Большая программа, большие планы
Открыть Азию
— С чем Хор духовенства митрополии подходит к своему юбилею?
— Юбилейный 2021 год уже заканчивается. Готовиться к нему мы начали загодя, еще два года назад был разработан план; в основном это касалось гастролей. Два последних года должны были стать кульминационными, но по понятной причине большинство поездок не состоялось — как европейских, так и по стране. В 2020 году было запланировано шесть поездок в рамках договоренности с Министерством культуры, мы должны были стать коллективом, который представляет страну на перекрестных «днях России». Сорвалось. В этом году состоялась только одна поездка, но очень значимая для нас. Мы навестили наших соседей в бывшей советской республике — съездили в Киргизию. Были в столице — Бишкеке, и в пригороде под названием Кант: там находится российская авиационная база, мы всегда стараемся посещать такие объекты. В чем важность этой поездки для нас? Мы открыли для себя Азию. Раньше мы посещали только европейские страны. Общее количество стран, которые мы посетили, почти двадцать, некоторые по нескольку раз — Швейцария, Эстония постоянно нас приглашает. Но азиатское направление еще не было освоено.
Мы очень рады, нам всё очень понравилось, в частности, то, как представлена в Киргизии Православная Церковь. Правящий архиерей — епископ Бишкекский и Кыргызстанский Даниил — принял нас очень радушно. Видно, какую деятельность он проводит по распространению православия в этой мусульманской стране. Страна дружественная, русский язык считается в ней вторым государственным, и все, кто нам встречался, от таксиста до директора дворца культуры, говорили на чистом русском языке, это было очень приятно. Мы были там в августе, пели за Литургией в кафедральном соборе. Прекрасный приход и, главное, поющий. У нас общенародное пение — это «Верую» и «Отче наш», причем толстым таким унисоном, чтобы было понятно, что нас много. А там мы услышали настоящее хоровое пение. Такое ощущение, что на приходе просто нет людей, у которых нет слуха: полный людей храм пел стройно, в одном темпе. У диакона, который ими управлял, прекрасный дирижерский хоровой жест, хотя у него нет музыкального образования, как выяснилось. Русская православная культура процветает в самых неожиданных местах. Правда, это кафедральный собор и видно, что владыка музыкальную культуру взращивает. Большая работа ведется, и профессиональный хор тоже очень хороший.
— Кто же ходит в православный храм в Киргизии — русские?
— В основном ходят русские, хотя много и киргизов.
Впервые во второй раз
— То, что гастрольные поездки не состоялись, понятно. А были ли в юбилейный год запланированы другие мероприятия?
— Конечно. В этом году, который совпал с 800-летием святого Александра Невского, мы, по благословению владыки Варсонофия, приняли участие в центральном событии празднования — Литургии в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры, которую возглавил Святейший Патриарх Кирилл. В тот же памятный день выступили с праздничным концертом у стен собора. А еще состоялся традиционный концерт в Мариинском театре, который организовывал епархиальный совет по культуре. Мы уже второй раз исполнили ораторию «Чудесное спасение».
— Это первый случай, когда подготовленные под эгидой Совета по культуре музыкальные спектакли-концерты исполняются повторно: обычно они ставятся к какой-то дате — и всё.
— Да, это так, потому что поднять такую глыбу неимоверно трудно. Мы в первый раз этот спектакль показали в 2019 году, сделали работу над ошибками, и во второй раз он получился несомненно лучше, интересней и осмысленнее. Композитор Илья Кузнецов был и дирижером. Важно, когда композитор может не только написать, но и преподать, объяснить задуманное, показать, как он это слышит. Мы гордимся дружбой с ним. Это тоже круглая дата: если хору пятьдесят лет, то с Ильей Кузнецовым и с ансамблем «Кронверк-Брасс» мы сотрудничаем уже десять лет.
— Возможно ли, что оратория «Чудесное спасение» будет показана еще раз?
— Определенного плана нет, но, в принципе, это возможно. Была еще задумка снять фильм по этому сюжету, с этой музыкой и с этими же исполнителями. Мы даже с кинорежиссерами общались, и эта концепция некоторых заинтересовала, но тут, увы, вновь вмешалась пандемия. Но мы не сдаемся, по-прежнему строим планы, а если удается, и осуществляем. Концерт в Мариинском театре при других обстоятельствах вполне мог быть кульминацией юбилея. «Чудесное спасение» исполнялось во втором отделении концерта, а первое было посвящено 800-летию со дня рождения святого Александра Невского. В этом отделении мы порадовали публику новой песней в аранжировке Ильи Кузнецова: Хор духовенства, ансамбль «Кронверк-Брасс» и солист Сергей Алещенко исполнили «Песню о корабле» Эдуарда Артемьева. Прошедшей зимой мы её записали — это было первым мероприятием юбилейного года. В феврале проходил традиционный вечер памяти протоиерея Василия Ермакова, на этот раз онлайн. Трое из наших батюшек — его духовные чада, активнейшее участие в организации этих концертов принимает протоиерей Никита Бадмаев: в некоторые годы он выступал в роли ведущего; вел он и онлайн-концерт вместе с Ниной Усатовой.
