Большой храм в маленьком Мурино
В ЧЕСТЬ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ
Современное Мурино представляет собой пеструю картину: промышленная зона, богатые особняки за высокими заборами, новенькие, растущие как на дрожжах, высотки и бок о бок с ними — деревянные домики с «окнами в сад» и живописным дымком печных труб. В центре этого смешения эпох и реалий как архитектурная и смысловая константа — Муринский храм. Он хорошо просматривается с Токсовского шоссе и «старинным» видом привлекает взгляды людей. Екатерининская церковь — главный уцелевший свидетель исторического прошлого этих земель, принадлежавших древнему дворянскому роду Воронцовых.
Храм был возведен архитектором Николаем Львовым в 1786–1790 годах в память о скоропостижно скончавшейся жене графа Семёна Воронцова Екатерине Алексеевне. После революции двухэтажный господский дом на высоком берегу Охты (его архитектор неизвестен) был разобран на кирпичи. И храм святой Екатерины, закрытый в 1941 году (и какая дата: ровно через месяц после начала войны!), неумолимо ветшавший, власти тоже не раз пытались уничтожить. В 1968 году Всеволожский райисполком принял решение о сносе здания, но на защиту уникального сооружения вставали архитекторы и активисты, а небольшая группа местных жителей просила вернуть церковь верующим.
ТАКОЙ ХОККЕИСТ НАМ НЕ НУЖЕН
Возвращение состоялось в 1988 году, в год тысячелетия Крещения Руси. Что увидели тогда первые прихожане? Типичную картину: изрядно разрушенный остов здания с покосившейся ротондой, черными стенами (храм поджигали), грудами мусора и стаями голубей внутри. Но у Муринской церкви имелось «отягчающее» обстоятельство.
— В советские годы храмы старались разрушить, поэтому в них устраивали либо овощехранилища, либо скульптурные мастерские, — рассказывает клирик храма протоиерей Борис Безменов. — И в обоих случаях от сырости разрушались стены. В нашем храме в последнее время была такая мастерская. Там стояла десятиметровая, почти во всю высоту храма, скульптура хоккеиста. А как её из храма вынести? Ни в окна, ни в двери она не пройдет. Только разрушив сам храм.
Помощь пришла от объединения «МИР». Оно организовало распил и вынос «тела» хоккеиста, помогло подготовить храм к его открытию, убрали мусор.
ПЕРВЫЙ В ПЕТЕРБУРГЕ
Чтобы в кратчайшие сроки, да еще и в безденежные 1990-е, организовать в храме богослужения, назначенному на должность исполняющего обязанности настоятеля прихода протоиерею Николаю Тетерятникову, клирику Спасо-Преображенского собораЛенинграда, потребовались нестандартные решения. Стены Екатерининской церкви огородили панелями из оргалита, полуразрушенные колонны обтянули чехлами из белого материала, а под потолком установили страховочную сетку — чтобы обезопасить людей на случай падения кусков штукатурки с потолка. Первыми большими иконами помогли Троицкий, Спасо-Преображенский и Владимирский соборы, Павловский собор в Гатчине и храм Александра Невского в Шувалово.
В декабре 1988 года Муринский храм был освящен митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием (будущим Патриархом Алексием II). Это был первый храм Санкт-Петербургской епархии, освященный полным архиерейским чином после эпохи атеизма.
ОДНОКЛАССНИК ПАТРИАРХА
Протоиерей Николай Тетерятников — бессменный настоятель Муринского прихода на протяжении 28 лет. Высокий, среброволосый, располагающий к себе веселой улыбкой и простотой в общении, за которой угадывается незаурядный жизненный опыт и масштаб личности.
— Каждый год я проводил летние каникулы в Ярославской области — там жили сестры бабушки, они были до революции монахинями, — рассказывает протоиерей Николай о том, как в советские годы выбрал священнический путь. — Помню и отца Павла Сизова на протезе — он на войне пообещал Богу, что, если выживет, станет священником. У них я научился читать по-славянски, молиться. А в Петербурге жил в одном доме с Володей Гундяевым (нынешним Патриархом Кириллом). Их семья жила на пятом этаже, моя на шестом. Мы родились с разницей в несколько месяцев. В школе за одной партой проучились до 6 класса. Потом протоиерея Михаила Гундяева, отца нынешнего Патриарха, перевели в Красное Село. Я к ним ездил каждые выходные, но священником быть и не думал. Поступил в станкостроительный техникум. Почему станкостроительный? — даже не помню (смеется). На втором курсе (мне было 15 лет) меня судили товарищеским судом. Тогда — а это было при Хрущёве — кто-то сказал, что я хочу поступить в семинарию. А я даже не знал тогда, где семинария. Но нашел, заинтересовался, стал читать книги по религиозной философии, ходить в храм.
