Астроном-миссионер
21 ноября исполняется 110 лет со дня рождения монахини Елены (Елены Ивановны Казимирчак-Полонской). К этому юбилею издательство «Оранта» в очередной раз издало ее автобиографическую повесть «О действии благодати Божией в современном мире».
Раздел: Книжная полка
21 ноября исполняется 110 лет со дня рождения монахини Елены (Елены Ивановны Казимирчак-Полонской). К этому юбилею издательство «Оранта» в очередной раз издало ее автобиографическую повесть «О действии благодати Божией в современном мире».
Говорят, Елена Ивановна начала писать, пытаясь ответить на вопросы своих учеников, с которыми вместе читала Евангелие, святых отцов, а также лучших богословов ХХ века: «Мы видим, как действовал Господь в былые времена, а сейчас — Он действует или нет?» Сам факт наличия учеников в области веры в 1970‑е казался чем-то невозможным. За такую проповедь в Советском Союзе сажали в тюрьму, а Елена Ивановна не понаслышке знала, что это значит: в 1952 году ее арестовали по ложному обвинению и в течение долгих месяцев подвергали пыткам, требуя признания вины. Но и там, прямо во время допроса, она стала говорить о Христе. И произошло одно из многочисленных чудес Божиих в ее жизни: следователь услышал ее слово, обратился к вере и смог добиться для нее освобождения!
Миссионерство, свидетельство о Боге — этому она посвятила всю себя без остатка. Она была воспитана в вере в Русском христианском студенческом движении (РСХД) и знала многих представителей религиозно-философского возрождения начала ХХ века. По благословению одного из них — протоиерея Сергия Булгакова — Елена Ивановна, жившая тогда в Польше, вернулась на Родину, как только представилась возможность, сразу после окончания Второй мировой войны. Бездействовать, зная, как ее народ страдает от безбожия, она не могла.
Прекрасное образование, знание нескольких языков, научные открытия мирового уровня не мешали ей вести себя в общении просто: каждый чувствовал ее любовь, искренность, открытость. Она поражала всякого живостью суждений, огнем своей веры, безупречностью во всем — в одежде, в речи, в жестах. Всем с ней было очень интересно, в ее присутствии человек будто вырастал, ощущал себя лучше, умнее, свободнее.
Монахиня Елена в своей документальной повести рассказала о многих страданиях, но о многом и умолчала — о смерти матери, о тюрьме, о вынужденной разлуке с мужем, которого так и не пустили в Советский Союз. Но всем этим тяжелым обстоятельствам, среди которых не последнее место занимала совершенно непривычная для нее, во многом абсурдная, несправедливая советская жизнь, мать Елена не поддалась. Ее вера в то, что в любой ситуации нужно преданно помогать Богу и ни в коем случае не мешать Ему своей бездеятельностью, приводила окружающих в восхищение. Ее энергичности мог позавидовать любой, даже самый молодой человек.
В последние годы жизни Елена Ивановна исполнила духовный завет отца Сергия: стала монахиней в миру. По его примеру, она стала собирать православную общину во имя Сергия Радонежского: приглашала своих бывших учеников, знакомых, семинаристов на просветительские беседы, участвовала в открытии больницы Ксении Петербургской для покинутых старых и больных людей. В это время ей было 88 лет. Посвятив всю жизнь служению Богу, монахиня Елена призывала своих общинников «нести апостольское служение», имея в виду слова Христа «идите и научите все народы». «Мы непоколебимо верим в непреложную истину этих слов. В их всемирное значение. Апостолы поверили и выполнили наставление своего Господа». Это нужно делать и сейчас, говорила она.
В одной из книг в ее библиотеке лежала закладка со словами: «Если бы сегодня пришел Спаситель, что Он увидел бы? Как бы Его встретили?» Ответом стала вся ее долгая, несмот-ря ни на что, — счастливая, полная жизнь.
Анастасия Наконечная
Говорят, Елена Ивановна начала писать, пытаясь ответить на вопросы своих учеников, с которыми вместе читала Евангелие, святых отцов, а также лучших богословов ХХ века: «Мы видим, как действовал Господь в былые времена, а сейчас — Он действует или нет?» Сам факт наличия учеников в области веры в 1970‑е казался чем-то невозможным. За такую проповедь в Советском Союзе сажали в тюрьму, а Елена Ивановна не понаслышке знала, что это значит: в 1952 году ее арестовали по ложному обвинению и в течение долгих месяцев подвергали пыткам, требуя признания вины. Но и там, прямо во время допроса, она стала говорить о Христе. И произошло одно из многочисленных чудес Божиих в ее жизни: следователь услышал ее слово, обратился к вере и смог добиться для нее освобождения!
Миссионерство, свидетельство о Боге — этому она посвятила всю себя без остатка. Она была воспитана в вере в Русском христианском студенческом движении (РСХД) и знала многих представителей религиозно-философского возрождения начала ХХ века. По благословению одного из них — протоиерея Сергия Булгакова — Елена Ивановна, жившая тогда в Польше, вернулась на Родину, как только представилась возможность, сразу после окончания Второй мировой войны. Бездействовать, зная, как ее народ страдает от безбожия, она не могла.
Прекрасное образование, знание нескольких языков, научные открытия мирового уровня не мешали ей вести себя в общении просто: каждый чувствовал ее любовь, искренность, открытость. Она поражала всякого живостью суждений, огнем своей веры, безупречностью во всем — в одежде, в речи, в жестах. Всем с ней было очень интересно, в ее присутствии человек будто вырастал, ощущал себя лучше, умнее, свободнее.
Монахиня Елена в своей документальной повести рассказала о многих страданиях, но о многом и умолчала — о смерти матери, о тюрьме, о вынужденной разлуке с мужем, которого так и не пустили в Советский Союз. Но всем этим тяжелым обстоятельствам, среди которых не последнее место занимала совершенно непривычная для нее, во многом абсурдная, несправедливая советская жизнь, мать Елена не поддалась. Ее вера в то, что в любой ситуации нужно преданно помогать Богу и ни в коем случае не мешать Ему своей бездеятельностью, приводила окружающих в восхищение. Ее энергичности мог позавидовать любой, даже самый молодой человек.
В последние годы жизни Елена Ивановна исполнила духовный завет отца Сергия: стала монахиней в миру. По его примеру, она стала собирать православную общину во имя Сергия Радонежского: приглашала своих бывших учеников, знакомых, семинаристов на просветительские беседы, участвовала в открытии больницы Ксении Петербургской для покинутых старых и больных людей. В это время ей было 88 лет. Посвятив всю жизнь служению Богу, монахиня Елена призывала своих общинников «нести апостольское служение», имея в виду слова Христа «идите и научите все народы». «Мы непоколебимо верим в непреложную истину этих слов. В их всемирное значение. Апостолы поверили и выполнили наставление своего Господа». Это нужно делать и сейчас, говорила она.
В одной из книг в ее библиотеке лежала закладка со словами: «Если бы сегодня пришел Спаситель, что Он увидел бы? Как бы Его встретили?» Ответом стала вся ее долгая, несмот-ря ни на что, — счастливая, полная жизнь.
Анастасия Наконечная