Для этого концерта мы решили не исполнять то, что у нас давно и хорошо получается, а специально сделать что-то новое, удивить так удивить. Илья Кузнецов аранжировал и разучил с нами это сложнейшее произведение. Оно звучит в исполнении Александра Градского на титрах фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих». Насколько я знаю, Градский его исполняет крайне редко — настолько это сложное соло. Мы осилили это произведение, и каково же было мое удивление, когда некоторое время спустя я вдруг ответил на звонок с неизвестного московского номера — и услышал голос пожилого человека. Он представился: «Я Эдуард Артемьев и хочу вам выразить благодарность». В тот момент я был просто ошеломлен. Он мне потом еще письмо прислал в «Вотсапе»: «Безмерно благодарен вашему вниманию к песне, почти забытой, за вдохновенное исполнение оной и с верой непоколебимой. Ваш Алексей (Эдуард) Артемьев». Огромный подарок к нашему юбилейному году, что нас оценил живой классик.
— А как Эдуард Артемьев познакомился с вашим исполнением?
— После того как прошел вечер памяти отца Василия, мы выложили в интернет видеоклип.
— Теперь вы будете снова исполнять эту песню в концертах?
— Когда с нами будут и Сергей Алещенко, и «Кронверк-Брасс» — конечно.
— Планируются концерты в завершение юбилейного года?
— В силу известных причин сложно что-либо планировать наверняка. Надеюсь, 12 декабря в Синем зале митрополии мы проведем юбилейный концерт. Он будет чисто хоровым.
— Премьеры будут?
—— Скорее всего, исполним всё лучшее, что у нас есть. У нас очень богатый репертуар, есть что возобновить. К тому же программа концерта всегда очень зависит от того, кто из солистов будет «в строю», люди-то болеют. В основном собираемся исполнять духовную музыку, светской будет немного.
Десять лет с оркестром
— Юрий, вы говорите, что Хор духовенства уже десять лет сотрудничает с ансамблем «Кронверк-Брасс». А как вы почувствовали, что хору необходим оркестр?
— Как только в нашем репертуаре появилась не только духовная музыка, сразу возникла идея исполнить, ну, например, тех же самых «Журавлей» с оркестром. Мы очень давно знакомы с одним из участников ансамбля, тромбонистом Павлом Николаевским. Он пел в хоре собора Петра и Павла в Петропавловской крепости, где регентом служит Илья Кузнецов. Так что он не только дирижер оркестра, но и регент, к тому же пишет духовную музыку.
— Вы её исполняли?
— С Хором духовенства нет, а в храме апостолов Петра и Павла в Петергофе, где служу регентом, — да. Дело в том, что для мужского хора чисто хоровой музыки у него пока нет. Есть лишь фрагмент — «Днесь благодать Святаго Духа нас собра», мы несколько раз его исполняли на наших концертах.
Нашим первым совместным произведением с «Кронверк-Брасс» стало «Молебное благодарение» — его исполнение состоялось в Феодоровском соборе, тогда еще не освященном. Это было в 2011 году. А дальше были концерты — на площадях, в воинских частях. Выступать приходилось в любую погоду, и если певцы могут петь под зонтиками, у духовиков нет такой возможности. Впрочем, духовой оркестр — это военный оркестр, они должны быть готовы к любой экстремальной ситуации, вплоть до прыжка с парашютом вместе с инструментом. Я не шучу, один из музыкантов рассказывал о таком своем опыте.
У нас большая общая программа, состоящая в первую очередь из военной музыки, где-то 20–25 произведений, как хитов, так и менее известных. Из крупных форм — «Чудесное спасение», есть еще «Пасхальная увертюра» — это мое любимое произведение Кузнецова, целое симфоническое полотно, написанное на темы пасхальных песнопений. Он прекрасно передал в музыке пасхальную радость. Мечтаю её еще раз исполнить. В сопровождении ансамбля «Кронверк-Брасс» мы исполняем и современную популярную музыку.
— А альбомы Хор духовенства не планирует записывать?
— Нет, к сожалению. Студийная работа требует очень много времени, а у нас его с каждым годом всё меньше и меньше. Но небольшим составом мы всё же записывались. Например, вместе с известным писателем Борисом Алмазовым сделали диск «Петербургские сказки». Чтение рассказов писателя сопровождается небольшими хоровыми фрагментами с исполнением духовных стихов и кантов, которые по духу и времени соответствуют эпохе, описываемой в этих рассказах. Там и елизаветинские, и павловские времена, и «Марш Преображенского полка» мы поем, и музыку начала ХХ века. Диск предназначен для детей, а на обложке — рисунок моей дочери Тамары. Правда, он сделан довольно давно, сейчас она уже взрослая.