Справка
Протоиерей Николай Тетерятников — один из учредителей регионального благотворительного общественного движения «Золотой Пеликан» (оказывает помощь детям-сиротам, инвалидам, малоимущим, нуждающимся горожанам). Награжден церковными и государственной наградами. С 1989 года окормляет городскую психиатрическую больницу специализированного типа. Бóльшая часть «пациентов» здесь проходит принудительное лечение в связи с обвинением в убийстве. Отец Николай в стенах больницы крестит, исповедует, причащает. В сане священника без малого 37 лет.Студентом 4 курса экономического института Николай Тетерятников понял, что с дипломом о высшем образовании стать священником власти не позволят, и в 1969 году ушел в семинарию. Сделал перерыв в учебе на два года — забрали в армию. По возвращении был старшим иподиаконом у митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима.
ХРАМ НАЧИНАЕТСЯ СО СВЕЧНИЦЫ
Чем отличается Муринский приход сегодня? Первое, что бросается в глаза, — это ухоженная территория. Дорожки выложены тротуарным камнем, разбиты цветники и небольшой сад, где можно погулять, отдохнуть на скамье, почитать книгу (когда-то Мурино славилось зеленым убранством, а еще раньше — английскими садами имения Воронцовых, но высотная застройка всё больше уничтожает старые деревья в округе). Для детишек организована игровая площадка. Есть здесь небольшой пруд с фонтаном и стайками красных карасей. «Был воронцовский, стал николаевский», — шутят прихожане, имея в виду, что уже в наши годы исторический водоем, как и вся прихрамовая территория, благодаря отцу Николаю приобрели наиболее привлекательный вид.
Еще одно яркое впечатление человека «со стороны» — доброжелательная атмосфера прихода.
— У нас всё — радостно, — соглашается прихожанка храма Елена Никифорова. — Нет внешней строгости, но в то же время, наверное, каждый к себе строго относится.
— Театр начинается с вешалки, а Церковь — со свечницы, — объясняет протоиерей Николай Тетерятников. — Как иногда бывает? Неофиты приходят, и их сразу начинают учить: ты не так встал, не так перекрестился! Нужно, чтобы люди не пугались Церкви. К сожалению, уже ушли те, с кем я начинал в 1988 году. Это были удивительные люди: пережившие сталинские, заставшие даже царские времена. Сейчас приходит новое поколение. Главная задача — и моя, и клира, и всех, кто в храме работает — людей не оттолкнуть. Они только делают первые робкие шаги. Важно, чтобы они стали полноправными членами Церкви.
РАССКАЗЫВАЙТЕ ПОБОЛЬШЕ ИСТОРИЙ!
К 2008 году на территории Муринского прихода построили причтовый дом. Просторное двухэтажное здание с хорошей библиотекой, трапезной, классами для воскресной школы, большим, расписанным в светлых тонах (по контрасту с погруженным в полумрак Екатерининским храмом, где колорит росписи приближен к исторической, в том числе сделанной Владимиром Боровиковским) храмом во имя Тихвинской иконы Божией Матери. Здесь проходят крестины, в двунадесятые праздники — ранние Литургии, а также богослужения, когда Екатерининский храм, стены которого быстро чернеют от свечной копоти, приходится закрывать на ремонт.
В субботу в причтовом доме шумно и весело. В этот день занимается дошкольная группа воскресной школы, носящей название «Первоцвет». Стайка мальчишек в коридоре носится паровозиком, пытаясь сосчитать всех ребят для чаепития. Но это оказывается непросто, потому что и остальные, отстояв Литургию, не прочь размяться. Как преподавать таким малышам Закон Божий?
— Когда-то я в нашей Духовной семинарии и академии вел воскресную школу для детей, кстати, первую в городе, — отвечает руководитель младшей группы протоиерей Борис Безменов. — И такой же вопрос задал ребятам. Один мальчик встал и сказал: «Рассказывайте побольше историй!» И я этому методическому совету с тех пор следую.
В этой школе взрослым разрешено посещать занятия вместе с ребенком. Никто из мам и пап не остается ждать в коридоре, напротив, они охотно включаются в ход занятий.
