Акцент на семью
11 марта 2014 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир утвердил Положение о Епархиальной комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства, а также одобрил разработанные ею совместно с Отделом религиозного образования и катехизации предписания об обязательной катехизации перед Таинством Венчания и организации работы с семейными парами в храмах. О том, насколько эти нововведения целесообразны для решения проблемы кризиса семьи, нашему корреспонденту рассказал председатель комиссии протоиерей Александр Дягилев.
Раздел: АКТУАЛЬНО
Протоиерей Александр Дягилев
— Для чего создана комиссия и кто войдет в ее состав?
— Комиссия создана для координации деятельности церковных структур и для взаимодействия с государственными органами в целях поддержки и защиты института семьи — отцовства, материнства и детства. Поэтому в ее состав войдут представители епархиальных отделов, направления деятельности которых связаны с семейной тематикой, преподаватели духовной академии, представители Законодательного собрания и Администрации Санкт-Петербурга, некоторые светские специалисты.
— Как будет действовать комиссия?
— Комиссия будет собираться не реже двух раз в год, при ней будет действовать Аппарат — исполнительный орган, призванный реализовывать и координировать проекты. Мы вводим такое понятие, как деятельность под эгидой Епархиальной комиссии. Если Церковь одобряет какой-либо проект, который осуществляет некая организация, то она может получить право указывать, что действует под эгидой комиссии. На сайте комиссии такие организации и проекты будут перечислены, и люди, которые захотят обратиться в эту организацию, будут знать, что им это с духовной точки зрения не повредит.
— Для чего вводится обязательная катехизация перед венчанием?
— Потому что в среднем каждый второй брак, зарегистрированный в нашем городе, распадается. Статистика разводов ужасает, очень часто, к сожалению, распадаются и венчанные пары. Обязательные подготовительные беседы, раскрывающие смысл венчания, надеемся, помогут уменьшить количество разводов. Священноначалие нашей Церкви уже давно призывает не венчать без подготовки. Об этом говорят утвержденные Священным Синодом документы.
— Насколько это новое правило представляется вам действенным для решения проблемы кризиса семейных отношений?
— Это покажет только время и статистический учет. Когда документ об обязательной катехизации перед Венчанием еще не был создан, я специально изучал опыт Католической Церкви по этому вопросу. Католики темой семьи занимаются уже давно — возможно, потому, что такие проблемы, как одинокие мамы, сексуальная революция, однополые «браки» в европейских странах появились намного раньше, чем у нас. Поскольку учение Католической Церкви о семье очень близко к православному, то, как говорит Святейший Патриарх Кирилл, именно в этой сфере мы можем сотрудничать. Я могу привести пример Литвы, где существует католический Центр семьи (Šeimos centras). У них введен сертификат перед Венчанием, без которого над супругами не может быть совершено Таинство. И католическое епархиальное начальство строго следит, чтобы количество Венчаний, совершенных в каждом храме, соответствовало количеству предъявленных отрывных корешков от сертификатов.
— А как будет действовать это предписание у нас? Когда оно вступит в силу?
— Формально оно уже вступило в силу. Но мне кажется, что в этом году люди, как обычно, будут приходить в храмы с просьбой их обвенчать, и где-то их будут продолжать венчать без подготовки. При выявлении подобных фактов настоятелям будут направляться рекомендации по изменению практики подхода к Таинству Венчания. Понятно, что не все настоятели могут организовать серьезную подготовку: не везде есть условия и специалисты. Поэтому мы просим делать хотя бы одно-два собеседования перед Таинством. Очень важно обратить внимание на три пункта, которые указаны в рекомендациях и в циркуляре митрополита. Первый — венчать только после государственной регистрации (исключения возможны лишь по благословению правящего архиерея). Второй — должна проводиться хотя бы одна предварительная беседа, а лучше две — общекатехизическая и на тему венчания. И третий — Таинство должны предварять Исповедь и Причастие. На практике это часто не выполняется. Но теперь несоблюдение какого-либо их этих правил будет считаться самочинием и нарушением распоряжения правящего архиерея.
— Если молодые супруги хотят, чтобы их союз был сразу благословлен Церковью, но не готовы посещать беседы, да и не считают это нужным, будет ли им отказано в венчании?
— Если по-правильному, то должно быть отказано. Ведь это не просто обряд и не церемония, как в ЗАГСе. Это Таинство Церкви. Мы же отказываем в Причастии людям, которые совсем не готовились к причащению, а тем более не знают, что такое Тело и Кровь Христовы, и знать не хотят. Здесь примерно то же самое.
— То есть лучше супругам жить невенчанными, если они не хотят вникать в смысл этого Таинства?
