7 июля — Рождество Иоанна Предтечи
Иоанн Предтеча — один из самых почитаемых святых в христианстве.
Раздел: ПРАЗДНИК
Журнал: № 7 (июль-август) 2014 Опубликовано: 7 июля 2014
В Евангелии от Луки мы читаем, что праведному Захарии явился Ангел Господень. Захария, увидев его, смутился, страх напал на него. Ангел же сказал ему: «Не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя Иоанн» (Лк. 1, 11-13). Захария, который со своей супругой Елисаветой давно ждал детей и в своем бездетном браке дожил уже до старости, не поверил увиденному и услышанному — как, впрочем, наверное, каждый из нас на его месте не поверил бы. Тем не менее, Елисавета родила сына, а Захария за неверие до самого рождения Иоанна Предтечи был наказан немотой.
Еще в юном возрасте святой Иоанн удалился в пустыню, где вел жизнь аскета, питался диким медом и акридами. Выйдя в мир, он начал проповедовать крещение покаяния для очищения от грехов. «Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои». Иоанн в христианской истории считается первым монахом, первым миссионером и проповедником.
Личность Иоанна Предтечи нашла широкое отражение в мировой художественной культуре. Ему посвящена поэма «Иоанн Креститель» Йоста ван дер Вонделя, написанная в 1663 году, его образ присутствует в пьесе Оскара Уальда «Саломея». Джона Рональда Руэла Толкина, бывшего помимо всего прочего знатоком древнеанглийской литературы, в сборнике англосаксонских религиозных поэм «Христос» Кюневульфа поразили строки, которые в переводе означали «Привет тебе, Эарендел, светлейший ангел — посланный людям в Срединные Земли». Англосаксонский словарь переводил обращение Earendel как «сияющий свет, луч». Толкин предположил, что это слово следует понимать как обращение к Иоанну Крестителю.
Личности Иоанна Крестителя посвящено и множество текстов мыслителей и религиозных деятелей. В частности, митрополит Антоний Сурожский отмечает в своей книге «Во имя Отца и Сына и Святого Духа»: «…видишь в нем образ человека, который сумел так беспредельно, так неограниченно быть преданным своему Богу и своему земному призванию и который может послужить каждому из нас примером и образом, потому что каждый из нас в каком-то смысле по отношению к окружающим является так часто предтечей Господним, тем, кого Господь послал впереди Себя, чтобы принести людям слово и образ жизни, который приготовил бы их понять Христа, принять Христа».
Фрагмент иконы «Иоанн Креститель» из деисусного чина Николо-Песношского монастыря близ Дмитрова, первая треть XV в. Музей Андрея Рублёва
А вот что говорит протоиерей Александр Мень о святом: «Иоанн креститель — самый великий пророк Ветхого Завета… Именно о нем сказал Господь: „Он величайший среди рожденных меж нами“… В чем его величие? В бесконечном смирении… он называл себя „другом жениха“: наступает праздник, праздник пришествия Господня, а ему не суждено на нем присутствовать».
Митрополит Рязанский и Касимовский Симон (Новиков) пишет: «Стоя на пределах двух Заветов, он, кажется, ничего более не видел, кроме двух предметов — это грехов человеческих, в которых утопал грешный мир, и Агнца Божия, вземлющего грехи мира. „Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное“, — взывает Иоанн Креститель к народу. И властный призыв к покаянию не остался тщетным. Со всех сторон
Иудеи стал стекаться к нему народ, жаждущий очищения от грехов и креститься во Иордане».
В заключение снова приведем слова митрополита Антония Сурожского: «Вот, будем часто-часто вглядываться в этот величественный, но человеческий образ Крестителя и будем учиться, как живет настоящий, цельный человек, и попробуем хоть в малом так прожить, изо всех сил, даже если их немного, но без остатка, до последней капли нашей живой силы. Аминь».
Еще в юном возрасте святой Иоанн удалился в пустыню, где вел жизнь аскета, питался диким медом и акридами. Выйдя в мир, он начал проповедовать крещение покаяния для очищения от грехов. «Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои». Иоанн в христианской истории считается первым монахом, первым миссионером и проповедником.
Личность Иоанна Предтечи нашла широкое отражение в мировой художественной культуре. Ему посвящена поэма «Иоанн Креститель» Йоста ван дер Вонделя, написанная в 1663 году, его образ присутствует в пьесе Оскара Уальда «Саломея». Джона Рональда Руэла Толкина, бывшего помимо всего прочего знатоком древнеанглийской литературы, в сборнике англосаксонских религиозных поэм «Христос» Кюневульфа поразили строки, которые в переводе означали «Привет тебе, Эарендел, светлейший ангел — посланный людям в Срединные Земли». Англосаксонский словарь переводил обращение Earendel как «сияющий свет, луч». Толкин предположил, что это слово следует понимать как обращение к Иоанну Крестителю.
Личности Иоанна Крестителя посвящено и множество текстов мыслителей и религиозных деятелей. В частности, митрополит Антоний Сурожский отмечает в своей книге «Во имя Отца и Сына и Святого Духа»: «…видишь в нем образ человека, который сумел так беспредельно, так неограниченно быть преданным своему Богу и своему земному призванию и который может послужить каждому из нас примером и образом, потому что каждый из нас в каком-то смысле по отношению к окружающим является так часто предтечей Господним, тем, кого Господь послал впереди Себя, чтобы принести людям слово и образ жизни, который приготовил бы их понять Христа, принять Христа».
Фрагмент иконы «Иоанн Креститель» из деисусного чина Николо-Песношского монастыря близ Дмитрова, первая треть XV в. Музей Андрея Рублёва
А вот что говорит протоиерей Александр Мень о святом: «Иоанн креститель — самый великий пророк Ветхого Завета… Именно о нем сказал Господь: „Он величайший среди рожденных меж нами“… В чем его величие? В бесконечном смирении… он называл себя „другом жениха“: наступает праздник, праздник пришествия Господня, а ему не суждено на нем присутствовать».
Митрополит Рязанский и Касимовский Симон (Новиков) пишет: «Стоя на пределах двух Заветов, он, кажется, ничего более не видел, кроме двух предметов — это грехов человеческих, в которых утопал грешный мир, и Агнца Божия, вземлющего грехи мира. „Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное“, — взывает Иоанн Креститель к народу. И властный призыв к покаянию не остался тщетным. Со всех сторон
Иудеи стал стекаться к нему народ, жаждущий очищения от грехов и креститься во Иордане».
В заключение снова приведем слова митрополита Антония Сурожского: «Вот, будем часто-часто вглядываться в этот величественный, но человеческий образ Крестителя и будем учиться, как живет настоящий, цельный человек, и попробуем хоть в малом так прожить, изо всех сил, даже если их немного, но без остатка, до последней капли нашей живой силы. Аминь».