23 июля — Положение честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве (1625)
Риза Господня — бесшовный хитон, который получил по жребию один из воинов, стоявших в конвое у Распятия: «Итак, сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, — да сбудется реченное в Писании: „разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий“» (Ин. 19, 24).
Раздел: ПРАЗДНИК
Икона Положения Ризы Господней в Успенском соборе Московского Кремля
О дальнейшей судьбе ризы мы знаем из многочисленных преданий, которые сохранились на восточных языках — армянском, грузинском, сирийском, — а это очень часто свидетельствует о древности легенды. Все «свидетели» сходятся на том, что из Иерусалима реликвия была перенесена в Грузию. По одному из преданий, перенесена тем самым удачливым воином, который был грузином. По другому — уроженцем Грузии евреем Елиозом.
После того как Грузия была захвачена персами, риза попала в руки шаха Аббаса I, который в 1625 году отослал ее в дар царю Михаилу Феодоровичу и патриарху Московскому Филарету. Риза была положена в Успенском соборе Московского Кремля и довольно быстро (слишком много людей хотели ей поклониться) она была разделена на несколько частей, которые пребывали в различных храмах России, а некоторые были во владении знатных родов. В роде Пушкиных, например, «с незапамятных времен хранилась металлическая ладанка» с грубо «гравированным на ней Всевидящим Оком и наглухо заключенной в ней частицей». По воспоминаниям современников она была достоянием старшего сына, которому вменялось в обязанность 10 июля (по ст. ст.) служить перед святыней молебен. «Пушкин всю свою жизнь это исполнял и завещал жене соблюдать то же самое, а когда наступит время, вручить ее старшему сыну, взяв с него обещание никогда не уклоняться от семейного обета». На сегодняшний день — XX век внес свои коррективы — известно, что одна часть ризы хранится в фондах музеев Московского Кремля, другая — в московском храме Ризоположения на Донской улице, еще одна — в ярославском Спасо-Введенском Толгском женском монастыре.
Частица Ризы Господней, хранящаяся в Спасо-Введенском Толгском женском монастыре г. Ярославля
Любопытно, что в предании Католической Церкви существует две версии того, где находилась и находится по сей день риза Господня. В житии святого Агриция Тирского (†330), написанном не позже 1072 года, упоминается о том, что святая Елена, мать императора Константина, вместе с другими реликвиями отправила ризу Господню в Трир, и благочестивый епископ Агриций положил реликвию в сокровищницу Трирского собора. В той же сокровищнице сохранилась таблетка из слоновой кости, датируемая концом V — началом VI веков, которая упоминает о дарах Елены. С XI века биография Трирской ризы прослеживается очень четко: во время военных конфликтов она неоднократно покидала город, но всегда возвращалась. С 1513 по 2012 годы Католическая Церковь выставляла реликвию, и она собирала толпы паломников: например, в 1996 году ее посетило более миллиона человек.
По другому преданию, которое датируется 1156 годом, император Карл Великий передал ризу Господню аббатству Аржантёй, в котором оно хранилось до Великой Французской революции. Опасаясь, что святыня будет уничтожена, приходской священник разделил ее на несколько частей и спрятал в разных местах, и уже в 1795 году части, которые удалось сохранить, вновь вернулись в аббатство и с тех пор несколько раз выставлялись для поклонения пилигримов. Католические публицисты выдвигали различные теории, доказывающие подлинность обеих реликвий. Например, некоторые утверждали, что риза из Аржантёй — это не то одеяние, в которое Господь был облачен во время своих страстей, а некое другое, сшитое для Него Богородицей еще в юности.
После того как Грузия была захвачена персами, риза попала в руки шаха Аббаса I, который в 1625 году отослал ее в дар царю Михаилу Феодоровичу и патриарху Московскому Филарету. Риза была положена в Успенском соборе Московского Кремля и довольно быстро (слишком много людей хотели ей поклониться) она была разделена на несколько частей, которые пребывали в различных храмах России, а некоторые были во владении знатных родов. В роде Пушкиных, например, «с незапамятных времен хранилась металлическая ладанка» с грубо «гравированным на ней Всевидящим Оком и наглухо заключенной в ней частицей». По воспоминаниям современников она была достоянием старшего сына, которому вменялось в обязанность 10 июля (по ст. ст.) служить перед святыней молебен. «Пушкин всю свою жизнь это исполнял и завещал жене соблюдать то же самое, а когда наступит время, вручить ее старшему сыну, взяв с него обещание никогда не уклоняться от семейного обета». На сегодняшний день — XX век внес свои коррективы — известно, что одна часть ризы хранится в фондах музеев Московского Кремля, другая — в московском храме Ризоположения на Донской улице, еще одна — в ярославском Спасо-Введенском Толгском женском монастыре.
Частица Ризы Господней, хранящаяся в Спасо-Введенском Толгском женском монастыре г. Ярославля
Любопытно, что в предании Католической Церкви существует две версии того, где находилась и находится по сей день риза Господня. В житии святого Агриция Тирского (†330), написанном не позже 1072 года, упоминается о том, что святая Елена, мать императора Константина, вместе с другими реликвиями отправила ризу Господню в Трир, и благочестивый епископ Агриций положил реликвию в сокровищницу Трирского собора. В той же сокровищнице сохранилась таблетка из слоновой кости, датируемая концом V — началом VI веков, которая упоминает о дарах Елены. С XI века биография Трирской ризы прослеживается очень четко: во время военных конфликтов она неоднократно покидала город, но всегда возвращалась. С 1513 по 2012 годы Католическая Церковь выставляла реликвию, и она собирала толпы паломников: например, в 1996 году ее посетило более миллиона человек.
По другому преданию, которое датируется 1156 годом, император Карл Великий передал ризу Господню аббатству Аржантёй, в котором оно хранилось до Великой Французской революции. Опасаясь, что святыня будет уничтожена, приходской священник разделил ее на несколько частей и спрятал в разных местах, и уже в 1795 году части, которые удалось сохранить, вновь вернулись в аббатство и с тех пор несколько раз выставлялись для поклонения пилигримов. Католические публицисты выдвигали различные теории, доказывающие подлинность обеих реликвий. Например, некоторые утверждали, что риза из Аржантёй — это не то одеяние, в которое Господь был облачен во время своих страстей, а некое другое, сшитое для Него Богородицей еще в юности.