— Наша воскресная школа задумана как коллектив, где родители вместе с детьми осваивают путь духовного взросления, — объясняет многодетная мама «со стажем», а сейчас и воспитатель воскресной школы Надежда Орлова. — Большинство ребят приходят из невоцерковленных семей. Чаще всего родители сначала думают, что воскресная школа — это кружок, куда они отдадут ребенка, а сами уйдут по делам. Но тогда детям не понравится этот кружок!
Младшие школяры с удовольствием рисуют, вместе с прихожанкой Дарьей Смирновой осваивают рукоделие. Интересны детям музыкальные занятия, которые ведет Татьяна Рубина. Она раскрывает смысл Литургии через то, что поется в храме.
Иерей Владимир Афанасьев прошел путь от ученика воскресной школы до священника, в сане четыре года. Представляет приход на епархиальных мероприятиях, совершает выездные требы в приписанных к приходу часовнях Преображения Господня на Муринском кладбище и святителя Николая Чудотворца при кладбище в Нижних Осельках. Совместно с настоятелем преподает в группе для взрослых воскресной школы.
УВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
В воскресенье после службы в причтовом доме занимаются ребята постарше и взрослые. Школьникам среднего возраста преподает протоиерей Василий Довжанский. Отец Василий, сам отец четырех сыновей, умеет на занятиях увлечь учеников.
Помимо изучения Закона Божия ребята занимаются клиросным пением, сольфеджио, раз в месяц в составе детского хора полностью поют Литургию.
— На примере собственных детей мы, преподаватели, столкнулись с тем, что ребята просто отбывают службу, не понимая ее, даже изнывая, — признается руководитель детского хора Татьяна Рубина. — Хотя в момент Причастия они чувствуют радость, но дожить до него им сложно. Мы поняли: их надо задействовать в хоре. И лучше всего на душу ложится древнее песнопение — византийское и знаменное. Это отвечает нашему составу, нравится детям и прихожанам.
Как и во многих воскресных школах, ученики здесь (совместно с родителями) ставят музыкальные спектакли к Рождеству и Пасхе. Осенью и весной много паломничают. Существует в этой воскресной школе и выездной летний лагерь для детей, он организуется на различных площадках. Ребята жили в монастыре в Пушкинских Горах, в частной загородной школе «Лужки», в палатках на Валааме. Ежегодно группа юных прихожан ездит в детский санаторий в Калининграде, где насыщенная культурно-просветительская программа сопряжена с оздоровительными мероприятиями.
КУРС НА ОБЩИНЫ
Молодежная и взрослая группы воскресной школы построены по общинному принципу. Люди не прослушивают определенный курс и уходят, а создают коллектив единомышленников, с которым уже не расстаются.
— Костяк нашей воскресной школы для взрослых образовался более двадцати лет назад, — рассказывает руководитель группы Михаил Закоулов. — Бывает, и пятьдесят человек собирается: от среднего до пенсионного возраста. Наша община — ядро церковной общины. Мы не только изучаем Священное Писание и предание Церкви, учение святых отцов, богослужение, но и вместе паломничаем, отмечаем дни ангела, помогаем друг другу в житейских вопросах, если кто-то, например, заболел. Получается такая большая церковная семья. Когда-то на первом молебне отец Николай сказал, что Церковь — это не стены здания, а община людей. И наши школы воплотили эту мысль.
ЧТО НУЖНО МОЛОДЫМ?
— Молодежи важен формат дружеского общения, — объясняет руководитель молодежной группы протодиакон Пётр Стукал (в приходе он уже десять лет). — Они сами предлагают темы, интересные им для обсуждения, даже напрямую не связанные с программой воскресной школы. Например, нужна ли в России смертная казнь, или существует ли проблема инфантилизма молодых. Какие жаркие у нас бывают дискуссии! Но главное — резюмировать разговор так, чтобы они поняли: мы, христиане, на всё должны смотреть с точки зрения Божественной, а не человеческой правды.
Часто такие поиски истины проходят на природе: участники группы под руководством отца Петра сплавляются на байдарках и рафтах, любят посидеть у костра, совершают совместные поездки, ищут связи с молодежными группами других приходов.
— Я считаю, что создание общин при храмах — одна из главных задач, — высказывается молодой прихожанин Денис Мельницкий. — Люди сейчас живут обособленно и не особенно идут на контакт с окружающими. А плечом к плечу с человеком, с которым мыслишь одними категориями, легче решать проблемы нашей жизни и жизни страны. Мы поддерживаем друг друга, и это здорово!