Ангел за спиной
Увидеть чудо
— Наш проект «Арт-мосты Санкт-Петербурга» выиграл президентский грант, — рассказывает руководитель «Родничка надежды» Римма Жилевич. — До этого я училась в «Инва-Академии» в Краснодаре (православная общественная организация, работающая с детьми-инвалидами, основана в 1993 году. В настоящее время около шестисот людей с инвалидностью в течение года проходят реабилитацию средствами искусства и обучение рисованию, декоративно-прикладному искусству и другим видам творчества. — Прим. ред.). Моим учителем стал основатель академии Николай Николаевич Галкин — известный иконотерапевт. Я увидела настоящее чудо: иконы писали даже слепые ребята. После обучения, в 2018 году, я подала заявку, и наш проект сразу выиграл грант, нашелся чудо-педагог-иконописец, которая долгое время со своими мастерами расписывала храмы — Марина Анатольевна Русина. Ребята приобщились к творческому процессу, они многому научились и полюбили роспись. Через полтора года проект окончился выставкой в Госдуме, нас очень высоко оценили.
В проекте «Арт-мосты Санкт-Петербурга» специалисты помогали людям с инвалидностью осваивать направление иконописи, древне-русское и декоративно-прикладное искусство. Проект получил продолжение и поддержку — «Арт-мосты Санкт-Петербурга 2.0», участники применяли на практике знания, полученные в предыдущем проекте.
Работали в «Родничке надежды» также и над театральными проектами. «Путь к зрителю — путь к себе» — один из них, он создан совместно с Дневным центром безнадзорных детей Адмиралтейского района. Он получил грант Президентского фонда культурных инициатив.
Изделия ребят из «Родничка надежды» часто демонстрируются на выставках и ярмарках в Санкт-Петербурге, Ленобласти, Москве, Казани, Адыгее, Дагестане, Краснодарском крае, Крыму и Севастополе. На выставке 26 июня 2021 года в Санкт-Петербургском Доме национальностей подопечные «Родничка» также показали спектакль «Как Ваня жену выбирал». Постановка была встречена овациями.
Полное погружение
Иконотерапия — разновидность арт-терапии. Работая над иконой, человек не только занимается творчеством, но погружается в особый духовный мир. Замечено, что физиологические потребности на это время затухают, человек чувствует спокойствие и радость, его психологическое состояние гармонизируется.
Иконотерапия прежде всего показана людям, страдающим угнетением ментальных функций (зацикленность, уход в себя, ощущение ненужности, неуверенность). Занимаются ребята в группе не более десяти человек, желательно — совместно с родителями. Программы могут быть краткосрочными и долгосрочными, постоянными и дополнительными. Поначалу учащиеся работают с изображением, подготовленным заранее преподавателем. Ребятам объясняют, что такое канон, каким цветом необходимо выполнять те или иные детали. Фантазия может проявиться только в рисунке орнамента и мелких деталей.
— На групповых занятиях возникает ощущение, что ты член коллектива, ведь коллектив, выполняющий одну задачу, — это единомышленники, — говорит Римма Ибрагимовна. — Мы разработали методику иконотерапии, которая имеет успокаивающее воздействие. Ребята работают в четкой последовательности, послойно наносят краски от темного к светлому. Конечно, совершенно не обязательно наши учащиеся будут высококвалифицированными иконописцами, но они смогут выполнять работу, которую раньше выполняли подмастерья. Пусть такая работа несколько однообразна, но она доступна каждому.
После основного базового курса из каждой группы выбирают тех, кто хочет и в состоянии выполнять более сложные иконописные сюжеты: многофигурные темы, пейзаж и т. д. На этом этапе, помимо студийных занятий, ребята занимаются и дома, самостоятельно.
— Приходит состояние озарения, появляются светлые мысли, — продолжает Римма Жилевич. — Раньше говорили, что за спиной иконописца стоит ангел и что ему помогает Бог. Мы выделяем два основных подхода к обучению: стимуляция творческого потенциала и анализ продукта творчества. Рассматривая творческий потенциал, можно говорить о целебных свойствах, о лечении своего недуга иконой. Продуктом творчества можно считать отражение первичных мыслей, переживаний, конфликтов. В результате два подхода связаны единой целью — это получение жизненной силы, энергии. Возможность умножить жизненные силы таким образом связана не только с прикосновением к сакральному через искусство, но и со своеобразной техникой иконописи, которая еще в глубокой древности была продумана до мелочей. Жестко прописаны правила, есть прописи с четкими пропорциями, чертами лика святого и положением фигур, определена цветовая палитра. Это, казалось бы, жесткий подход, но обучаемый испытывает спокойствие и радость, можно сказать, что он отдыхает, снимает накопленный стресс. В работе над иконой необходима особая внимательность, тщательность в деталях. Сознание в этот момент сосредотачивается на одной тончайшей линии, которую нужно проводить четко. И учащийся не думает о проблемах, не занимается анализом жизни, задача — быть «здесь и сейчас». В итоге мы получаем психологическую разгрузку и психотерапевтический результат.
