Батюшкина школа
Этот небольшой кладбищенский храм знает весь православный Петербург: более 25 лет (с 1981 по 2007 год) его настоятелем был протоиерей Василий Ермаков. Один из первых священников в городе, кто вопреки налагаемым советской властью ограничениям стал настоящим духовником для многих людей, делавших в Церкви первые шаги.
Раздел: ГЛОБУС ЕПАРХИИ
Журнал: № 1 (январь) 2013Автор: Татьяна КириллинаФотограф: Станислав Марченко Опубликовано: 15 января 2013
Этот небольшой кладбищенский храм знает весь православный Петербург: более 25 лет (с 1981 по 2007 год) его настоятелем был протоиерей Василий Ермаков. Один из первых священников в городе, кто вопреки налагаемым советской властью ограничениям стал настоящим духовником для многих людей, делавших в Церкви первые шаги.
Со времени кончины отца Василия прошло почти шесть лет, но для большинства людей храм преподобного Серафима Саровского на Серафимовском кладбище остается прежде всего местом служения батюшки. Почти весь клир храма — духовные чада и ученики отца Василия, и нынешний настоятель Серафимовского храма митрофорный протоиерей Николай Коньков начал служить вместе с батюшкой в июле 1984 года, переняв от него большой духовный и пастырский опыт.
Но не только память о батюшке собирает прихожан: при храме есть воскресная школа для детей разных возрастных групп и собственная паломническая служба «Болховская старина», которая организует поездки по святым местам России из города Болхова Орловской губернии — родины отца Василия. Одна из популярных поездок — в Курск, на родину преподобного Серафима Саровского.
В храме два замечательных хора, любительский и профессиональный. Несколько певчих стали клириками храма, один из них — иерей Никита Бадмаев, молодой, но очень любимый прихожанами священник.
— Пришел я на клирос, потому что учился музыке у Вячеслава Евгеньевича Римши, регента любительского хора, — рассказывает отец Никита. — Он много раз приглашал меня петь, но я все не шел. А когда пришел — так и остался. Алтарь — рядом. Отец Василий сразу меня приметил, стал подбадривать: «Давай-давай, приходи, пой». Постепенно стал я входить в церковную жизнь, не только петь, но и читать, помогать в алтаре. Супругу свою здесь же нашел (у нас половина хора переженилась). Четыре человека из хора стали священнослужителями: два диакона и двое священников. А потом, в семинарии, учился вместе с ребятами, которые занимались возрождением хора духовенства. Меня позвали, а я в свою очередь позвал в хор духовенства еще двух наших диаконов.
Храм у меня ассоциируется прежде всего с отцом Василием. Без него этот храм таким бы не был. После его кончины кто-то ушел, а кто-то остался, это неизбежно. Ведь батюшка собирал народ не для себя, а для Бога, эти люди пришли к Богу, а дальше не так важно, ходят они в этот же храм или в другой. Но община, созданная отцом Василием, в основном, осталась.
Я в детстве ходил в храм в Духовной академии. У меня есть старшая двоюродная сестра, она в 1980-е пришла к вере, крестила меня, водила на причастие, на исповедь. В переходном возрасте, как и многие, ходить в храм перестал, но всегда знал, что на самом деле это нужно. Однажды в академическом храме я попал на исповедь к архимандриту Кириллу (Начису) (+2008 г.). Потом съездил на Коневец, там месяц провел. Но все это было как-то несерьезно. Настоящая церковная жизнь началась уже здесь.
Я сначала мало что понимал и становиться священником не собирался. А отец Василий меня часто брал с собой — освящать квартиры, например. Я много времени с ним проводил, видел, как он общался с людьми, что он им говорил, на какие моменты в жизни советовал обратить внимание. Он не назидал, не наставлял меня, просто воздействовал живым примером. Школа отца Василия — это школа практического общения. Я даже не осознавал тогда, что он мне жизненный опыт свой передавал. Иногда я не понимал, почему батюшка так сказал или поступил. Но я взял себе правило не спрашивать: сейчас не понимаю — потом пойму. И действительно, понимание приходило.
После семинарии рукоположили меня в другом храме, поначалу я там и служил. Потом меня перевели сюда благодаря отцу Николаю Конькову — нынешнему настоятелю храма преподобного Серафима Саровского, чему я был очень рад. Все-таки такой атмосферы родного дома, как здесь, я ни в одном храме не встречал.
Сейчас уже новое поколение «серафимовских» появилось — дети батюшкиных духовных чад. Жаль, что большинство детей вырастают и в храм ходить перестают. Но наши дети, мои и других певчих, выросли на клиросе — надеюсь, они не уйдут из храма даже на время.
Татьяна Кириллина