— Ваша дочь принимала участие и в подготовке спектакля «Чудесное спасение»…
— Да, для декораций были использованы её иллюстрации, выполненные на планшете. Но, для Тамары это важно, это не чисто компьютерная графика, а рисунки от руки, она вполне «традиционный» художник и владеет техникой рисунка, графики, живописи. А для оформления диска была использована её акварель. Кстати, на написание рассказа «Повелительница кошек», звучащего на этом диске, писателя как раз вдохновили рисунки моей дочери, он увидел их на её страничке в «Фейсбуке». Кроме того, этим летом у нас был очень интересный концерт на «Тинькофф Арене» — мы выступили с программой «Петровские канты», и Борису Александровичу предложили выйти на сцену вместе с нами. Он согласился, и мы сделали литературно-музыкально-хореографическую композицию. В ней приняли участие Хор духовенства, «Кронверк-Брасс», наши давние друзья ансамбль исторического танца «Малый Трианон». Борис Александрович читал свой рассказ «Корабли из города Ниен» — интереснейший сюжет, полуфантастический. Это было выступление в рамках фестиваля «Сказы России», который, как и многие мероприятия, был перенесен в онлайн. Он проходил как концерт, без дублей, но работали на запись, публики в зале было не очень много.
Время признания
— Сейчас Хор духовенства — это коллектив, который уже хорошо знают не только в церковном, но и в светском мире.
— Да, в этом году в связи с 50-летием хор был награжден благодарственным письмом министра культуры РФ. А также мы получили благодарность от городского комитета по культуре. А вот в конкурсах участия не принимаем, поскольку не можем отнести себя ни к какой категории. Вот кто мы — профессиональный коллектив или любительский?
— А зачем нужны конкурсы?
— Ну, всё же нужны. Когда подаешь заявку на какой-нибудь проект, желательно, чтобы у коллектива были награды. А награды выдаются как раз на конкурсах, поэтому надо как-то продумать этот вопрос.
— Принято спрашивать о творческих планах… Понимаю, что вопрос банальный.
— Почему же? Планы у нас как раз есть. Сейчас мы организуем киномузыкальный лекторий, автор этой идеи — давний участник Хора духовенства регент Никольского собора в Павловске Фёдор Полевицкий. Проходить он будет, скорее всего, в нашей хоровой аудитории. Уже установлен экран с проектором, когда всё остальное будет готово, станем вести христианскую проповедь, используя универсальный язык музыки. Ведь это то, что объединяет всех участников нашего хора. Первая встреча будет, конечно, с иереем Антонием Малаховским. Он — профессиональный вокалист и большой знаток вокального творчества — расскажет об итальянской опере. Офлайн у нас зрителей будет немного, все-таки комната небольшая, но мы будем выкладывать эти лекции в интернет. Дал свое согласие на участие в лектории и наш друг и соратник Илья Кузнецов.
В определенный момент у нас появилось стремление поделиться нашим багажом знаний. Хотим в рамках этого лектория организовать встречи с Борисом Алмазовым. У него есть прекрасный цикл передач «Петербургские заступники», так почему бы ему лично не рассказать о небесных покровителях нашего города? Мы бы и спели что-нибудь, иллюстрирующее его рассказ.
— Всегда вызывало удивление, как священнослужители находят время для репетиций. Вот уж кто не может похвастаться обилием свободного времени! И у вас практически нет текучки…
— Да, костяк стабильный. Бывает, что кто-то выбывает, но исключительно по уважительным причинам. Думаю, импульс изначально был дан такой, что его хватает до наших дней. Но важно отметить, что в последнее время к нам приходит много молодых священнослужителей, они, естественно, не видели и не знают, что было десять-двадцать лет назад. Мне очень нравятся слова Густава Малера: «Традиция — это передача не пепла, а огня». Очевидно, когда-то и загорелся этот огонь, и можно следующим поколениям его передать. А что до свободного времени — у батюшек его действительно нет. У нас есть батюшки-строители: например, протоиерей Андрей Щербан, настоятель храма Рождества Христова на Песках. И пение в хоре он не оставляет, хотя, конечно, когда храм активно строился, у него было меньше возможностей приходить на репетиции. Бывало, звонишь ему, а он говорит: «Извини, у нас совещание» или «Извини, я сейчас в каске, на стройке»… И, тем не менее, в концертах он старается принимать участие. К счастью, наши гастроли занимают не больше двух-трех дней, всегда можно найти «окошечко». В составе хора не так давно появились студенты из Духовной академии, владыка Силуан благословил их участие. Они уже и в поездки с нами ездили. Хорошие ребята — и голоса, и музыкально грамотные. Так что смена растет.