Большое начинается с малого
Самостоятельное плавание
Преподобный Серафим Саровский считается покровителем атомной промышленности, поэтому еще в 2010 году в концерне «Росэнергоатом», эксплуатирующем Ленинградскую атомную электростанцию в Сосновом Бору, возникла идея построить в городе храм в честь преподобного. Однако эта идея получила развитие только в 2015 году, когда епископом Гатчинским Митрофаном было принято решение о создании в Сосновом Бору прихода преподобного Серафима Саровского. Сегодняшний настоятель Серафимовского прихода протоиерей Андрей Мекрюков то время служил в городском соборе иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» и руководил там воскресной школой.
— Однажды после занятий в воскресной школе отец Андрей собрал нас и сообщил, что для богослужений нам предлагается часовня Николая Чудотворца Устьинского мемориала, — вспоминает член приходского собрания Ольга Блажко. — Батюшка, глядя в глаза, спрашивал: готовы ли вы? Пойдем в самостоятельное плавание? Конечно пойдем! И вот, помню, пришли мы, человек десять, открыли двери — и попали в будущий храм. Холодно, сыро, места мало. Отслужили молебен. И стали измерять, сколько человек может здесь поместиться. Выстраивались в цепочку рядочком вдоль, поперек. Размышляли, что переделать, усовершенствовать, заменить. Перетаптывались с ноги на ногу от холода, но уходить не хотелось.
Часовня Николая Чудотворца была сооружена в 1995 году как памятник, без расчета на то, что в ней регулярно будет совершаться богослужение. К 2015 году часовня и вовсе оказалась заброшенной, требовала ремонта. Приход отреставрировал часовню, а 17 августа 2016 года было совершено малое освящение, и она стала храмом. На Преображение Господне в обновленном храме отслужили первую в его истории Божественную литургию.
Неслучайности
Серафимовский приход официально был зарегистрирован 10 декабря 2015 года — в праздник иконы Божией Матери «Знамение». Настоятель и прихожане видят в этом Божие благословение: в детстве святой Серафим получил исцеление по молитвам перед Знаменской иконой.
— И было в тот год в нашем городе еще одно чудо,— рассказывают прихожане, словно подражая житийному стилю,— накануне праздника, 7 декабря, в реке Коваш неподалеку от города рыбаками был обретен древний список Знаменского образа!
Эта икона, предположительно написанная в XVIII веке, отреставрирована и сейчас хранится в соборе иконы Божией Матери «Неопалимая купина». — Хочется верить, что Пресвятая Богородица взяла Серафимовскую общину под Свой покров,— говорят здесь.
В узком кругу
Прихожан становится с каждым годом больше, но в крошечной церкви места хватает всем. Как это получается? На память приходит сказка Михаила Сутеева «Под грибом».
— Дискомфорт тесноты побеждается приобретением иного опыта, — объясняет отец Андрей.— Мы стоим плечом к плечу, учимся заботиться о ближнем, молиться вместе. Человек находит в храме то, что искал,—общину. Потому внешние обстоятельства и стесненность уходят на второй план.
Настоятель говорит, что сейчас в стенах маленькой церквушки формируется модель приходских отношений в будущем большом храме Серафима Саровского.
— От маленького к большому переходить легче,—говорит священник. — Здесь, в узком кругу, мы учимся взаимодействовать друг с другом.Теснота нам в этом помогает.
Прихожане свидетельствуют о том же — несмотря на небольшие размеры храма, здесь хочется выстоять даже самую длинную службу:
— Здесь мне легко со всеми,—говорит педагог воскресной школы Ольга Аксёнова. — Даже самые длинные богослужения проходят незаметно.
Бóльшая часть общины—люди среднего возраста, но много и пожилых. Им особенно трудно молиться в тесноте и духоте. Но чувство, что в храм ты приходишь, как в родной дом, помогает справляться и с этим. Давнишняя прихожанка Серафимовского храма Нина Петровна Климова, которой в этом году исполнилось уже восемьдесят лет, рассказывает:
— Первый раз зашла сюда на отпевание, с соседкой. Нас встретили люди, которые сразу располагают к себе—Света Вовк, Алевтина Климанова. Потом пришла на службу, увидела столько тепла и любви, сколько за всю жизнь не встречала. Мне и самой хочется каждого обнять, поцеловать, помочь чем-нибудь. Прихожу сюда—всё плохое забываю, понимаю, что это дом. Когда мне предложили поехать с приходом в Иерусалим три года назад, я очень боялась: думала, не выдержу. А у меня там как будто крылья выросли. Алевтина за мной, как мама, смотрела, чтобы я нигде не отстала, не потерялась. Никогда не встречала столько искренней любви. После службы всегда кто-то провожает меня до дома. А сколько души вкладывают наши певчие!
Создать настрой
Певчие стоят в храме рядом с молящимися всё по той же причине — пространства мало. Регент, инокиня Елена (Иванникова), считает, что главное в церковном пении— честность, серьезное отношение к службе.
— Мать Елена нам говорит петь без эмоций,—рассказывает певчая Оксана Виляйкина,—петь так, чтобы люди молились. Бывает, во время пения один из нас вдруг замолкает. В храме этого не замечают. А человек плачет. Но певчий должен собраться, взять себя в руки. Умиление нужно передать людям. Это бывает трудно. Но наша задача — создать молитвенный настрой для тех, кто пришел в храм.
— Мы много делаем, чтобы прихожанам, в том числе и детям, было удобно, хотелось вернуться сюда,— говорит алтарник и преподаватель воскресной школы Валентин Мекрюков. — В нашем приходе велика тяга к духовным, даже богословским знаниям. Я рад, что могу и детям рассказать нечто важное, что пригодится в жизни, привести их к существенным вопросам и ответам на них.
