Библиотеки нашего времени: духовный музей
Библиотека Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии считается одной из самых больших и богатых церковных библиотек в России. В нескольких обширных хранилищах на уходящих ввысь стеллажах расположилось около трехсот тысяч книг и периодических изданий.
Раздел: ПОДРОБНО
Журнал: № 7 (июль-август) 2014Страницы: 13-15 Автор: Елена МиловидоваФотограф: Станислав Марченко Опубликовано: 16 июля 2014
Духовный музей. Зарисовка третья
Это третья, заключительная, часть статьи "Библиотеки нашего времени". Вы можете прочитать начало статьи и первую зарисовку "Культурный центр" и вторую зарисовку "Реабилитационный центр"Триста тысяч книг
Библиотека Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии считается одной из самых больших и богатых церковных библиотек в России. В нескольких обширных хранилищах на уходящих ввысь стеллажах расположилось около трехсот тысяч книг и периодических изданий.— Библиотека содержит учебники по всем предметам академии и семинарии, регентского отделения, иконописного класса, — рассказывает заведующий библиотекой игумен Стефан (Садо). — У нас собраны многие фундаментальные исследования в области богословия, истории религии, истории России и мировой, все известные издания Священного Писания, все православные периодические издания, даже региональные, большой фонд справочной литературы. Обширный материал посвящен исповедникам, есть редкие и ценные издания. Современное собрание восходит к 1946 году, тогда библиотека вновь открылась вместе с духовной академией и семинарией.
Дореволюционная библиотека академии и семинарии располагалась неподалеку, в отдельном, построенном по специальному проекту здании.
— Это было по тем временам очень прогрессивно, — рассказывает библиотекарь Никита Дубов. — Церковные книги — массивные, общий вес собрания достигает нескольких десятков тонн, поэтому строители предусматривали нагрузку на здание. Только в Москве и Петербурге имелись такие отдельные библиотеки. Но в 1918 году здание конфисковали вместе с книгами. В этом доме сейчас размещаются фонды Российской национальной библиотеки. Собрание же частично удалось вернуть.
Небольшая экскурсия
Здесь что ни полка, то интересный экземпляр. На одной расположилось ценнейшее собрание Священного Писания и Нового Завета, переведенное более чем на двести языков мира. «Язык острова Мэн», «Лужицкий», «Лопарский»… — объясняют надписи на ярлычках книг. Некоторые из книг — еще XVII века, а также изданные Британским Библейским обществом. Другие — современные, изданы Российским институтом перевода Библии. Из старинного шкафа заведующий библиотекой извлекает рукописные книги XVIII века. Это самые настоящие произведения искусства: изящная вязь букв на тонком, выделанном из кожи пергаменте, некоторые тома — с яркими, раскрашенными гравюрами. Отдельный стеллаж занимает полное собрание «Журнала Московской Патриархии» начиная с 1943 года. В советские времена это было единственное официальное издание Русской Православной Церкви, источник сведений о событиях церковной жизни, сборник проповедей святых отцов и современного священства. Издания не было в свободной продаже, оно распространялось в узком кругу, отдельные материалы переписывались от руки и расходились в народе. Сегодня это уникальный исторический документ, по которому семинаристы изучают минувшую эпоху.— В детстве я любил читать Дюма, Пушкина, Сент-Экзюпери, — рассказывает о своих предпочтениях один из читателей библиотеки, студент II курса Григорий Борисов. — А однажды мне попалась в руки книга «Пасха Красная» о трех убиенных иеромонахах. После нее я начал серьезно размышлять о смысле человеческой жизни. Это привело меня сначала в храм, а потом сюда, в семинарию. В нашей учебной библиотеке меня особенно заинтересовали дореволюционные журналы: «Вера и разум», «Богословский вестник», «Вопросы философии и психологии», журнал нашей духовной академии «Христианское чтение». Их и журналами-то в нашем понимании назвать сложно: такие объемные фолианты в триста страниц. Беру их и для написания учебных работ, и просто как интересное чтение. Для меня стал открытием тот высокий уровень богословия, церковной христианской мысли, который был у нас до революции.
