Водитель колесницы в священном сане

В прежние времена фигура батюшки в широкополой шляпе, сидящего в телеге и правящего лошадью, никого не смущала и не удивляла. Но в ХХ веке человечество пересело с лошадей на машины,и вдруг выяснилось, что вид священнослужителя за рулем у многих вызывает вопросы. Мы задали несколько «автомобильных» вопросов священникам — как автомобилистам, так и пешеходам.
Раздел: ПОДРОБНО
Водитель колесницы в священном сане
Журнал: № 6 (июнь) 2018Страницы: 6-9 Автор: Татьяна КириллинаФотограф: Станислав Марченко Опубликовано: 18 июня 2018

В путь с Богом

Сначала мы решили поговорить с теми, у кого машины есть. Клирик Андреевского собора протоиерей Андрей Битюков и заместитель председателя отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями Санкт-Петербургской епархии иеромонах Леонид (Маньков) — водители со стажем.

— Когда вы научились водить машину, давно ли за рулем?

Протоиерей Андрей Битюков: Научился в тридцать лет, не очень желая этого: друг-автоинструктор предложил пройти обучение экстерном, а практику он преподаст мне сам. И десять лет безаварийной езды показывают, что научил хорошо.

Иеромонах Леонид (Маньков): Водить научился после армии, за рулем десять лет.

— Сложно ли священнику без машины? А с машиной?

Протоиерей Андрей Битюков: Всякому человеку обладание машиной помимо комфорта приносит еще и суету, а священнику — еще и потенциальную опасность, попав в аварию, стать виновником гибели человека и лишиться сана. Пытаюсь найти «золотую середину» между необходимостью развозить пятерых детей на занятия и нежеланием часто пользоваться машиной.

Иеромонах Леонид (Маньков): Машина священнику необходима, в первую очередь, для осуществления социального и миссионерского служения. Мне, сотруднику епархиального «военного» отдела, без автомобиля просто не обойтись. У нас очень много воинских частей, которые находятся далеко от населенных пунктов, и бывает, что никакой транспорт туда не ходит. Допустим, едешь в воинскую часть служить молебен. Берешь с собой облачение, водосвятную чашу, кадило, кропило. А если хочешь передать для этой части иконы, книги, подарки военнослужащим к празднику? Понятно, что без машины сделать это практически невозможно.

Но человек не должен быть рабом вещи, наоборот, вещь должна служить человеку.

— Как вы относитесь к расхожему выражению «поп на мерседесе»? Считаете ли, что это просто злоба и непонимание «внешних», или священнослужители должны избегать дорогих автомобилей?

Протоиерей Андрей Битюков: Я думаю, скромность и умеренность — вполне достижимые добродетели, и пастырь может на примере владения машиной показать это на практике. Священнику не нужно доказывать свой статус ничем, кроме любви к ближнему, а дорогое авто служит поводом для ищущих повода.

Иеромонах Леонид (Маньков): Есть люди, которых будет смущать всё — не машина, так что-нибудь другое. Не нужно поддаваться на провокации. У священника дорогая машина? А если он, до того как стать священником, занимался бизнесом? Один из сотрудников нашего отдела, например, — полковник в отставке, и у него есть не только зарплата священнослужителя, но и прекрасная военная пенсия. Он человек обеспеченный, но деньги свои честно заработал, служа Родине. У меня самого автомобиль появился раньше, чем я стал священником. Что касается выражения «поп на мерседесе» — слово «поп» меня не обижает, а сама марка «мерседес» не обязательно свидетельствует о роскоши: иная подержанная машина на хорошем ходу стоить будет даже дешевле, чем новая «Лада Калина».

— Что вы думаете об освящении автомобилей? Есть ли в этом духовный смысл?

Протоиерей Андрей Битюков: Когда мы просим освящения нашего имущества, мы просим Небесную реальность коснуться нашей земной реальности, чтобы она стала местом спасения. В доме мы служим своим ближним, в машине отправляемся в путешествие и предаем себя в руки Божии. Поэтому в молитве об автомобиле есть свой смысл. Моя машина освящалась предыдущими владельцами, а самому освящать приходится нечасто.

