17 марта — Прощеное воскресение
Чин прощения относится к древнему пласту монашеской литургической традиции и за многие столетия не претерпел существенных изменений.
Раздел: ПРАЗДНИК
Журнал: № 3 (март) 2013 Опубликовано: 16 марта 2013
Чин прощения относится к древнему пласту монашеской литургической традиции и за многие столетия не претерпел существенных изменений. «В воскресенье перед началом первой седмицы поста по обычаю преподавалось причастие, и всякий приобщался чистых тех и животворящих тайн и, как это принято, вкушал немного от еды; все затем вновь собирались в храме, и после долгой молитвы, творимой коленопреклоненно, старцы давали друг другу целование, каждый из них с поклоном подходил к игумену, прося его благословения на предстоящий подвиг.
По окончании этих обрядов монахи отворяли ворота, согласным хором пели псалом: „Господь свет мой и спасение мое: кого мне бояться? Господь крепость жизни моей: кого мне страшиться?“ — и все выходили из обители» — рассказывает «Житие Марии Египетской» (VI век). Вместе со Студийским уставом чин прощения пришел на Русь. В Киево‑Печерском монастыре преподобный Феодосий (XI век), «целовав» братию, уходил в затвор на весь Великий пост.
В народе воскресенье перед Великим постом называлось «Прощеный день» или «целовальник». В этот день просили прощения старшие у младших, священники у своих чад, живые у усопших. «На масленице россияне <…> — пишет в начале XVII века француз Маржорет, — посещают друг друга, целуются, прощаются, мирятся, если оскорбили один другого словом или делом; встречаясь даже на улице, — хотя бы никогда прежде не видались, — целуются, приговаривая: „прости меня, пожалуй“; другой отвечает: „Бог тебя простит“».