Заброшенный и полуразрушенный

Один из Покровских храмов находится в деревне Югостицы Лужского района Ленинградской области — бывшем имении «Световид» князей Белосельских-Белозерских.
Журнал: № 10 (октябрь) 2013Автор: Наталья Сидорова Опубликовано: 14 октября 2013
14 октября — Покров Пресвятой Богородицы. Этот праздник родился в Византии, но «выжил» только в нашей стране. Любовь к нему запечатлена в русских фамилиях, в иконах и акафистах, в названиях городов и деревень, монастырей и церквей. Один из Покровских храмов находится в деревне Югостицы Лужского района Ленинградской области — бывшем имении «Световид» князей Белосельских-Белозерских.

Неведомому богу
На одном из самых старых погостов Санкт-Петербурга — Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры (Некрополь XVIII века) — похоронены многие из «толпы героев XVIII века» (Е.В. Анисимов) — этого «безумного и мудрого», по словам А.Н. Радищева, столетия. Биография каждого из почивших тут могла бы стать не только источником для серьезного исторического исследования, но и сюжетом для романа. Одним из таких людей был князь Александр Михайлович Белосельский-Белозерский (1752–1809) — дипломат, командор Мальтийского ордена, почетный член Петербургской академии наук, меценат и коллекционер.

В конце XVIII века на Невском проспекте был заложен, еще по проекту Ф.Н. Демерцова, знаменитый дворец Белосельских-Белозерских, позднее перестроенный А.И. Штакеншнейдером. А в 1802 году князь А.М. Белосельский-Белозерский купил старинную деревню Югостицы и основал на живописном берегу Череменецкого озера усадьбу «Световид». Бытует мнение, что своим названием усадьба обязана красивому месту расположения. В книге петербургских исследователей А.В. Носкова и О.В. Набокиной «Храмы Лужского района Ленинградской области» высказано предположение, что название связано с именем языческого божества Световида. Эта версия представляется наиболее вероятной. После выхода в свет первого издания «Слова о полку Игореве» в начале XIX века в образованной среде русского общества возникает интерес к истории древних славянских племен и язычества. Тогда же выходит книга Г.А. Глинки — профессора Дерптского университета, воспитателя великих князей Константина и Николая — «Древняя религия славян». Большое место в ней уделяется Световиду — божеству, исполняющему роль оракула: «Божество, бывшее у славян в великом почитании. Он имел на Севере два славные храма: один на острове Ругене в городе Ахроне, а другой в Холмограде, который полагается на самом том месте, где село Бронницы, на находящемся оного холме, на коем теперь построена церковь св. Николая».


А.Н. Радищев еще раньше в своем «Путешествии из Петербурга в Москву» описывает место, где когда-то был храм Световида: «Между тем как в кибитке моей лошадей переменяли, я захотел посетить высокую гору, близ Бронниц находящуюся, на которой, сказывают, в древние времена, до пришествия, думаю, славян, стоял храм, славившийся тогда издаваемыми в оном прорицаниями, для слышания коих многие северные владельцы прихаживали. На том месте, повествуют, где ныне стоит село Бронницы, стоял известный в северной древней истории город Холмоград. Ныне же на месте славного древнего капища построена малая церковь».

Князь А.М. Белосельский-Белозерский, образованнейший человек своего времени, несомненно был знаком и с трудом Г.А.Глинки, и с крамольным романом А.Н. Радищева, ходившим тогда в списках. А село Бронницы, где располагался легендарный Холмогорад, находилось в соседней Новгородской губернии.

Эспер и Елена
После смерти князя его вдова — Анна Григорьевна Белосельская-Белозерская — редко бывала в «Световиде», а в 1820-е годы передала право на владение имением их единственному сыну — Эсперу Александровичу. 

Э.А. Белосельский-Белозерский был близок к кругу декабристов, но сам в тайном обществе не состоял. Поклонник творчества А.С. Пушкина, брат знаменитой княгини Зинаиды Волконской, он воплотил в жизнь многие идеи, проповедуемые прогрессивными членами российского общества, в частности, при нем в Югостицах были открыты школы для образования крестьянских детей. В 1843 году Эспер Александрович был назначен начальником полицейского управления Санкт-Петербургской — Московской железной дороги. В 1845 году среди рабочих, занятых на постройке Николаевской железной дороги, разразилась эпидемия тифа. Болезнь унесла жизни более 6 тысяч человек. Князь Белосельский-Белозерский, будучи в чине генерал-майора, лично осматривал состояние лазаретов, навещал больных, в результате — заразился тифом и умер. Похоронен Эспер Александрович в своем подмосковном имении.


