Альфа и омега нашей веры. Апостол в Неделю Всех святых
Раздел: ПРОПОВЕДЬ
Журнал: № 6 (июнь) 2012Автор: архимандрит Ианнуарий (Ивлиев)Иллюстратор: Олеся Гонсеровская Опубликовано:
Братия, верою (праведники) побеждали царства, вершили правосудие, получали обещанное Богом, заграждали пасти львам, гасили мощь огня, избегали острия меча, обретали силу в немощи, становились крепкими в бою, обращали в бегство вражеские полчища. Некоторые матери получали своих умерших сыновей воскресшими. Другие же, отказавшись от освобождения, были замучены до смерти, чтобы встретить лучшее воскресение. Иные терпели издевательства и пытку бичеванием, иные — оковы и темницу. Их побивали камнями, перепиливали пилами, убивали мечом; они скитались в овечьих и козьих шкурах, терпели лишения, гонения, муки. Те, кого был недостоин целый мир, блуждали по пустыням и горам, по пещерам и пропастям земным. Но никто из них, признанных Богом как свидетелей веры, не получил обещанного вознаграждения, потому что Бог предусмотрел нечто лучшее для нас, и совершенства они достигнут вместе с нами. Вот почему и мы, окруженные таким великим облаком свидетелей, сбросим с себя всякое лишнее бремя и путы греха, чтобы быть стойкими участниками предстоящего нам забега, взирая на Зачинателя и Завершителя веры, на Иисуса, Который ради ожидавшей Его радости не устрашился позора, претерпел крест и воссел одесную престола Божия.
Евр. 11, 33–12, 2
Перевод архимандрита Ианнуария
Вся глава Послания к Евреям, отрывок из которой читается сегодня, — о вере. Поэтому представляется нелишним немного поговорить о том, что же означает слово «вера».
Христианин исповедует свою веру словами Символа, утверждая, что он верит в Единого Бога Отца, в Господа Иисуса Христа, в Духа Святого, во святую Церковь… Но что он при этом имеет в виду? Предполагается ли, что он верит в существование Бога Отца, Иисуса Христа, Святого Духа и Церкви? Разумеется, это так. Разве верующему не приходится иногда слышать: «Как ты можешь верить в Бога? Я, например, не верю, что Бог существует! Да нет никакого Бога!» — За словом «вера», которое употребляется в таком контексте, стоит мысль об «уверенности» в существовании чего-то или кого-то, не данного в непосредственном чувственном опыте. В нашем случае речь идет об уверенности в существовании Бога, Которого мы не видим как какой-то предмет этого мира. Такое умственное, можно сказать, философское понимание слова «вера» в Священном Писании встречается только один единственный раз, а именно в нашем Послании к Евреям: «Вера есть… уверенность в невидимом» (Евр. 11, 1). Однако для человека библейских времен такое понимание веры не было характерным. Мало кому приходило в голову сомневаться в существовании Бога (или хотя бы божественного, богов — у язычников). А у кого все же такие сомнения возникали, того считали просто больным, безумным, лишенным разума. Так, например, в Псалмах Давида говорится: «Сказал безумец в сердце своем: Нет Бога!» (Пс. 13, 1; 52, 2).
Вера для библейского человека Ветхого Завета означала не «уверенность в существовании Бога», — об этом и речи не было, — а «верность» Богу. Верить Богу — значит быть верным Его заповедям, Его Закону, данному через Моисея. На библейском языке такая вера/верность называется «праведностью». Праведный — тот, кто верен Богу, Его заповедям. Это — идеал ветхозаветного человека. Многочисленные примеры такой самозабвенной веры перечислены в Послании к Евреям, начиная от Авеля и Ноя, через Авраама и Моисея до великих царей, пророков и героев прошлого.
Праведные люди своей верностью Богу «побеждали царства» и «обращали в бегство вражеские полчища». Достаточно вспомнить Гедеона, который с тремястами воинами одержал победу над значительно превосходящими их по численности врагами, угрожавшими Израилю (Суд. 6–7). И подобных примеров множество. Верные служители Божии шли на страшный риск, преодолевая огромные трудности ради исполнения задач, возложенных на них Богом.
