Иудейские древности своими руками

Кожаные сандалии, льняные рубахи, шерстяные накидки, глиняные чаши и светильники. Грубая ткань, кожа, масло, вино… Быт Иудеи первых веков слишком прост и беден. Но в клубе реконструкции «Бней Давид» («Сыны Давида») ищут не только «красивость», но и смысл. 
Раздел: ПОДРОБНО
Иудейские древности своими руками
Журнал: № 7-8 (июль-август) 2017Автор: Герман СунайтФотограф: Станислав Марченко Опубликовано: 14 августа 2017

ПЕРВОПРОХОДЦЫ

В Петербурге уже второй год существует клуб, где реконструируют быт эпохи Христа и апостолов, под названием «Бней Давид» («Сыны Давида»). Его основатели — Алексей Глызин-Богославский, Кирилл и Алина Ивановы. Они занимаются «копированием» пред­метов далекой эпохи, хранящихся в музеях Израиля. Предметы, знакомые из священных или исторических текстов, приближают к «легендарной» реальности. Вот, к примеру, кусок кожи с тесемками и петельками — это праща. Она напоминает о событиях Ветхого Завета, когда Давид победил Голиафа, метнув камень при помощи пращи.

«И опустил Давид руку свою в сумку и взял оттуда камень, и бросил из пращи и поразил филистимлянина в лоб, так, что камень вонзился в лоб его, и он упал лицом на землю, так одолел Давид филистимлянина пращою и камнем, и поразил филистимлянина и убил его; меча же не было в руках Давида» (1 Цар. 17, 49–50).

Люди, работающие с разными материалами, имеют характер, в чем-то схожий с ними. Например, специалисты по металлу обычно люди с жестковатыми манерами, а резчики по дереву и столяры чаще добродушны. Вот так и Алексей Глызин-Богославский, глава клуба «Бней Давид», специалист по коже, — серьезный, скрупулезный и скупой на эмоции, в нем чувствуется мастер своего дела. Не отвлекаясь от работы, изготавливая средневековые сапоги из натуральной кожи, накладывая стежок за стежком, так же подробно и точно, как шьет, он ведет рассказ. Этот плотный человек с острым взором с виду напоминает Санчо Панса. Но, в отличие от Панса, Алексей любит книги, и его дело для него вовсе не игра, а серьезное изучение истории, требующее сверки с источниками, знакомства с артефактами. Только после научных изысканий начинается работа руками.

Клуб «Бней Давид» существует с 2015 года, его участники пришли из клубов, восстанавливающих рыцарскую эпоху. Реконструкторы, как и древние мастера, делятся на тех, кто больше работает по металлам, и тех, кто занимается столярным, гончарным делом, пошивом одежды. Алексей в основном работает с кожей, стараясь максимально приблизиться к технике, которой пользовались в старину.

— Есть мастера, — говорит Алексей, — которые настолько упорны в своем стремлении к аутентичности, что если хотят выковать нож, самостоятельно добывают железо из земли. Только тогда они уверенно могут сказать себе, что вещь подлинная.

В нашей стране реконструкцией апостольских времен занимается пока что только «Бней Давид». Впрочем, даже на Святой Земле, несмотря на все достижения библейской археологии, серьезного движения, восстанавливающего материальную культуру Ветхого и Нового Заветов, нет. Ради развлечения публики израильтяне могут устроить во время какого-нибудь фестиваля «поединок легионера и иудейского повстанца», но настоящей реконструкцией это назвать нельзя. В Израиле существуют клубы воссоздания Средневековья, например клуб стрелков из традиционного лука Jerusalem Longbow Club и клуб «Рыцари Иерусалима». Они организуют осенний «Иерусалимский фестиваль», который проходит в музее — парке ремесел «Эйн Яэль» в долине Рефаим, в Иерусалиме. С этого фестиваля, который Алексей посещал ежегодно с 2009 года, и началась история, а точнее преды­стория, клуба «Бней Давид».

НА ДВЕ ТЫСЯЧИ ЛЕТ НАЗАД

Во время одного из таких фестивальных визитов будущие члены клуба «Бней Давид» встретили Рафаэля Льюиса — археолога из Университета Хайфы, ведущего раскопки на поле битвы при Рогах Хаттина, которая состоялась 4 июля 1187 года. В ней сошлись крестоносцы во главе с королем Иерусалима Ги де Лузиньяном и сарацины под началом Саладина.

Реконструкторы тогда помогли идентифицировать некоторые вещи. Например, они рассказали археологу о назначении раскопанных им маленьких пластинок с крючками, которые использовались для закрепления ножиков и других мелких предметов на поя­се у воина. В свою очередь, для участников клуба было открытием, что на каблук обуви в Средние века иногда ставили маленькие металлические набойки, чтобы обувь дольше служила.