— Дело в том, что Церковь признает брак, зарегистрированный ЗАГСом. Да — в нем нет той благодати, которая даруется людям в Таинстве Венчания, но он не считается блудом и он не может стать основанием в отказе от причастия. Хотя в Основах социальной концепции есть упоминание о том, что для верующих людей жить в невенчанном браке — все-таки грех. Но когда они оба или один из них неверующие, то непонятно, зачем совершается венчание. Чтобы блеснуть нарядным платьем и устроить красивое шоу для друзей? Такое венчание становится профанацией Таинства.
— С введением обязательных бесед перед крещением люди часто стали его откладывать или вообще отказываться от него. Но некоторые идут к тому священнику, который «и так крестит». С венчанием может быть так же. Почему возникает эта проблема?
— Главная проблема нашего российского общества — коррупция. Я много и серьезно думаю в последнее время на эту тему, и считаю, что она, к сожалению, коснулась и Церкви. Ее суть в том, что всё можно купить и продать, нет ничего святого, за что люди бы стояли до конца. Всё дело только в цене, и батюшка сделает всё, что вы хотите — и самоубийцу отпоет, и мертвого покрестит... Как бороться с этой проблемой? Честно признаюсь — не знаю. Можно сказать: «Не нужно рукополагать неверующих, ведь для верующего человека заповедь Божия выше денег!» Но как понять — верующий человек или нет? Ведь иногда смотришь на семинариста — ну такой благочестивый! А потом — крайняя нужда или, наоборот, чрезмерное изобилие развращают его, уже когда он принял священный сан. У каждого священника своя судьба, свой жизненный путь, и враг рода человеческого особо пытается именно пастырей сбить с пути, ведущего к Богу, поскольку знает — за ними можно будет утянуть в преисподнюю много душ. Впрочем, пока жив человек — всегда есть шанс на покаяние и исправление... Хочу подчеркнуть — есть много достойных пастырей, кто честно служит Богу, не смотря ни на что, в ущерб каких-либо сиюминутных благ.
— На некоторых приходах священники, будучи отцами успешных семей, сами давно ведут практику бесед перед венчанием, хотя до сегодняшнего дня это не было обязательным. Нужно ли им будет проходить специальные курсы?
— Честь и хвала тем священникам, у которых много детей и которые сами выработали свой курс подготовки для молодых пар. Более того — мы будем очень рады познакомиться с их практикой, возможно — взять ее на вооружение. Но у некоторых священнослужителей семья «трещит по швам». Хотя и детишки есть, и вроде бы внешне все хорошо, но каждый из супругов живет своей жизнью, единства и взаимопонимания нет.
— То есть катехизировать должен тот, у кого всё хорошо в его собственной семье?
— Всем известна богословская истина — нет человека без греха, кроме Иисуса Христа; по той же причине нет идеальных семей, у которых всё хорошо. Впрочем, совместное преодоление сложных и конфликтных ситуаций в семье рождает бесценный опыт, который тоже можно использовать для помощи ближним. Например, уже четвертый год в Санкт-Петербургской митрополии реализуется проект «Супружеские встречи» — это особые беседы с супругами, которые проводятся во время выездных семинаров специально подготовленными ведущими супружескими парами, то есть теми, кто сам когда-то прошел эти встречи и кому они помогли. Пары делятся собственным опытом на заданные темы, и это помогает им вступить в диалог друг с другом, правильно проговорить свои конфликтные ситуации, найти решения и компромиссы и жить дальше в любви, согласии и диалоге.
Возможно, проблемы в священнических семьях исходят, в том числе, и от одного из обычаев хиротонии, сформировавшегося в нашей Церкви. Когда священника рукополагают, его трижды обводят вокруг престола, при этом поются те же песнопения, что и при венчании, только в обратном порядке. Считается, что рукополагаемый теперь должен снять обручальное кольцо, поскольку с этих пор он обвенчан с Церковью. Но нигде в официальном учении Церкви нельзя найти подтверждение этой точке зрения, и священнослужителю нельзя считать, что жена — это неважно, тем самым снимая с себя ответственность за семью. Семья священника должна быть примером любви, образцом (1 Тим. 3, 5). К сожалению, как заметил председатель Патриаршей комиссии протоиерей Димитрий Смирнов, системного труда, посвященного богословию брака, в нашей Церкви так и не создано, а в духовных школах до сих пор семинаристов не учат, как работать с семьями и как относиться к собственной семье. Отсюда такие факты невежества. Мы надеемся, что все эти «пробелы», с помощью Божией и благодаря деятельности, в том числе и нашей Комиссии, постепенно будут заполняться, а пастыри Церкви будут находить в себе силы и знания, чтобы заботиться должным образом и о своей пастве, и о своих собственных семьях.
Беседовала Анастасия Оржаховская