Апостол перечисляет дивные дела и чудеса, которые совершались ветхозаветными праведниками силою их веры. Он вспоминает царя Давида, который «творил суд и правду над всем народом своим» (2 Цар. 8, 15); вспоминает Даниила, брошенного в ров со львами и оставшегося невредимым (Дан. 6, 22); вспоминает трех отроков, которые «ходили посреди пламени, воспевая Бога и благословляя Господа» (Дан. 3, 24). Новыми и новыми примерами апостол напоминает своим читателям о великих делах веры, способной даже воскрешать умерших, как это произошло с пророками Илией и Елисеем, которые вернули к жизни умерших сыновей двух несчастных женщин (3 Цар. 17, 20–23; 4 Цар. 17, 20–23).
Но еще большее впечатление на читателя производят примеры великого мужества и стойкости веры, о которых нам сообщают древние авторы. Верующие предпочитали принять мучительную смерть, но не предать Бога и не отступить. Какие картины предлагает нам история! Без содрогания и восхищения невозможно читать о тех нечеловеческих испытаниях, которые выпадали на долю мучеников веры. Апостол приводит все эти примеры с целью укрепить дух тех христиан, к которым он обращается с посланием. Им приходилось очень нелегко в ситуации противостояния как языческому, так и иудейскому окружению. А ведь близилось время еще более тяжких испытаний верности, время государственных преследований христианской Церкви, время уже не ветхозаветных, а новозаветных мучеников. Примеры древнего героизма хорошо было бы помнить и нам, живущим в несравнимо более спокойное время.
Необходимо также помнить, чем мы обязаны стойкой верности ветхозаветных праведников. Они сохранили для нас веру в единого Бога. Более того, если бы ветхозаветная вера оказалась слабой и вообще перестала бы существовать, то как мог бы родиться в мир обещанный Богом Спаситель?
Да, сыновья упомянутых в послании женщин были воскрешены пророками Илией и Елисеем. Но… мы прекрасно понимаем, что их возвращение к жизни было временным: в свое время каждый из них все равно умер. Так, принеся себя в жертву, умерли и все великие мученики, и все праведники Ветхого Завета. Они умерли, не получив обещанного, в ожидании «лучшего воскресения». Святитель Иоанн Златоуст поясняет: «Уже прошло столько времени, как они остались победителями, и еще не получили награды. <…> Что же делать Авелю, который прежде всех победил и остается неувенчанным? Что Ною? Что другим, жившим в те времена и ожидающим тебя и тех, которые будут после тебя?» Но почему они должны ожидать награду за свои подвиги? Апостол отвечает: «Потому что Бог предусмотрел нечто лучшее для нас, и совершенства они достигнут вместе с нами». — Здесь приоткрывается великая тайна спасения всего человечества, начавшегося с пришествием в мир Иисуса Христа, Сына Божия, спасения, которое завершится во время Второго Христова пришествия, всеобщего воскресения, Суда и общего торжества в обновленном мире, в Новом Творении. Такова цель, таково совершенство.
Великая Жертва Христова отверзла врата Царства Божия для всех — для ветхозаветных праведников и для нас, живущих в Новом Завете. Но каким великим преимуществом мы обладаем перед ветхозаветными свидетелями веры! Ведь мы благодаря Воскресению Христову уже знаем об отверстых вратах Царствия, а они еще не знали! Об этом говорил Иисус Христос: «Истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали» (Мф 13, 17). Боговоплощение, Крест, Воскресение и сошествие Духа Святого открыли новую страницу веры. И это было настоящей революцией, водоразделом между двумя религиозными эрами человечества. Полнота откровения Бога в Иисусе Христе показала, что никакие подвиги человеческой верности и праведности — даже самые героические — к совершенству этот грешный мир не привели и привести не в состоянии. Царствие Божие, «лучшее воскресение» — не плод усилий человеческих, но дар Божественной жертвенной любви, открытой нам в Спасителе. Не люди спасают себя своею верностью и праведностью, сколь бы прекрасными ни были их деяния, но спас людей Бог. И нам остается только довериться Богу, вверить себя Ему, взирая на Воскресшего Спасителя Иисуса Христа, начало и конец, Альфу и Омегу нашей веры. Так слово «вера», с рассуждений о которой мы начали, в христианстве понимается не просто как «уверенность в существовании» и даже не как «верность», но как «доверие». Доверие же невозможно вызвать в себе произвольно. Оно приходит, оно — таинственный и благодатный дар Святого Духа. Нам он дан, и в этом наше несказанное блаженство.
Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев)
Иллюстрация: Олеся Гонсеровская