Э.А. Белосельский-Белозерский был женат на Елене Павловне Бибиковой, светской красавице, женщине умной, много времени уделявшей благотворительности, но заслужившей далеко не самые доброжелательные отзывы своих современников. Нелестно отзывалась о княгине в своих воспоминаниях О.А. Смирнова-Россет: «Когда Эспер умер, после многих кокетств эта барыня выбрала в мужья красивого и милого Василия Кочубея, который не раз раскаивался в своем выборе». «Внешнее благоприличие, доведенное до последнего предела, даже до чопорности, прикрывало внутреннее ничтожество… Дух, некогда витавший в этом доме… изящный и литературный, представителем которого был Князь Белосельский-Белозерский, совершенно выдохся… только застывшие книги на нетронутых полках прекрасной библиотеки в нижнем этаже дома и драгоценные гравюры на стенах переносили в отдаленное прошлое», — вспоминал граф С.Д. Шереметев.

«Каменный зданием с таковою же колокольнею…»
Как бы то ни было, в 1847 году Елена Павловна решила построить в Югостицах, в память о муже, новую большую каменную церковь Покрова Пресвятой Богородицы вместо существовавшей там, но обветшавшей деревянной. Из-за долгого согласования места постройки церковь начали строить только в 1852 году. 1(13) октября 1859 года храм был освящен: «Новоосвященный, во имя Покрова Пресвятой Богородицы 1 октября 1859 года храм в селе Югостицы построен с разрешения Епархиального начальства от 8 мая 1851 года… начат постройкою 1853 года на церковной земле и окончательно отстроен со всеми к нему принадлежностями сего же 1859 года, каменный зданием с таковою же колокольнею, холодный об одном приделе и о пяти главах, на фундаменте из плитного цоколя с тремя в оный входами, плитнокаменными со ступенями крыльцами и двумя в каждый вход одними полустеклянными, а другими закрытыми, выкрашенными на масле под ясень дверями. <…> Крыши… окрашены масленою под цвет чугуна краскою, а главы с куполами зеленою краскою; кресты на главах церкви и колокольни чугунные — позлащенные; ограда около храма устроена на цокольной шлифованной плите с таковыми же столбами, четырехугольными, и решетками, окрашенными зеленою краскою, чугунными…» («Храмы Лужского района Ленинградской области»). В Покровской церкви было две иконы, считавшиеся чудотворными, — Покрова Божией Матери и великомученицы Анастасии.

Долгое время автора проекта церкви установить не удавалось, но последние исследования показали, что им является Роман Иванович Кузьмин (1810–1868), профессор архитектуры и автор проектов Греческой церкви в Петербурге, часовни у Летнего сада, собора святого апостола Павла в Гатчине (сохранился и действует до наших дней).


После отмены крепостного права Константин Эсперович Белосельский-Белозерский (сын Эспера Александровича) передал храм и имение в собственность крестьянской общины.

Церковь была закрыта в 1930-е годы, в период немецкой оккупации (1942–1944) вновь открылась, но после окончания Великой Отечественной войны службы в ней не возобновлялись. Во время боевых действий храм был сильно поврежден.


До сих пор заброшенный и полуразрушенный Покровский храм сохраняет свой величественный вид. Но если сейчас не будут предприняты меры для его спасения, этот памятник истории и архитектуры безвозвратно уйдет в прошлое. Последнее время много говорится о патриотизме. Восстановление памятников — прекрасная возможность на деле доказать, что нам дорога память предков, история нашей страны.

Наталья Сидорова,
сотрудник Государственного Эрмитажа
Все фотографии

Поделиться

29 марта, пятница
rss

№ 10 (октябрь) 2013

Обложка

Статьи номера

СЛОВО ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Слово главного редактора в октябрьский номер
ПРАЗДНИК
15 октября — Благоверной княгини Анны Кашинской
8 октября — Преставление преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца (†1392)
АКТУАЛЬНО
Сироты: общая забота вместо айфонов
ПОДРОБНО
/ Острый угол / Новые технологии: полезные, страшные, спорные
/ Дискуссия / Информация к размышлению. Что такое информационные технологии?
/ Крупный план / Лекарство от духовного рака
ОБРАЗЫ И СМЫСЛЫ
/ Lingua Sacra / Справедливые законы для народа Божия
/ Имена / Слабость характера, сила мысли
/ Умный разговор / Право на собственный смысл
ЛЮДИ В ЦЕРКВИ
/ Аксиос / диакон Олег Семенов
/ Ленинградский мартиролог / Священномученик Алексий Ставровский
/ Приход / Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Невском лесопарке
/ Служение / Дневник валаамского волонтера
/ Из окна в Европу / Соль французских полей
/ Место жительства - Петербург / На вечной стоянке
КУЛЬТПОХОД
Мой друг по имени музей
/ День седьмой / Дыхание с обратной стороны полотна