На уходящих ввысь стеллажах библиотеки СПбПДА хранится около трехсот тысяч книг и периодических изданий
Не экспонат, а экземпляр
Особенно впечатляет старопечатный фонд библиотеки, в котором собраны сотни раритетных богослужебных книг. Самая старая из них — русское печатное Учительное Евангелие 1595 года. Большого формата, некоторые толщиной в две ладони, с искуснейшими кожаными или металлическими переплетами, с золочеными обрезами, украшенными тиснением (почти утраченная сегодня технология), фолианты через столетия смогли передать отношение наших предков к книге. Такие издания можно увидеть в музее. Но здесь старинные книги — не экспонат, а экземпляр, который вовсе не лежит, скучая по читательским рукам.— Мне больше всего интересен богослужебный устав, — признается студент I курса семинарии Андрей Зиппо. — Интересно узнать, как со временем менялся язык, орфография, само содержание богослужения. На богослужебные тексты сильно повлияла Никоновская реформа. В нашей библиотеке сохранились старопечатные дониконовские книги, и это дает нам уникальную возможность изучать первоисточники.
Самые ветхие экземпляры библиотека восстанавливает при помощи профессиональных мастеров. Есть здесь и своя переплетная мастерская, где, в основном, переплетаются написанные в стенах учебного заведения диссертации. За шестьдесят лет работы они составили внушительный фонд.
— Я пишу диссертацию на тему церковной реабилитации наркозависимых людей, — рассказывает аспирант духовной академии Сергей Забавнов. — До революции церковная наука этого вопроса не касалась. Но мир требует у Церкви ответа на актуальные вопросы. Это наш вклад для будущих поколений семинаристов.
В библиотеке СПбПДА прошлые века легко соседствуют с современностью. В недавно отремонтированном читальном зале установлены компьютеры с выходом в интернет, можно воспользоваться электронным каталогом; есть здесь и интерактивная доска с проектором, в стеклянных витринах — издания с автографами священномученика Вениамина (Казанского), митрополита Петроградского, святителя Филарета Московского, книги с пометками профессора СПбПДА Василия Васильевича Болотова, книги из царских дворцов. Библиотеку часто посещают бывающие в семинарии и академии делегации.
Библиотека — это люди
Итак, библиотеки сегодня — культурный центр, реабилитационное учреждение, духовный музей… Что еще? А еще — креативное арт-пространство, не чурающееся ничего нового. Доказательство этого — ежегодная «Библионочь», к которой каждая петербургская читальня готовит что-нибудь особенное. Например, библиотека имени Л. С. Соболева организовала костюмированный библио-маскарад «Герои нашего времени». Он посвящен двухсотлетию со дня рождения М. Ю. Лермонтова и, как заявлено в программке, призван «сформировать новое представление о библиотеке».На фоне книжных полок шесть часов длился марафон разных мероприятий: флешмоб и салонные игры, спектакли и танцы, выставки и концерты, уроки этикета и мастер-классы, на которые собрались десятки петербуржцев. ...Звучит старинная музыка, элегантные дамы и кавалеры «из прошлого» танцуют рука об руку с нашими современниками. В ярко освещенных окнах-витринах библиотеки они кажутся фантастическим видением, приковывают удивленные взгляды прохожих. Некоторые останавливаются и решаются войти внутрь, — их принимают с любезностью XIX века и демократичностью века XXI-го.
К «Библионочи» — ежегодному долгожданному городскому событию — каждая библиотека готовит что-то особенное
Библиотека изменилась. Нет, она никогда не была местом только для чтения. В разные времена она становилась то справочным центром, то лекторием, то университетом. Но в конце XX века она впервые столкнулась с тем, что человек просто перестал нуждаться в книге как самостоятельном осязаемом, весомом носителе информации, чуждом электронных технологий. Казалось, что библиотека умрет, как умерли средневековые скриптории. Но она выжила. В Санкт-Петербурге это произошло за счет того, что библиотечное пространство центрировано теперь не книгой, а человеком, который эту книгу читает. Благодаря библиотекам — а библиотека это ведь не стены и книжные полки, а люди — чтение не уходит из нашей жизни. Оно остается потребностью души, а книга в любом формате — пропуском в мир накопленной за века человеческой мудрости и открытой свыше Премудрости Божией.