Александр Невский в метро

В 1967 году на зеленой ветке ленинградского метро открылась станция «Площадь Александра Невского». Её украшал барельеф, изображающий стилизованных древнерусских воинов: правда, на четырех коней приходилось пять всадников... В конце 1980-х годов, когда станция обзавелась «двойником», к художественному оформлению подошли с большим вниманием. В вестибюле «Площади Александра Невского-2» находится едва ли не последняя монументальная мозаика, созданная в СССР — «Ледовое побоище». «Вода живая» побеседовала с её автором Александром Быстровым, тогда еще дипломником Академии художеств, а ныне её профессором.
Раздел: ПОДРОБНО
Александр Невский в метро
Журнал: № 06 (июнь) 2021Страницы: 12-17 Автор: Владимир ИвановФотограф: Станислав Марченко Опубликовано: 5 июля 2021

Дорогу молодым

— Александр Кирович, расскажите, пожалуйста, об истории создания мозаики. Насколько я понимаю, она выросла из вашего дипломного проекта в Академии художеств?

— Действительно, всё началось с дипломной работы у Андрея Мыльникова. В 1985 году я работал над дипломом и совершенно случайно узнал об открытии новой станции метро. Набравшись смелости, я отправился в институт «Ленметрогипротранс», где мне представили архитектора Николая Ромашкина-Тиманова, который делал проект вестибюля вместе с Ароном Гецкиным (архитектор, стоявший у истоков создания метро в Ленинграде. — Прим. ред.). А саму станцию внизу оформлял Владимир Щербин — замечательный зодчий, который построил библиотеку на Московском проспекте и метро «Старая Деревня»; золотая «чешуя» — это, кстати, его придумка. Внизу на станции есть пустующая до сих пор ниша, куда предполагалось поместить скульптуру либо бюст Александра Невского. Выполнить его предложили Михаилу Аникушину, с которым я был знаком. Михаил Константинович был человеком простым: я (в то время еще студент) мог запросто прийти к нему в мастерскую. Мы договорились, что если я первым сделаю мозаику, то Михаил Константинович не будет делать бюст, и наоборот. Так вот, по задумке авторов, в вестибюле на стене около наклонного хода должно было появиться изображение, связанное с темой станции. На него-то я и претендовал. Но поскольку Арон Соломонович эмигрировал в Израиль, вопрос повис в воздухе: без него не могли ни на что решиться. На тот момент у меня были лишь живописные фрагменты будущей работы. Дело в том, что руководитель мастерской, Мыльников, не разрешил делать проект полностью: он выбирал из эскизов лучший, и далее следовало довести его до блеска. Дирекцию метрополитена возглавлял Олег Арефьев. Я показал ему несколько фотографий своего диплома и спросил: «Можно, я буду делать?» Он согласился, но многое оставалось неясным: станция уже вводилась в эксплуатацию, все статьи финансирования закрыты, а тут какая-то мозаика... Но я получил согласие, ушел в мастерскую и через полгода представил готовый картон. Признаться честно, меня удивляет, как мозаику смогли «протащить» через все бюрократические процедуры.

Мастерская монументальной живописи под руководством профессора А. К. Быстрова
Мастерская монументальной живописи под руководством профессора А. К. Быстрова

 


— На тот момент вы уже выпустились из Академии?

— Да, выпустился, но после защиты диплома написал заявление на имя Мыльникова с просьбой оставить меня стажироваться. Это практикуется в Академии и по сей день. Суть заключается в следующем: руководитель мастерской приглашает перспективного молодого художника, чтобы тот в течение трех лет совершенствовался и делал какие-то проекты под его присмотром. Андрей Андреевич выбрал меня. Это была большая честь, ведь Мыльников — знаковая личность в искусстве Ленинграда, да и в советском искусстве. Герой труда, лауреат Ленинской премии, профессор. Благодаря ему я остался в Академии и с 1986 по 1989 год делал гигантский картон — 5 на 12 метров. Его принесли в здание мозаичной мастерской на 3-й линии Васильевского острова, где он занял собой всё пространство. И вот за год мы сложили мозаику.

 


— Получается, мозаику складывали в стенах Академии? А как её транспортировали?