Занятия воскресной школы проводятся не в самом храме, а в арендованных помещениях в доме напротив. Когда-нибудь школа переедет в духовно-просветительский центр, фундамент которого уже возведен приходом.
На продолжение строительства собственных средств не хватает. Серафимовский приход ищет поддержку благотворителей.
Приходское Просвещение
— Воскресная школа это не только передача знаний, а целая инфраструктура,—уверен отец настоятель.—Мне всегда было близко просвещение в широком смысле слова, я с самого начала своего служения в Церкви участвовал в работе воскресной школы, даже в её создании, при храме иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». При этой школе — как детской, так и взрослой — сложился коллектив, который стал ядром уже Серафимовского прихода.
Именно в то время отцом Андреем совместно с Еленой Момот был написан учебник «Основы христианской нравственности», входящий в состав Единого учебно-методического комплекта для воскресных школ. Этот труд принес им дипломы лауреатов IX Открытого конкурса изданий «Просвещение через книгу», награды победителей педагогического конкурса «Серафимовский учитель» и IX Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя». А в 2015 году отец Андрей награжден Патриаршим знаком «За труды по духовнонравственному просвещению».
В Серафимовском приходе отец Андрей сохранил высокую планку для учащихся воскресной школы. Например, учащиеся участвуют в общероссийской олимпиаде «Основы православной культуры». Выпускник школы Валентин Мекрюков, отстаивая честь прихода, стал двукратным абсолютным победителем этой олимпиады.
В конце учебного года учащиеся, а с ними родители, педагоги во главе со своим директором и настоятелем идут в поход. В Сосновом Бору лес совсем близко, поэтому походами на природу детей не удивишь. Важна идея, ради которой совершается то или иное действие.
— У нас, в отличие от общеобразовательной школы, в обучении главное — доверительный разговор, осмысление информации и стремление применить её к жизни,— рассуждает отец Андрей. — Считается, что дети приходят в воскресную школу для общения. Но общаться, дружить можно на любой площадке. Должно быть нечто иное, зачем приходят сюда. Любые знания должны быть интересны. Только тогда они усваиваются. Чтобы это происходило, нужно отдавать себя. Когда дети видят, что происходит что-то формальное, а говоря по-церковному, фарисейское, — это их отталкивает. Если в атмосфере ощущается доверие, уважение, сюда хочется приходить снова. С выпускниками, им обычно 15–16 лет, мы совершаем поездку в другой город. На одном из таких событий собрались учителя и дети. Сидя за столом, один из выпускников с грустью спросил: «Значит, всё закончилось? Мы больше не будем ходить в воскресную школу?» Это был очень радостный момент, подтверждающий, что мы всё делаем правильно. Конечно, продолжали собираться и дальше. Смотрели фильмы, устраивали обсуждения, совершали различные поездки.
И дома, и в гостях
Люди в современном мире разобщены. Жизни в общине нужно учиться. Порой верующим безразлично, что происходит в храме и с рядом стоящими братьями и сестрами.
— Виной тому индивидуализм и эгоизм современных христиан, в большой степени питающийся богословием «личной встречи со Христом»,— считает отец Андрей. — Где тут место общине? Получить что-то от Бога и снова уйти к себе, в свою келью,— это не то, чего хочет от нас Христос. Смысл заповеди «Возлюби ближнего как самого себя» вернее всего осуществляется в общине.
Выше уже говорилось, что небольшие размеры храма способствуют «узнаванию» прихожанами друг друга, но одной лишь этой данности недостаточно, чтобы приход стал одной дружной семьёй. В праздничные дни после службы, прямо на улице, прихожане накрывают столы и устраивают чаепитие с бутербродами, домашней выпечкой.
Место живописное, на опушке леса. Приходские трапезы на свежем воздухе согревают душу не только летом, но и во все времена года. На Пасху традиционно все вместе, семьями, выезжают на базу отдыха «Командор» на берегу Финского залива. Для детей устраивают игры, конкурсы. Взрослые обсуждают важные события прошедшего года. Отец Андрей всегда готовит фильм о приходской жизни «От Пасхи до Пасхи»—о том, как община провела этот год.
— Кроме молитвы и общих дел очень объединяют паломничества, особенно многодневные, — рассказывает Оксана Виляйкина. — В поезде — ночевка, трапеза. Переходим из купе в купе, собираемся у батюшки. Это дает возможность поговорить, обсудить проблемы, которые давно волновали, узнать мнение людей. Кто не ездил, удивляется, глядя на нас, говорит: вы как семья. Мы много пережили, нам есть что вспомнить. Конечно, в паломничестве не обойтись без трудностей. Но их преодоление только сплачивает.
План каждой такой поездки тщательно продумывается. Традиционно 19 июля прихожане посещают место погребения протоиерея Валентина Мордасова в Камно, раз в два года бывают на Святой Земле, несколько раз ездили в Дивеевский и Пюхтицкий монастыри.
***
Пасмурным вечером 1 августа 2019 года, на престольный праздник, прихожане собрались на благодарственный молебен на строительной площадке будущего храма. Пройдут годы, и многие из присутствовавших там будут вспоминать невзрачный забор вокруг площадки, песок и щебень под ногами. Залитый бетоном фундамент духовно-просветительского центра, похожий на лабиринт или кроссворд, в котором люди с хорошим воображением могут разглядеть благолепие будущей постройки. Это еще будет. А что уже есть? Есть дружный, сплоченный приход и настоятель, умеющий создать атмосферу тепла, спокойствия и благодарения. С нами Бог!