Что было дальше? Павел Сереб­ряков, глава клуба «XIII командория», уже помимо Иерусалимского фестиваля организовал поездки на Святую Землю, куда пригласил своего старого друга, Алексея Глызина-Богославского. Именно в этих поездках у Павла родилась идея воссоздать одежды и другие предметы быта апостольской эпохи. Алексей, Кирилл и его супруга Алина поддержали эту идею и начали подготовку к фестивалю «Времена и эпохи» в Москве. Специально к нему была изготовлена обувь, рубашки и плащи иудеев, а также орудия для обработки земли. Алексей пек хлеб на кос­тре, к большому удовольствию публики, и организовал аттракцион «метания из пращи в римлянина». Между деревьями был натянут огромный холст для защиты публики, и желающие метали мешочки с зерном в установленные впереди римские доспехи. Кирилл Иванов, кроме изготовления вещей, также участвовал в инсценировке, подготовленной разными клубами. Это было изображение нападения иудейских повстанцев на римских солдат. «Римляне» быстро расправились с «повстанцами», Кирилла (в роли иудея) взяли в плен, после чего «солдаты» обратились к народу (публике фестиваля) с вопросом: «Что нам с ним делать, отпустить или наказать»? На что народ, к удивлению реконструкторов, хором закричал: «Распни!» Оказалось, что люди знакомы с евангельским текстом…

— Ничего не изменилось за две тысячи лет, — сетует Алексей.

После фестиваля Павел Серебряков вернулся к реконструкции рыцарской эпохи, а Алексей, Кирилл и Алина продолжили работу с «иудейским материалом». В 2015 году начал жить клуб «Бней Давид».


КИРИЛЛ, АЛИНА И КОНИ

Все реконструкторы подолгу проводят время над книгами, над иллюстрациями, которых в интернете сейчас превеликое множество, консультируются со специалистами — историками, археологами, искусствоведами. Например, Михаэль Хорош, реконструктор из Иерусалима, с которым наши герои познакомились на фестивале, помогает увлеченным друзьям, присылая материалы из музеев Израиля.

Кирилл и Алина шьют одежду. Кирилл Иванов — своего рода противоположность руководителю клуба. Подвижный, открытый, он внешне гораздо больше напоминает Дон Кихота, хотя на самом деле не лишен прагматичности и рассудительности. С женой он познакомился на одном из фестивалей. Алина занимается ткачеством — на настоящем ткацком станке, собранном по старинным образцам, притом нить она тоже прядет сама, на что уходит немало времени. Кирилл и Алина создали Школу cредневековых искусств на территории храма святителя Петра, митрополита Московского, при поддержке настоятеля, иерея Артемия Наумова. Там проводятся мастер-классы на разные темы: гончарное дело,шитье из кожи, каллиграфия, боевые искусства. Идея этой школы — не просто учить определенным навыкам, а делиться любовью к истории. Конечную цель Кирилл видит в том, чтобы создать при храме полноценный культурный центр с историческим уклоном.

Члены клуба занимаются выездкой лошадей, которые участвуют в рыцарских турнирах и в реконструкции битв, и изготовлением конской сбруи. Работа с лошадьми — это воссоздание боевых искусств. «Историческая выездка» — техника подготовки лошади и искусство обращения с ней так, как это делали средневековые воины, а также составная часть «исторического фехтования». Ведь Средние века — это эпоха кавалерии, а значит, как правило, мечом рыцарь пользовался, сидя в седле. Кони участвуют в таких, к примеру, фестивалях, как «Битва тысячи мечей» в Коломенском. Так что наши герои, кроме всего прочего, и хорошие наездники.

Пока что в реконструкции древней Иудеи кони не участвуют, но Кирилл уверенно говорит, что в итоге без лошадей не обойдется: ведь римская кавалерия сыграла важнейшую роль в завоевании Иудеи.


ВСЛЕД ЗА РЫЦАРЯМИ И КАЗАКАМИ

И Алексей, и Кирилл сходятся в мысли, что когда занимаешься воссозданием предметов былой эпохи, стараясь соблюдать историческую технологию, волей-­неволей задумываешься о том, что такое настоящий предмет. Не сразу и не у всех, но у некоторых с таких вот мыслей о подлинности вещей начинается путь к подлинным смыслам.

— Не было каких-то озарений, — рассказывает Алексей. — Но внутри был интеллектуальный запрос. Уверовал друг, мне стало интересно, в чем тут дело. И он однажды принес диск с книжками. Вот так, с книжек Честертона и Льюиса о христианстве, начался мой путь к православию. Потом был протодиакон Андрей Кураев, как-то по-особому затронули ум труды Феофана Затворника.

Алексей говорит, что он не поверил, а скорее понял, что именно так устроен мир. На занятиях по бальным танцам он познакомился с православной девушкой Юлией, которой через две недели сделал предложение. Теперь у Алексея и Юлии двое маленьких детей, для которых папа тоже собирается шить костюмы ушедших времен.

Вместе с Алексеем пришел в Церковь и его друг Кирилл. Он рассказывает, как у Алексея дома, занимаясь изготовлением кожаных изделий, они слушали лекции протодиакона Андрея Кураева, профессора Алексея Осипова и профессора Андрея Зубова по истории религии. Вместе друзья посещали богослужения. Но главным проводником Кирилла в вере стала его жена Алина, воцерковленная девушка, которая с особым трепетом вспоминает о своих предках — дореволюционных священниках. У Кирилла и Алины есть дочка, которую они тоже привлекают к реконструкции.

— Когда занимаешься реконструкцией Средневековья, стараешься понять тех людей, а это невозможно, если не знаешь христианства, — говорит Кирилл. — Для меня реконструкция — это путь возрастания, в том числе и религиозного. Это желание стать лучше, потому что если ты понимаешь, что апостолы могли надеть вот эти одежды и идти к Богу, рыцари надеть доспехи — и идти к Богу, казаки надеть фуражку, сесть на коня — и поскакать к Богу, значит и ты, надев свою одежду, тоже можешь прийти к Нему.

Поделиться

Другие статьи из рубрики "ПОДРОБНО"