— Транспортировали поблочно, каждый блок размером 80 на 90 сантиметров — больший вес не поднять даже вдвоем: толщина блока мозаики 5 сантиметров, а там бетон, арматура, смальта. Потом блоки отвозили на станцию, собирали раму, идущую дугой, и уже в ней, снизу вверх, как кирпичи, наращивались эти блоки. Их проливали, приваривали друг к другу, промазывали стыки, примораживали к несущей стене. Потом стыки «расшивались» и прорабатывались смальтой, чтобы создавалось ощущение единого полотна. Это очень кропотливая работа. Но даже безотносительно технических моментов это был амбициозный проект: для мозаики батальный сюжет весьма необычен, и выполнить подобную сцену из смальты — одна из сложнейших задач. 


Правда искусства и правда жизни

— Вспоминаются батальные мозаики Михаила Ломоносова, которыми он хотел украсить могилу Петра в Петропавловском соборе... А как вы пришли к теме Александра Невского? Это личный выбор?

— Думаю, меня вело Провидение. Во-первых, поскольку я родился в Саратовской губернии, детство мое прошло в глухой провинции. Туда не доходили новые или какие-то западные фильмы, и мы смотрели старые советские о войне и об истории, поэтому моими героями были Суворов, Александр Невский, Минин и Пожарский, Чапаев. Для нас, мальчишек, эти походы в кино были настоящим духоподъемным событием: мы искренне сопереживали героям, расстраивались, когда кого-то из них убивали, радовались победам. Во-вторых, я с юности увлекался историей: читал Костомарова, Карамзина, Гумилёва. В Академии в те годы у нас больше поддерживались темы, связанные с революцией: продразверстка, матросы, коллективизация, блокада — круг сюжетов был весьма ограничен. Историческая тема, как правило, не рассматривала период до Петра. Какая-то глубокая древность, Александр Невский, варяги — интерес к этому периоду не поощрялся... А я увлекся этой древностью. Библиотечные книги Академии художеств содержали превосходные иллюстрации. Я специально искал брошюры по реконструкции, где подробнейшим образом объяснялось, что такое бахтерец, колонтарь, юшман, совня, клювец. Сравнивал зарисовки из этих брошюр с экспонатами Музея артиллерии, а также с картинами наших и западных художников. Постепенно формировалось понимание, как устроено вооружение коня, всадника. 


— Хотя мозаика изображает Ледовое побоище, действие больше похоже на Невскую битву. Разве что вместо зелени снег. Почему вы не изобразили момент потопления немецких рыцарей?

— Меня консультировал Анатолий Кирпичников — знаток материальной культуры русского Средневековья. Так вот, по-видимому, потопления не было: по крайней мере, о нем ничего не говорят ранние источники. А в поздних происходит смешение нескольких событий: ведь отец Александра Невского, Ярослав, в 1234 году действительно на реке Омовже в мороз загнал немцев на лед, и они стали тонуть. Кроме того, в мозаике очень важно, чтобы персонажи читались. Если мы обратимся к древним византийским мозаикам, изображающим жития святых, мы увидим фигуры в их полноте. Даже если это сцена исцеления, не принято было изображать человека неполноценным, калекой. Поэтому если представить, что половина противников лежит на снегу, а половина провалилась под лед, исчезнет главный принцип монументального искусства, идущий еще от Паоло Уччелло и Пьеро делла Франческо — принцип обобщения (Уччелло и делла Франческо — флорентийские мастера раннего Возрождения, открывшие линейную перспективу в живописи. — Прим. ред.).

 

— Так, здесь поподробнее, пожалуйста...

— В монументальном искусстве большое значение имеет чередование массы и «отдыха». Для своей мозаики я использовал фризовое решение композиции, а фриз — это последовательный рассказ. Взгляд зрителя идет от Александра Невского к немцам, потом обратно к мечу князя, словно бы разрубающему эту немецкую «свинью», потом — обратно к знамени немцев. Этакой змеей вьется взгляд. По закону восприятия фриза человек всегда смотрит на полотно снизу вверх и слева направо, поэтому движение пик направлено к Александру Ярославичу. Русские пики, как лес: взяли и ощетинились, а немецкие — вразнобой, что тоже показывает, какой у войск настрой и кто победит. Обратите внимание и на то, как сгруппированы фигуры противников: если посмотреть на эту работу в зеркало, то увидите, что побеждать станут немцы. Художник усиливает оптическое восприятие события: и здесь — что Пьетро делла Франческо, что моя мозаика. Важно и то, что монументальные произведения требуют осмысления исторической правды. Что такое историческая правда в живописи? Если мы вспомним памятник Александру Матросову, то изображается момент, когда он распахивает грудь и с автоматом идет на врага. А если изобразить его мертвым, лежащим на немецком пулемете, — это уже не то, ощущения значимости подвига не будет. Или, скажем, памятник Зое Космодемьянской: она в брюках, в ватнике, связанные руки. Мы знаем, что Зою немцы били несколько часов, раздев догола, но надо ли это изображать в кинофильмах, живописи, скульптуре? Я думаю, не надо. Ведь правда искусства выше правды жизни, и в живописи убедительность важнее исторической точности. 

