Благая часть в политике

23 декабря 2011 года президент России Дмитрий Медведев внес в Государственную Думу закон об упрощении регистрации политических партий. 11 января 2012 года глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин заявил, что «Церковь позитивно воспринимает перспективу создания христианских или православных партий». В рамках начавшейся вслед за этим дискуссии состоялся круглый стол «Христианская демократия: религиозный или идеологический политический проект?», в котором принял участие и наш журнал.
Раздел: АКТУАЛЬНО
Благая часть в политике
Журнал: № 6 (июнь) 2012Автор: иерей Алексей ВолчковФотограф: Станислав Марченко Опубликовано: 25 июня 2012
23 декабря 2011 года президент России Дмитрий Медведев внес в Государственную Думу закон об упрощении регистрации политических партий. 11 января 2012 года глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин заявил, что «Церковь позитивно воспринимает перспективу создания христианских или православных партий». В рамках начавшейся вслед за этим дискуссии состоялся круглый стол «Христианская демократия: религиозный или идеологический политический проект?», в котором принял участие и наш журнал.

02.jpg

Георг Габриелян, член координационного совета Общероссийской общественной организации «Российская христианско-демократическая перспектива»
В 1990‑х годах в нашей стране только на федеральном уровне существовало три христианско-демократических проекта: Российское христианс-кое демократическое движение Виктора Аксючица, Христианско-демократический союз России Александра Огородникова и Российская христианско-демократическая партия Александра Чуева. РХДП просуществовала дольше остальных, она дожила до 2003 года и вошла в партию «Единство».

В настоящее время, в связи с либерализацией законодательства, озвучиваются идеи создания одной или нескольких партий, опирающихся на христианские ценности. Январское выступление отца Всеволода послужило толчком для целого ряда инициатив по созданию подобных политических объединений. Инициаторами выступили совершенно разные люди: известный журналист Максим Шевченко, не менее известный провокатор Борис Березовский и прочие.

01.jpg

Игорь Шувалов, президент Северо-Западного отделения ЦСКП (Центра социально-консервативной политики)
В сегодняшней дискуссии надо учитывать два момента. Во‑первых, это гиперактивность населения при создании партий: в том хаосе, очевидцами которого мы оказываемся, очень важно говорить о каких-то приоритетах. Во‑вторых, необходимо говорить о потере обществом ценностных ориентиров, неспособности функционировать в рамках определенного идеологического дискурса, мировоззренческих констант. В этих условиях обществу естественно обращаться к Церкви.

03.jpg

Иерей Алексий Волчков, клирик собора Феодоровской иконы Божией Матери, директор по развитию журнала «Вода живая»

Думаю, что понятия «христианство» и «демократия» вовсе не исключают друг друга. Демократия, понимаемая как набор процедур, дающих возможность обществу определять свое будущее, выбирать себе власть, защищать свои права — безусловно, является формой правления, наиболее соответствующей христианскому представлению о человеке и обществе. Однако лично для меня все рассуждения о «христианской демократии» неизбежно наталкиваются на смысловую неопределенность и неоднозначность этого понятия. Я не уверен, что создание христианской демократической партии необходимо в современном политическом поле России.
В европейских странах христианские демократические партии традиционно придерживаются принципа «левее правых, правее левых», то есть занимают центристскую позицию по ключевым вопросам. Но лично я испытываю серьезные опасения, что отечественная христианская демократия окажется сегодня на позиции «правее правых», будет пропагандировать совершенно нехристианские и недемократические идеи: национальной и религиозной нетерпимости, приверженности насилию как способу решения общественных проблем.

04.jpg

Евгений Бестужев, политолог

Какой должна быть христианская демократическая партия: клерикальной или светской? В свое время я был членом «Христианского демократического союза», который проделал сложную эволюцию от чисто светского проекта к клерикальному: партия подпала под всецелое влияние некоторых представителей РПЦ МП. Подобная динамика губительна для партийной жизни: роль священников должна быть сведена к минимуму, партия должна существовать как всецело мирянский проект.

История показывает, что Церковь принимает любые формы правления. Проекция христианства на политическую плоскость также допускает разнообразие политологических интерпретаций, от крайне левой до крайне правой. Это наглядно видно даже на примере самой христианской демократии. Если в Европе христианские демократы занимают чаще всего право‑консервативные позиции, то, например, в Латинской Америке они близки к леворадикальным идеям.
В нашей стране водораздел идет не по оси «либералы», «правые» или «левые». Основными оппонентами оказываются, скажем так, «почвенники» и «западники». Если первые отстаивают идеи самобытности России, необходимости противостояния Западу, то вторые пытаются интегрировать нашу страну в систему европейской цивилизации. Какое место займет в этом споре христианская демократия?

Есть опасность, что эта христианская партия будет «почвеннической», но, на мой взгляд, заняв антизападную позицию, она будет лишь профанировать идею. Нам следует не обсуждать идею создания религиозной партии, а работать над формированием институтов гражданского общества.

