Александр Полканов — историк Крымского полуострова

В Библиотеке Российской академии наук 15 августа открылась книжно-иллюстративная выставка «Историк Крымского полуострова Александр Иванович Полканов (1884–1971)». Об этом выдающемся ученом, чьи заслуги лежат не только в области науки, но и в области общественного служения, стоит рассказать подробнее. 


А.И. Полканов. 1926-1928 годы
Журнал: № 9 (сентябрь) 2024 Опубликовано: 28 сентября 2024

Текст Анна Полканова, Александр Клементьев


Сын протоиерея Иоанна Александровича Полканова Александр родился 3 (16) августа 1884 года на отцовском приходе в селе Салы, обучался в Таврических духовном училище и духовной семинарии, но отказался продолжить духовное образование после того, как один из его семинарских наставников был уличен студентами в сообщении полиции фактов, услышанных во время исповеди.
Священник Иоанн Полканов. 1884 год
Священник Иоанн Полканов. 1884 год
Окончил юридический факультет Петербургского университета, имел адвокатскую практику и состоял гласным Симферопольской Городской думы. Несмотря на события 1917–1920‑годов остался в Крыму, где пережил ужасы первичной пролетарской государственности 1920–1921 годов и, в меру возможности, продолжал юридическую практику.
Уже в 1923‑м он совместно с А. И. Маркевичем и Н. Л. Эрнстом редактирует первый советский «Путеводитель но Крыму» (Симферополь. 97 с.), в 1925‑м выпускает в Симферополе собственное подробнейшее иллюстрированное руководство для путешествующих — «Пешком по Крыму», с приложением отличной карты полуострова, им же переработанное и для второго издания — «По Крыму» (Симферополь, 1932. 258 с.). Это и сегодня лучшие пособия для собравшихся узнать в том числе и Крым раннехристианский во всем его многообразии, значительно превосходящие яркие, но многословные и пустоватые новейшие книжки… Пишет он и подробные путеводители: «Ялта и её окрестности» (Экскурсионные очерки) (Симферополь, 1927; 1930; 1932), «Судак (Сугдея — Сурож — Солдайя). Исторический очерк и путеводитель по крепости» (Симферополь, 1926; 1928) и «Феодосия. Прошлое города и археологические памятники» (совместно с Н. Барсамовым, Феодосия, 1927).
Симферополь. 1930 год
Симферополь. 1930 год
Александр Иванович участвовал в создании Крымского областного комитета по делам музеев и охраны памятников искусства, истории, старины и народного быта, работал в нем с 1921 года, а после и возглавлял его вплоть до закрытия в 1927‑м. Он сумел организовать сбор предметов и книг из многочисленных покинутых усадеб и просто приличных жилищ, оставленных уехавшими за границу или погибшими после водворения большевиков в Крыму. Александру Ивановичу удалось добиться учреждения «Крымской комиссии» в Государственной академии истории материальной культуры для организации регулярных археологических раскопок на полуострове. Он много работал и в Российском обществе по изучению Крыма, в Таврическом обществе истории, археологии и этнографии, в Обществе пролетарского туризма и экскурсий — удивительной организации, иные сотрудники которой вопреки советскому надзору умудрялись на крымских тропах сообщать пролетарским и непролетарским путешественникам что и как хотели…
Симферополь. 1932 год
Симферополь. 1932 год
Служивший в межвоенное время в нескольких крымских музеях, в том числе заместителем директора и директором Центрального музея Тавриды (в 1921–1931), заместителем директора и и. о. директора Симферопольской картинной галереи, Полканов с началом вой­ны был командирован за пределы крымской столицыдля подготовки музейных экспонатов к эвакуации. По возвращении он был накануне прихода германской армии в Симферополь избран сотрудниками Краеведческого музея на должность директора, руководил его работой все годы оккупации и способствовал сохранению значительной части коллекции от гибели, расхищения и вывоза в другие государства.
Используя собранные им в межвоенные годы этнографические и исторические материалы, А. И. Полканов взялся и сумел, пользуясь консультациями ученых караимов, обосновать их тюркское происхождение. Это научное исследование, подготовленное Александром Ивановичем, наряду с усилиями, приложенными как жителями Крыма, так и русскими эмигрантами, стало важным элементом работы по спасению целого народа, своеобразную религию которого зачастую ошибочно отождествляли с иудаизмом, от депортации и возможного истребления, постигшего на полуострове значительную часть цыган, евреев и крымчаков (малочисленного коренного народа иудейского вероисповедания).
Уже 5 ноября 1941 года пребывавший в Париже экзарх Вселенского патриарха митрополит Евлогий (Георгиевский) направил караимской общине удостоверение в том, что «Российская православная Церковь рассматривала всегда караимскую религию как совершенно самостоятельную и никогда не смешивала её с еврейской религией. <…> По этим основаниям караимы никогда не смешивались российскими императорскими законами с евреями и пользовались всеми правами коренного населения, которыми евреи не пользовались». Однако это свидетельство исходило от иерарха, которого германская администрация оккупированной части Франции рассматривала лишь как одного из русских епископов-­беженцев. Желательно было получить подобное удостоверение и от церковного иерарха, признаваемого германскими властями в качестве официального представителя заграничной Русской Церкви, каковым во Франции являлся член Синода РПЦЗ митрополит Западно-­Европейский Серафим (Лукьянов), в прошлом — ректор Таврической духовной семинарии (в 1907–1911 годах), близко знакомый и с крымскими караимами.
С митрополитом Серафимом, своим соучеником по Казанской духовной академии, ухитрился связаться неутомимый Александр Дмитриевич Семёнов, возглавивший в 1941 году Церковный отдел Городской управы Симферополя и достигший невероятных успехов в восстановлении церковно-­приходской работы.
В 1941–1944 годах ему удалось создать мастерскую для изготовления церковной утвари, открыть иконописную мастерскую, которой руководили оставшиеся в живых старые мастера, отпечатать большого объема молитвослов и издавать другую церковную литературу. Но главное, городская управа способствовала воссозданию церковных школ для обучения детей основам православия, чем за три года беспрепятственного церковного просвещения была в корне подорвана двадцатилетняя разрушительная антихристианская работа советских организаций и заложена прочная база к сохранению веры в молодом поколении на долгие десятилетия… Крым уже никогда не возвратился к оглушающей и изнуряющей здоровых людей безбожной вакханалии межвоенной поры…18 апреля 1942 года митрополит Серафим (Лукьянов) выдал председателю караимского общества в Париже С. И. Казасу свидетельство в том, что «Караимское вероучение, по признанию Русской Православной Церкви, рассматривалось как совершенно обособленная религия. Рядом законодательных актов русское правительство подтверждало полную религиозную обособленность караимской религии и предоставляло караимам права русских граждан, без всяких ограничений». Оно имело важнейшее значение для судеб караимского населения Крыма. Все эти документы, своевременно представленные германской администрации, и позволили караимам избежать возможной печальной участи…


