Закрыть [X]
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?

Войти как пользователь
  Войти
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

За чистоту ритуала

В прошлом году в Санкт-Петербургской епархии появилось новое благочиние — ритуальное. Каковы его цели и задачи? Что изменилось с его появлением? С нами беседует благочинный иерей Илия Нефёдов и его помощник — председатель епархиальной комиссии по взаимодействию с ритуальными службами Юрий Войтов.
Журнал: № 2 (февраль) 2020Автор: Татьяна Кириллина Опубликовано: 7 февраля 2020

— Есть ли в других епархиях подобные благочиния?

Иерей Илия Нефёдов: Ни в одной епархии этого еще нет. Весной 2019 года мы встретились с митрополитом Варсонофием и предложили учредить такое благочиние. Владыка эту инициативу всецело одобрил.

— В чем заключается деятельность ритуального благочиния?

Отец Илия: Во-первых, необходимо следить за порядком в этой сфере. Ведь не секрет, что в любой больнице, в любом морге или крематории родственникам усопших предлагали услуги священников, но часто это или священники из других епархий, приехавшие банально заработать денег, и это еще не худший вариант, потому что встречаются и запрещенные в служении, и даже ряженые. Мы с этим боремся.

Во-вторых, в нашем деле очень важен миссионерский момент. Кто встретит людей, переживающих горе — потерю близкого человека? Важно, чтобы это был достойный священник, хороший проповедник. Если он тронул сердце человека, когда оно открыто, — а в момент переживания потери оно именно таково! — люди и потом захотят общаться с ним. Могут пригласить и на сороковой день, и на годовщину, и в дальнейшем не терять связь. У меня бывали случаи, когда я отпевал человека, а потом его родственники становились моими прихожанами. Мы знаем, где находится каждый священнослужитель нашего благочиния, какой хор где поет, следим, чтобы всё было достойно.

Юрий Войтов: Морги, ритуальные залы — это закрытые места, и из чина отпевания многие люди там сделали частный бизнес. Более порядочные люди приглашали священников, а те, у кого нет ничего святого, могли даже сами священниками нарядиться. В одной из больниц сектанты устраивали псевдо-отпевания. Мы и призваны сделать так, чтобы такого больше не было. Но есть среди тех, кто работает в моргах и ритуальных залах, и люди верующие, готовые приглашать священников нашей епархии, и с такими людьми мы сотрудничаем.

 

— То есть сейчас ситуация в нашей епархии изменилась, люди могут быть уверены, что если им предложат пригласить священника прямо в морге или больнице, их родственника будет отпевать действующий священнослужитель епархии?

Юрий: В большинстве мест — уже да. Остались еще некоторые объекты, но мы над этим работаем.

 

— Сейчас большинство граждан прибегает к услугам крематория. А как там обстоят дела?

Отец Илия: Сейчас там уже наши священники.

Юрий: Владыка Варсонофий благословил построить рядом с крематорием храм. Во-первых, это довольно мрачное место будет освящено Литургией, во-вторых, можно будет отпевать в храме или часовне при храме, а не в ритуальном зале.

 

— В честь кого будет освящен храм? Существует ли уже проект?

Отец Илия: Храм будет освящен в честь святого благоверного князя Игоря Черниговского, над проектом работает епархиальный архитектор Дмитрий Борунов. При храме будут девять часовен, то есть можно будет одновременно отпевать девять человек. При этом каждая часовня планируется тематической: военная тематика, морская и так далее. Можно будет выбрать в зависимости от рода занятий покойного.

Юрий: В крематории на прощание выделяется всего тридцать минут, и батюшки стараются как можно больше вложить за это время в души присутствующих, чтобы они почувствовали настоящую молитву, там, кстати, прекрасный хор. Когда будет храм, проблема времени отпевания решится сама собой.

 

— Откуда берутся священники ритуального благочиния?

Отец Илия: Определенный «костяк» собирается в парголовском Благовещенском храме, где я настоятель. Мы также привлекаем клириков больших соборов, у которых не очень плотный график служения. В принципе, рады каждому священнослужителю, который изъявит такое желание.

Юрий: В нашем благочинии выстраивается единая череда, поэтому каждый священник может совершать отпевания в разных местах.

 

— А какие храмы будут входить в новое благочиние? Все кладбищенские?

Юрий: Кладбищенские храмы бывают разные. Если храм расположен далеко, на отшибе, на новом кладбище или в глубине кладбища, такому храму логично перейти в ритуальное благочиние. Прихожан там мало, невозможно организовать социальную работу, и в воскресную школу никто туда детей не поведет. Но если это старинный храм со сформировавшейся общиной — его клиру вполне комфортно и в обычном, «районном» благочинии.

 

— То есть в ритуальном благочинии обычных для прихода требований не будет?

Юрий: Этот вопрос еще предстоит решить с правящим архиереем, но логично, чтобы основной деятельностью в храмах ритуального благочиния было бы совершение отпеваний. Важно, что мы никого не будем «зазывать» в благочиние, это на усмотрение настоятеля.

Отец Илия: Разрабатывается закон о том, что каждый приход или монастырь вправе иметь конфессиональное кладбище. Если закон примут, в новых районах снова всё будет, как в старые добрые времена: рядом с храмом кладбище, люди приходят на богослужение — и потом могут навестить могилы своих близких. У нас сейчас много юридической работы: с больницами, моргами надо заключать договоры, чтобы всё было официально и легитимно. В благочинии есть юрист. Мы разрабатываем свой сайт, там будут данные о священнослужителях благочиния, чтобы люди знали, как найти того или иного батюшку. Будет, конечно, и юридическая информация, и советы представителям других епархий, если они захотят перенять наш опыт.

— Отец Илия, вы говорили, что важно, чтобы люди, пришедшие на отпевание своего родственника или друга, встретили достойного священника. А как это можно проконтролировать?

Отец Илия: Когда у нас бывают собрания, я всегда говорю священникам, что перед отпеванием обязательно должна быть проповедь. Мы разбираем, на что важно обратить внимание, чего нужно избегать. Лишнее, неправильное слово может сформировать негативное отношение к Церкви. Не так давно был случай: священник узнал, что усопший причастился всего раз в жизни, и стал говорить, что тот был великим грешником и попадет в ад. Так говорить нельзя — ведь это Господь решает! Не говоря уже о том, что просто бестактно говорить такое людям, остро скорбящим о недавно ушедшем родственнике. Преподобная Мария Египетская причастилась два раза в жизни, и это ведь не помешало ей стать святой.

  

Поделиться

Другие статьи из рубрики "ЛЮДИ В ЦЕРКВИ"