечному бою («и вечный бой! покой нам только снится…») как всеобъемлющей метафоре жизни и к тому «доброму подвигу» (еще одно значение греческого слова «агон»), за который «готовится… венец правды, который даст… Господь, праведный Судия, в день оный» (2 Тим. 4, 7–8).