Библиотеки нашего времени: реабилитационное учреждение
В Санкт-Петербургской государственной библиотеке для слепых и слабовидящих с порога бросаются в глаза ярко-желтые перила и двери на фоне нейтральных стен. Насыщенный желтый могут видеть люди, имеющие остаточное зрение.
Раздел: ПОДРОБНО
Библиотека оснащена глобусом и картами с рельефным изображением
Журнал: № 7 (июль-август) 2014Страницы: 11-12 Автор: Елена МиловидоваФотограф: Станислав Марченко Опубликовано: 15 июля 2014
Реабилитационное учреждение. Зарисовка вторая
Это вторая часть статьи "Библиотеки нашего времени". Вы можете прочитать начало статьи и первую зарисовку "Культурный центр"Выпуклые буквы
В Санкт-Петербургской государственной библиотеке для слепых и слабовидящих с порога бросаются в глаза ярко-желтые перила и двери на фоне нейтральных стен. Насыщенный желтый могут видеть люди, имеющие остаточное зрение. Специализированной библиотеке свыше восьмидесяти лет, здесь обслуживают более одиннадцати тысяч взрослых и маленьких пользователей. Это полностью или частично незрячие люди, студенты и преподаватели коррекционных вузов, родители, ищущие поддержку в воспитании «особенных» детей. К их услугам собран огромный фонд брайлевских книг. По формату они похожи на альбомы, на толстых листах которых — строчки с комбинациями бугорков‑точек (не повторяющих начертание букв алфавита). Их продавливают с «изнанки», на лицевой стороне получаются выпуклости, которые незрячий осязает пальцами. Но если человек пожилой и чувствительность рук нарушена, брайлевскую методику освоить сложно. Здесь на помощь приходит прогресс: библиотека оснащена электронными лупами, читальными машинами, которые сканируют и озвучивают текст «механическим голосом», компьютерами с брайлевским выходом.Трафарет для брайлевского шрифта
— При помощи специальной программы экранного доступа информация, на которую наведен курсор компьютера, озвучивается или выдается на тактильную панель, — на минуту отрываясь от компьютера, объясняет программист Игорь Никитин (среди сотрудников библиотеки есть люди с ослабленным зрением и незрячие). — Вот так я, например, сейчас читаю описание языка программирования, чтобы переделать старые программы.
Репетиция перед музыкальным вечером
В двух студиях звукозаписи издательского отдела библиотеки по заказу читателей начитывают звуковые книги, делают тифлокомментарии (словами описывают для незрячих людей видеоряд) к мультфильмам и фильмам.
Библиотека имеет свыше семидесяти пунктов выдачи и филиалов по городу и области, работает с подопечными по телефону. Подписчик может позвонить, и ему прочтут нужную инструкцию, описание лекарства, расписание поездов. Пользователям надомного абонемента книги развозят по домам, причем в последнее время библиотека начала обслуживать людей и с другими формами инвалидности.
Творчество без ограничений
— Мы поняли, что некоторые наши методики могут быть полезны детям с задержками развития, страдающим дислексией (проблемы с обучением чтению), глухим, — делится заведующая отделом развития библиотеки Ольга Квочкина. — В последнее время мы проводим инклюзивные мероприятия, на которые собираем ребят с проблемами здоровья и детей из детских домов. У них проблемы другие — психологические. И мы вместе с ними танцуем, записываем диски, рисуем.Заведующая отделом развития Ольга Квочкина объясняет, что такое брайлевская книга
Сочетание «незрячий художник» многим кажется невероятным, и чтобы убедить всех, что проблемы со зрением — не препятствие для творчества, в библиотеке постоянно устраивают выставки. «Дар памяти» — одна из таких, посвященная творчеству Олега Зиновьева. В прошлом художник-мультипликатор, после полной потери зрения он создает потрясающие полотна и скульптуры. Работами мастера мы восхищаемся под мелодичные звуки рояля. Это в концертном зале «разминаются» перед выступлением участники музыкального вечера.
дверка!
— До революции в здании библиотеки, которое сейчас занимают административные отделы, жили незрячие девочки-сироты, — рассказывает наш гид Ольга Квочкина. — А на месте концертного зала была домовая церковь, в освящении которой участвовал праведный Иоанн Кронштадтский. В 1918 году храм разорили и закрыли, а когда лет двенадцать назад строители стали делать в помещении ремонт, нашли вмонтированную в стену большую икону «Господь Вседержитель на троне». Икону отреставрировали, теперь она находится в зале, который священники благословили использовать как концертный, потому что другого большого помещения у библиотеки нет. А мероприятий самых различных у нас много, и они очень нужны нашим читателям.Вместе с Исаакиевским собором, «Спасом-на-Крови» и еще несколькими храмами Петербурга в библиотеке задумали провести ряд адаптированных экскурсий для детей. В подготовке проекта участвуют специалисты-тифлопедагоги. Как объяснить невидящему ребенку, что такое купол? Специалисты рекомендуют сложить ладошки домиком или потрогать языком нёбо. С учетом таких советов и составляется текст экскурсии.
Самодельная тактильная краеведческая карта очень нравится маленьким посетителям библиотеки
Для детей в библиотеке изготавливают специальные тактильные макеты храмов, тактильные книжки. Особая гордость — самодельная краеведческая карта. Протянувшаяся через стенд силиконовая Нева, позаимствованная из детского конструктора железная дорога, прямые линии проспектов. На карту крепятся двадцать главных архитектурных сооружений города — театры, музеи, храмы — размером со спичечный коробок. Пятилетний Жора, которого мама привела в детский отдел библиотеки впервые, заслышав бренчание моделей в коробке, сразу тянется к ней: «Дай мне!» Получив из рук библиотекаря коробку, он начинает исследовать новые игрушки с наиболее частым для незрячих детей вопросом: «Что это?» Когда уже всё расставлено на карте, Жорину ручку наводят на маленький прямоугольник:
— А вот наша библиотека.
— Дверка! — радостно объявляет малыш.
— А вот наша библиотека.
— Дверка! — радостно объявляет малыш.
У незрячих людей, действительно, здания ассоциируются с дверью. Об этом знают специалисты библиотеки, но могут узнать и все желающие. Во время традиционной всероссийской акции под названием «Ночь музеев», которая проходит в мае, здесь принято рассказывать, как «видят» мир слепые люди. Это помогает всем лучше понять друг друга.