Свидетельство митрополита Серафима Лукьянова от 18 апреля 1942 года. Частное собрание
Свидетельство митрополита Серафима Лукьянова от 18 апреля 1942 года. Частное собрание


Добрые усилия А. И. Полканова были оценены в 5 лет заключения, полностью отбытого им в советских лагерях (1944–1949). А. Д. Семёнову же работа по возрождению неубиваемой Таврической Церкви стоила жизни — он не счел необходимым оставить Крым и отправиться в Германию или Румынию, что дальновидно предпочли некоторые его соработники… Третий участник вызволения караимов, Парижский архиепископ Серафим (Лукьянов), в 1954 году переехал в Москву, откуда почти сразу был переселен в не закрытый еще Гербовецкий монастырь в Молдавии, где и умер в 1959 году в полной безвестности.
Возвратившись к работе в Крыму, А. И. Полканов часто пишет для крымских газет, выпускает монографию о художнике Николае Самокише, с которым дружил в годы вой­ны, работает в Севастопольской и Симферопольской картинных галереях. А его путеводитель «Судак» к нашему времени выдерживает еще одиннадцать изданий — случай не частый…
Александр Иванович скончался в Симферополе 7 августа 1971 года, оставив крупный и почти не востребованный документальный и фотографический архив, материалы которого могут оказаться весьма полезны в том числе и историкам христианства на Крымском полуострове.


В.Д. Бернадский. Портрет А.И. Полканова. 1965 год
В.Д. Бернадский. Портрет А.И. Полканова. 1965 год


На книжной выставке в БАН представлены все без исключения вышедшие отдельными изданиями книги и брошюры самого А. И. Полканова, а также работы, написанные им в соавторстве. Отдельно экспонируется его монография «Крымские караимы (караи — коренной малочисленный тюркский народ Крыма)», написанная в 1943‑м, но опубликованная только в 1995 году в Париже, где она была подготовлена к печати с некоторыми дополнениями его сыном, выдающимся геологом Юрием Полкановым (1935–2020). 


Париж. 1995 год
Париж. 1995 год



ОБ А.И. ПОЛКАНОВЕ
Полканова А. Ю., Ушатая Р. И. «Неистовый, странный Полканов…». К 130‑летию со дня рождения А. И. Полканова. Биобиблиографический список. Симферополь, 2014. 32 с.
Козлов В. Ф. Научное наследие // Полканов А. И. Крымские Караимы. Париж, 1995. С. 230–242. 

Выставка размещена на площадке у входа в главный читальный зал БАН (3-й этаж, комн. 321, и открыта в часы работы библиотеки.

Поделиться

Другие статьи из рубрики "ЧТО ЧИТАТЬ, СЛУШАТЬ, СМОТРЕТЬ"