Иеромонах Леонид (Маньков): Перед началом всякого дела христианин просит благословения у Господа. Когда строим дом, освящаем закладной камень. Почему же освящение автомобиля вызывает вопросы? Часто люди просят освятить машину, после того как попали в ДТП: как говорится, «пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Многие только в опасности вспоминают о том, что есть Бог, есть Церковь… хорошо, что хоть так вспоминают. Освящая, я слышу не нарекания, а благодарность. Я езжу на освященной машине, но освящал не сам — попросил другого священника.

— Некоторых забавляет, что в чине освящения машины употребляется слово «колесница». Как вы думаете, нужно ли заменить его на «машину» или «автомобиль»?

Протоиерей Андрей Битюков: Мне кажется, изменения должны коснуться не слова «колесница», а смысла самих молитв, чтобы основной их упор делался на диалог с Богом, на Его видение нас и ожидание любви человеческой, а не на «счастье-здоровье», как это нередко бывает в разных чинах на освящение.

Иеромонах Леонид (Маньков): Я считаю, что не надо менять. Термин «колесница» всеобъемлющий: а если просят освятить не автомобиль, а мотоцикл или велосипед? Кстати, чин освящения колесницы пришел из воинского требника, и первоначально речь шла именно о боевых колесницах.

— Молитесь ли вы за рулем?

Протоиерей Андрей Битюков: Перекреститься перед выездом не забываю, а когда едем всей семьей далеко — молимся прямо в машине перед стартом.

Иеромонах Леонид (Маньков): Священник вообще должен всегда молиться. Есть молитвы на начало пути, и 90-й псалом, и тропарь святителю Николаю. Если дорога длинная, часто ставлю диски с духовными песнопениями — Святой Горы Афон, Сретенского и Валаамского монастырей…

— Как реагируете на хамство на дороге?

Протоиерей Андрей Битюков: Это хороший повод увидеть свою мгновенную реакцию на ситуацию и понять, насколько у тебя самого выработался «христианский реф­лекс». Пока не могу сказать, что реакция идеальна.

Иеромонах Леонид (Маньков): Беспокойная ситуация у нас не только на дороге: с не совсем адекватным поведением можно столкнуться на улице, в метро, в магазине… даже в храме. Нужно стараться нести людям мир и любовь. Преподобный Сергий Радонежский завещал: «Любовью и единением спасемся», поэтому священник должен являть собою пример любви и благочестия. Делать на дороге замечания можно не всем: иногда понимаешь, что это вызовет еще большую агрессию, лучше промолчать. Священник всегда должен видеть человека, чтобы понимать, какой разговор с ним имеет смысл вести.

— Приходилось ли нарушать ПДД?

Протоиерей Андрей Битюков: Иногда бывает, ужасно стыдно потом.

Иеромонах Леонид (Маньков): Стараюсь не нарушать и, как могу, борюсь за безопасность движения. Например, несколько лет назад мы организовывали автопробег под лозунгом «Безопасность — твоя жизнь», чтобы привлечь внимание к проблеме соблюдения ПДД. Часто приходится выступать в различных правоохранительных и воен­ных ведомствах с призывами соблюдать ПДД.

— Как вы относитесь к крестикам, висящим на зеркале, автомобильным иконкам на «липучке»?

Протоиерей Андрей Битюков: В машине есть икона, но не перегружаю салон священными изображениями. Считаю, что избыток их в машине становится некими «узами для души».

Иеромонах Леонид (Маньков): Если я еду в отдаленное место, хорошо, когда в машине есть образ, перед которым можно совершить молитву.

Желания и возможности

У настоятеля храма святых апостолов Петра и Павла при Академии постдипломного педагогического образования протоиерея Георгия Митрофанова машины никогда не было. Тем интереснее послушать, что он думает о батюшках за рулем. Разумеется, вопросы были несколько другими…

— По моим ощущениям, в советское время встретить батюшку на машине было редкостью: в основном священники ездили на общественном транспорте. Так ли это?

— Среди священнослужителей «старой закалки» я часто встречал священников, которые, может быть, и могли бы в материальном плане позволить себе машину, но принципиально не покупали её. Они объясняли это тем, что, сев за руль, подвергаешь себя риску попасть в ДТП и лишить кого-нибудь жизни. А по канону, если священник даже по неосторожности станет виновником чьей-то смерти, это запрет в служении навсегда. Потом, когда гонения пошли на убыль, среди мирян стали появляться люди с машинами, которые подвозили батюшек со службы и на службу, но сами они за руль не садились.