Георг Габриелян
Я активно занимаюсь политикой с начала 90‑х годов. Наблюдая новейшую историю России, могу сказать, что нам очень не повезло: вопросы этики, нравственного поведения почти никогда всерьез не рассматривались нашими политиками. Моральный релятивизм является нормой в любой политической тусовке.

Я прекрасно знаю о существовании известной «православной» муд-рости: «Демократия в аду, а на небе царство». Но я все равно считаю, что христианская демократия — перспективная для России идеология. В настоящее время многие наши сограждане разочаровались в идеях рыночного, социал-дарвинистского либерализма. Возникла тоска по консерватизму. При этом важно, что востребован не «красный» или «монархический», а именно демократический консерватизм, в общеевропейском значении. Демократический консерватизм означает наличие сильных традиционных ценностей: семьи, религиозности, национальной культуры. Христианская демократическая инициатива дает избирателю реальную альтернативу.

Иерей Алексий Волчков
Отношения православного христианства и демократии в нашем отечестве остаются устойчиво недружелюбными. В лучшем случае они существуют независимо друг от друга. Православные традиционно идеализируют монархические формы правления и недоверчиво относятся к политической культуре западного мира. Демократическая традиция в нашей стране, как правило, стоит на антицерковных позициях, отстаивая превратно понятые ценности «светскости» и «свободы совести».

Если мы хотим создавать интеллектуальную традицию, опирающуюся в одинаковой степени на христианские этические принципы и демократические идеалы, перед нами стоит колоссальная задача: демократия должна стать объектом позитивного осмысления со стороны христианского богословия.
Есть еще один важный вопрос: не окажутся ли попытки создания «христианской демократии» вызовом и угрозой тому, что является свободой христианина? Люди с разным складом ума, с различным жизненным опытом вольны связывать себя с различными политическими учениями. Возможно, более уместно говорить не о создании «партии христиан», а о присутствии христиан в разных партиях.

У меня вызывает сомнение сама возможность создания на основе христианского учения какой-то «единственно истинной» политической теории. Христианство является вероучением, настроением ума и сердца, этической практикой, а не набором политологических или общефилософских аксиом. Сила христианства в том, что последователи Иисуса могут быть вместе, членами одной общины, участниками одной трапезы вопреки всем разногласиям по философским или общественно-политическим вопросам.

Игорь Шувалов
Говоря о христианском демократическом проекте, важно различать две взаимосвязанные вещи: то, что ты говоришь, и то, что слышат окружающие. Иногда эти элементы отстоят друг от друга на внушительном расстоянии. Нам, сторонникам этой инициативы, необходимо адекватно осознавать: народ может услышать нас иначе, чем мы того хотим.

Как нам быть? Конечно, мы можем идти «сверху», пытаясь собрать электорат под имеющийся слоган, «христианская демократия». Но надо поменять причину и следствие местами. Необходимо идти снизу, сформировав ряд непротиворечивых общественных инициатив, которые были бы объединены единым видением будущего.

Подготовил иерей Алексий Волчков

Поделиться

Другие статьи из рубрики "АКТУАЛЬНО"

13 декабря, пятница
rss

№ 6 (июнь) 2012

Обложка

Тема номера:Священство Христа и священство Церкви

Статьи номера

ПРАЗДНИК
Быть святым здесь и сейчас
АКТУАЛЬНО
Благая часть в политике
Большевикам здесь не место
ПОДРОБНО
/ От редакции / Священство Христа и священство Церкви
/ Острый угол / Батюшки, живущие в сети
/ Острый угол / Я бы в пастыри пошел
/ Интервью / Елена Амбарцумова: Как за каменной стеной
/ Дискуссия / Проблемы подражания
/ Дискуссия / Православные СМИ Петербурга: итоги года и планы на будущее
/ Взгляд / Матушками не рождаются, а становятся
ПРОПОВЕДЬ
Альфа и омега нашей веры. Апостол в Неделю Всех святых
ОБРАЗЫ И СМЫСЛЫ
/ Имена / Так размыкается круг
ЛЮДИ В ЦЕРКВИ
/ Аксиос / диакон Михаил Ковач
/ Аксиос / диакон Алексий Тимохин
/ Ленинградский мартиролог / Священномученик Вениамин Петроградский
/ Камертон / Между двух огней
/ По душам / Живопись как верность себе
/ По душам / Дивна Любоевич: я люблю, когда под мое пение укладывают детей спать
/ Приход / Храм святых равноапостольных Константина и Елены
/ Служение / Лагерь «Чайка» для особенных ребят
/ Служение / Там, где улыбаются монахи
КУЛЬТПОХОД
«Вот приехал наш Кутузов…»
/ День седьмой / Фолк-рок: от бабьего плача к электронике
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Отзыв на материал «Красный регент» («ВЖ» №5, 2012 г.)