28 августа — Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
Раздел: ПРАЗДНИК
Журнал: № 7 (июль-август) 2014 Опубликовано: 27 августа 2014
Праздник Успения появился в церковном календаре в середине V века. Некоторые ученые предполагают, что это связано с рукоположением в 452 году патриарха Иерусалимского Феодосия, противника Халкидонского собора (451 г.), который удерживал кафедру в течение двадцати месяцев, «обороняя» ее от халкидонита Ювеналия. Учреждение праздника было манифестацией этого церковно-политического и богословского противостояния. В «изначальной версии» Успение было частью четырехдневного праздничного цикла 22-25 августа, посвященного взятию Богоматери с плотию на небо, а 28 августа отмечался день Богородицы — Премудрости Божией. За пределы Иерусалима Успение вышло в эпоху Энотикона Зинона (482 г.), после которого случилось временное примирение апологетов и критиков Халкидонского ороса. Тогда же была установлена нынешняя дата праздника — 28 августа. Именно к этому времени относятся и древнейшие источники: «Сказание об Успении Богородицы» Псевдо-Иоанна Богослова, «Об исходе Марии Девы» Псевдо-Мелитона Сардийского, сочинение Псевдо-Дионисия Ареопагита, «Слове Иоанна, архиепископа Солунского» и другие.
В этих текстах (с очень существенными вариациями) отражены несколько событий: явление архангела Михаила Богородице, известившего ее о скорой кончине; собрание апостолов со всех концов мира в Сионской горнице, где жила Богородица; их совместное богослужение; собственно Успение Богоматери, чье тело было положено в гроб, но затем таинственно исчезло, т.е. избавлено от тления и перемещено на небеса до всеобщего воскресения; а также т.н. «уверение Фомы», который, по преданию опоздал к смертному одру Богоматери, но удостоился ее явления спустя три дня после погребения.
Не случайно в коптской традиции Успение иногда называется «второй пасхой»: легко увидеть параллелизм между сюжетом праздника и жизнью Спасителя. Богословие Успения исходит из того, что Матерь Божия восприняла все свойства, права и властные полномочия своего Сына, став богом по благодати и показав пример того, что человеческая воля, ум, чувства, все человеческое естество могут достигнуть неслиянного соединения с Богом. Как говорит святитель Григорий Палама, Богородица есть «вместилище всех благодатных даров и полнота всякой праведности, отображение и одушевленный образ всякой благости и всякой доброты, как единая только всецело удостоенная даров Духа, в особенности же, как единая, имевшая вселившимся во утробе Того, в Ком сокровищница всего этого, и соделавшаяся чудесною обителью для Него; и поэтому ныне, прейдя чрез смерть в бессмертие, и праведно преставившись от земли на Небо, в Пренебесные обители», она «стала сожительницей Ему на вечное время» и «если… таков вечный закон на Небесах, что чрез меньших между большими входят в общение с имеющими большую силу, то, конечно, наибольшее несравненно влияние имеет Матерь Дева, чрез Которую приобщаются Богу все, кто бы только ни приобщался».