В «Родничке надежды» занимаются и помощью бойцам СВО: делают маскировочные сети для танков, собирают сухой армейский душ, рисуют и подписывают открытки для солдат.
Те, кто у Бога
— Пока у нас не было помещения, мы с Мариной Русиной, нашим педагогом, проводили занятия на базе Центра реабилитации инвалидов Адмиралтейского района, — рассказывает Римма Жилевич. — На наше счастье, в этом году мы получили собственное помещение от КУГИ. Везде меня сопровождают чудеса: например, помещение, которое мы получили, находится очень близко от моего дома, Марина Анатольевна готова продолжать с нами сотрудничество, а одна женщина взяла и подарила нашей организации икону Христа Спасителя… Мы разрабатываем новую программу занятий по иконотерапии для инвалидов первой и второй группы. Надеюсь, что всё получится, потому что у нас для этого есть все возможности: помещение, педагог, ребята.
Как же научить человека с ментальными нарушениями понимать икону?
— С нашими ребятами нужны особые методики, — объясняет Римма Ибрагимовна. — Мы не просто пересказываем Библию, а рассказываем им сказки. «Бог шел, увидел дерево и сделал его деревом познания. Как вы считаете, что главное в дереве познания? Что там должно быть? Конечно же, корни, давайте их нарисуем». Объясняем каждый элемент — почему здесь пенёк, а здесь птичка, что они означают. Ребята это пропускают через себя и задают такие вопросы, замечают такие вещи, на которые обычный человек не обращает внимания. Я готова уже написать целую книгу о том, как ребята познают икону. Раньше людей вроде наших подопечных называли «убогими» — так вот, они действительно «у Бога». Может быть, в школе над ними смеялись, да и сейчас не считают здоровыми, но они видят и чувствуют Бога, разговаривают с Ним.
Те, кто уже освоил ремесло, получают и возможность для самовыражения.
— У ребят было задание нарисовать своего ангела-хранителя, — вспоминает Римма Жилевич. — Ни один ангел не был похож на другого. Они объясняли, почему их ангел получился именно таким. Оказалось, что каждый хотел придать своему ангелу те качества и свойства, которые нужны ему самому. Кому-то нужен был защитник, и его ангел получался сильным, брутальным, кому-то — теплый, уютный ангел, а кому-то даже несчастный, которого он сам бы и защищал. Мы организовали выставку в школе седьмого вида (школы, где обучаются дети с задержкой психического развития, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллекта наблюдаются слабость памяти, внимания, эмоциональная неустойчивость. — Прим. ред.), учителя смотрели на работы и плакали, говорили, что это настоящие ангелы-хранители. У ребят теперь эти ангелы дома хранятся.
«Родничок надежды» давно поддерживает отношения с иереем Сергием Рысевым, настоятелем храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Тосно.
— Десять лет назад я познакомился с Мариной Русиной: она преподает в Университете морского и речного флота имени адмирала Макарова, а я поддерживаю связи с этим учебным заведением. Марина Анатольевна, в свою очередь, познакомила меня с президентом организации «Родничок надежды» Риммой Ибрагимовной Жилевич. Они приехали в Тосно вместе с ребятами, я провел экскурсию по храму, рассказал об иконах, и с тех пор несколько раз в году они стали к нам приезжать. Мы общаемся за чаепитиями, говорим о вере, об иконах и о духовном… Ребят заинтересовала настенная живопись — иконы у нас написаны тосненским художником Николаем Крюковских (1948–2009). Под руководством педагогов дети стали делать для наших прихожан подарки к Рождеству и Пасхе: изготавливать елочные игрушки, открытки, расписывать пасхальные яйца.
На вопрос, можно ли считать произведения, созданные ребятами, настоящими иконами, отец Сергий отвечает так:
— Икона — это лик святого, через который передается благодать. Через какую икону она будет передаваться, нам неведомо: «Дух дышит, где хочет» (Ин. 3, 8). Бывает, что икона написана хорошим профессиональным художником, она красивая, а благодать не передается. И наоборот — известны случаи чудотворения от икон, которые никак не назовешь художественными: например, на горе Фавор в женском монастыре я видел икону, которая вообще вырезана из газеты, но она славится чудотворениями, её окружают благодарственные приношения. Почему бы детям, подопечным «Родничка надежды», не создавать настоящие иконы? Они стараются, они молятся, и Господь действует через них.