— Вы — священнослужитель следующего поколения, тем не менее, у вас машины нет…

— Ну, я не совсем стандартный священник. Все 1990-е я прослужил в Духовной академии, то есть у меня не было никаких приходских доходов, только преподавательская зарплата. Купить машину просто не представлялось возможным, к тому же у меня никогда не было дачи: дача часто стимулирует к приобретению машины даже небогатых людей. К началу нулевых, когда мне шел уже пятый десяток, у меня сформировалась мысль, что машина мне, в принципе, и не нужна. В нулевые годы у меня появился приход, но достаточно «маргинальный», домовый. Прихожане мои — люди тоже небогатые: преподаватели, учителя, библиотекари… В нашей небольшой общине почти ни у кого машины нет, и на приходе я чувствую себя вполне органично. Так что у меня не появилось машины не из каких-то высоких соображений, а просто в силу сложившихся обстоятельств. Кстати, и мой сын тоже выбрал преподавательскую работу, поэтому у него машины нет, и он, как и я в свое время, думает, что она ему не нужна. Получается, это у нас семейное. Прихожане, конечно, иногда могут меня подвезти, но я не привык к машинам, этим не «развратился», езжу на общественном транспорте. А сейчас и вовсе хорошо: у меня как у пенсионера есть проездная карта, и поездки обходятся недорого.

— У большинства священников в наше время есть машины, и часто не только враждебные СМИ, но даже члены Церкви упрекают их в пристрастии к дорогим автомобилям…

— Думаю, что и недоброжелатели стараются, и некоторые священники им «помогают». Стремление владеть дорогими, престижными вещами, быть «не хуже других» выдает человека малокультурного и провинциального. К сожалению, у священника может возникнуть ложное ощущение своей значимости и убеждение, что этой значимости нужно какое-то дорогостоящее «обрамление». Конечно, если служение священника связано с разъездами, машина ему необходима, особенно в сельской местности. Но городской батюшка, не имеющий соответствующих послушаний и живущий недалеко от храма, где служит, вполне может без машины обойтись. Дело не только во владении машиной, но и в желании её менять на более дорогую и престижную; особенно забавно, когда священники украшают свои иномарки «георгиевскими» ленточками и в каждой проповеди говорят о патриотизме… Разумеется, в наших условиях священнику не совсем прилично иметь дорогую машину. Если она необходима, лучше иметь машину попроще.

— А если ему подарили?

— Смотря кто подарил. Если богатый прихожанин дарит священнику дорогую иномарку, как этот батюшка может быть духовным пастырем такому дарителю? Он будет невольно закрывать глаза на его немощи из боязни огорчить, расстроить… и возможно, в надеж­де получить через какое-то время очередной подарок. Не всякий подарок священник вправе принимать. И вообще, драгоценные подношения — это восточная, азиатская традиция. В европейской традиции слишком дорогой подарок считается разновидностью взятки.

— Как вы относитесь к освящению машин?

— Когда ко мне обращаются по поводу освящения машины, квартиры или офиса, у меня всегда один критерий: знаю я этих людей или нет. Вот я знаю, что человек ходит в храм, причащается, исповедуется — разумеется, освятить его машину или другое имущество для меня абсолютно нормально, потому что человек сам уже старается преобразить, освятить свою жизнь присутствием Бога. Точно так же я не крещу и не венчаю незнакомых людей и их детей. Это должны быть практикующие христиа­не, а не люди со стороны, для которых церковное священнодействие — разновидность магического ритуала. Готовность бежать освящать машину любого заезжего автомобилиста — это унижение достоинства сана, превращение священника в ритуально-бытовую обслугу. Это желание не вести людей ко Христу, а получить мзду.

— Некоторых людей забавляет, что в чине освящения машины употребляется слово «колесница». Как вы думаете, нужно ли заменить его на «машина» или «автомобиль»?

— У людей воцерковленных, знакомых с церковной терминологией, знающих, что в молитвословиях нередко встречаются архаичные термины, вряд ли при слове «колесница» возникнут какие-то вопросы. А вот если человек от Церкви далек, но решил подстраховаться, чтобы машину не угнали или чтобы не попасть в аварию, то, конечно, у него слово «колесница» может вызвать удивление, а то и насмешку. Это еще один аргумент в пользу того, что не надо освящать машины случайных людей.


Поделиться

Другие статьи из рубрики "ПОДРОБНО"