— Есть ли на мозаике другие исторические лица, кроме Александра Невского?

— Из немногочисленных летописей, дошедшим до нас только с XV века, известно, что в Ледовом побоище участвовал Андрей, единокровный брат Александра Невского. Он изображен под иконой Бориса и Глеба — одной из самых красивых икон, дошедших до нас с домонгольских времен. Кстати, рядом я изобразил Спаса, который появился у нас на знаменах лишь в XVI веке (хотя есть предположение, что подобные иконы и у Дмитрия Донского на Куликовом поле). Надо принимать во внимание, что от домонгольского периода до нас дошло ничтожное число предметов материальной культуры.

 

— Интересно, что и на знакомой нам с детства по учебникам истории картине Павла Корина Александр Невский изображен в западноевропейских доспехах и с двуручным мечом, который больше подходит для рыцарского турнира, чем для реального боя. Как вы относитесь к образу Александра Невского, созданному Кориным?

— Корин — художник своего времени. Триптих был создан в 1942 году, в разгар Великой Отечественной войны. Павел Дмитриевич был глубоко верующим человеком, учеником Михаила Нестерова, оформлявшего Марфо-Мариинскую обитель в Москве. Кроме того, Корин — палехчанин, из иконописной династии, которая расписывала кремлевские палаты. Но и суровый характер Павла Дмитриевича, конечно, наложил отпечаток на его творчество. Он действительно создал знаковый образ: в 1944 году, на второй день после освобождения Пскова, при въезде в город была поставлена копия на картоне. Наши солдаты шли, видели Александра Невского, и их это вдохновляло. Это показательно. И Корин, конечно, следовал традиции Эйзенштейна, который снял об Александре Ярославиче фильм, где немцы впервые, еще до войны, были показаны врагами. 


Партия помогла

— А вам давали какие-то указания, как следует работать? Например, надзорные органы или партийные?

— Для таких социально значимых объектов, как вестибюли метро, обязательно было получить разрешение главного художника города. Им тогда был Николай Чернов, выпускник Мухинского училища по специальности «промышленный дизайн». Я пришел на прием в его кабинет на площади Ломоносова. Подаю черно-белую фотографию и говорю, что метрополитен мозаику согласовал. На что он мне отвечает: «А мы не будем эту мозаику делать, я не подпишу». Я спросил почему, и оказалось, что он недавно побывал в санатории Сочи, где видел мозаику Дейнеки, а там море, чайки, яхта, дельфины... «Вот и у нас Балтийское море — лучше его изобразите. Зачем вам эти сражения?» — сказал он. А к нам на защиту диплома, по приглашению Мельникова, приезжал Владислав Коржов, третий секретарь обкома партии. Ему настолько понравилась моя работа, что он оставил мне свой номер и сказал: «Ты позвони, если что». И вот я сижу у Чернова и понимаю, что он запретит сейчас Александра Невского, и дело не в Дейнеке: просто он боится брать на себя ответственность. Сейчас он согласует, а потом ему «прилетит»: «ты почему разрешил средневекового князя, а не Ленина?» Так был устроен партийный аппарат. У меня была с собой записная книжка, и мне разрешили позвонить от секретаря. Трубку взял сам Коржов, я ему говорю: «Здравствуйте, это Быстров. Главный художник говорит, что Александра Невского не будет». Коржов попросил передать трубку Чернову. Тот нехотя подошел, а поняв, с кем разговаривает, сразу изменил решение и все бумаги подписал. Вот так мне партия помогла поставить Александра Невского. Мозаику открыли в 1990 году, и хотя это была советская власть, её освящал протоиерей Владимир Сорокин, тогда еще ректор Духовной академии. Это был первый такой случай в истории.

Поделиться

Другие статьи из рубрики "ПОДРОБНО"