7 апреля — Благовещение Пресвятой Богородицы
Благовещение — один из самых распространенных библейских сюжетов в мировом искусстве. В Восточной Церкви образ наряду со словом является важнейшим средством Откровения. Поэтому все изображаемое на иконе Благовещения служит объяснению основного смысла события — догмата о Боговоплощении. Например, пурпурная нить завесы, которую, по преданию, ткала Мария для Иерусалимского храма, толкуется как образ плоти Сына Божия, которую Дева прядет в Себе. А раскрытое Священное Писание указывает на пророчество Исаии о рождении Спасителя от Девы.
На Западе сформировалась принципиально иная изобразительная традиция. Живопись здесь выполняет функцию «Библии для неграмотных», икона приобретает иллюстративный характер, а художник волен сам определять способы передачи сюжета. Образ Благовещения есть у большинства европейских живописцев XIV–XVIII веков. В Католической Церкви Благовещение считалось по преимуществу праздником Богоматери, и в меньшей степени — праздником Воплощения Христа. Это связано с особенностью почитания Богородицы на Западе, которое впоследствии сложилось в догматы о непорочном зачатии и соискупительной роли Марии. Важной особенностью сюжета является акцент на служении Пресвятой Деве, что характерно для средневековой рыцарской эстетики. Не случайно архангел Гавриил часто изображается коленопреклоненным, в священничес-ком облачении, а иногда и с рыцарскими атрибутами.
В трактовке образа Благовещения нетрудно проследить стилистические изменения, присущие эпохе. Например, для искусства позднего Средневековья характерны детализация и включение в изображение интерьера, художники даже одевают Пресвятую Деву и архангела в одежды своих современников. Подчеркнутая телесная красота и помещение изображаемого события в знакомый пейзаж свойственны Благовещению итальянского Возрождения. А стиль Рубенса соответствует бесконечно изменчивой манере барокко, в котором Благовещение по способу изображения мало отличается от мифологических сюжетов.
Мария Сухова
Чима да Конельяно (итал. Cima da Conegliano, настоящее имя Джованни Батиста Чима,
итал. Giovanni Batista Cima). Благовещение. 1495 год. Эрмитаж, Санкт-Петербург