Я уже подрос и всех люблю

Какой он, внутренний мир людей с синдромом Дауна? Что об этом может рассказать? Конечно, искусство! Петербургский режиссер Яна Тумина готовит кукольную постановку «Колино сочинение». В основу спектакля легли стихи молодого московского поэта Коли Голышева. 
Раздел: Острый угол
Я уже подрос и всех люблю
Журнал: № 3 (март) 2016Страницы: 8-11 Автор: Елена МиловидоваФотограф: Станислав Марченко Опубликовано: 24 марта 2016

Откровенно о личном

Выпущенная во второй половине 2000-х, книга с откровенным названием «Мой сын — даун» мгновенно стала популярной в православной среде. Московский православный художник-мозаичист Сергей Голышев был одним из первых, кто открыто делился личным, зачастую болезненным опытом. Примером своего сына отец доказывал, что приход особых людей в этот мир — не напрасен. У мальчика, которому прочили в лучшем случае всю жизнь склеивать коробки на фабрике, в раннем детстве обнаружился поэтический дар. Родители этот дар в нем всячески развивали. Сегодня Николаю 14 лет, он — подающий надежды поэт, автор мудрых, оригинальных по образному ряду стихов и сказок.

— Коля обладает удивительной способностью, не всегда свойственной людям с его диагнозом — необыкновенно тонко подбирать слова и создавать высказывания об этом мире, наших чувствах, эмоциях, переживаниях, — делится впечатлениями театральный режиссер Яна Тумина. — Для Коли стихотворчество — не ремесло и даже не талант, а способ общения с миром. Его поэтический дар помогает нам раскрыть внутренний мир «особых» детей. Его стихи — как окошко, через которое дается возможность посмотреть, что там, внутри, спрятано у тех, кто молчит.


В ожидании Вари

Прочитав книгу, петербургский режиссер Яна Тумина разыскала Сергея Голышева и предложила поставить кукольный спектакль по мотивам Колиных текстов. В основе сценического действа — история о девочке Варе.

— Однажды Коля увидел, как папа дарит маме цветы, читает ей стихи, — рассказывает Яна Тумина об истории из упомянутой книги. — Пример родительской любви отразился в сердце мальчика. Через некоторое время он рассказал родителям о девочке Варе, которая есть в детском саду (Коля посещал инклюзивный детсад — они в ту пору уже появлялись в Москве). Варя была его близким другом, всячески ему помогала, заботилась о нем. А потом он сочинил трогательный стих о том, как едет к этой девочке Варе на электричке — через холода, пейзажи, зиму, усталость дней и ночей. И в мыслях дарит ей яблоню, растущую на травке.

В другой раз мама, рассказав Коле историю про Иова, спросила, что Коля попросил бы у Бога, если бы, как Иов, всё претерпел. Коля ответил: «Я бы попросил у Него девочку Варю». Папа, который записывал за Колей все его сочинения, пришел в детский сад и тихонько попросил воспитателя показать ему девочку Варю. Оказалось, ее в саду никогда не было…

Тема вымышленного друга — растиражированное психологическое клише, но когда речь заходит об «особенном» ребенке, она звучит предельно емко. За ней угадываются невежественное, равнодушное и агрессивное отношение социума, трагедия самого человека, которому с малых лет дают понять, что он не такой, как все. Режиссер Яна Тумина знает это из личного опыта. Третий из ее четверых детей тоже родился с синдромом Дауна.

— Я разочарована бытовой жестокостью, бескультурьем, которое проявляют даже образованные люди по отношению к другим, не таким как они — признается Яна. — Конечно, можно было бы выбрать все натуралистические моменты, которые есть в книге и в жизни нашей семьи тоже, рассказать в спектакле об этом отношении общества и сделать назидательный, такой жесткий «документальный театр», но у меня нет публицистической задачи, а есть художественная. Мне важно посмотреть на мир глазами Коли, в котором живет любовь и приятие.


стихи Коли Голышева

Я иду по свету.
Меня называют глупым зачем-то.
Я иду, слезами наливаюсь.
Идут лучи по небу,
И серебряные облака Задевают мою душу.
И я рад тому, что существует моя печаль.

******

Не будет глупых и ненужных.
Не будет горя и греха.
А будет только поэзия
Из алых губ.
И можно увидеть
Сердце мудрости.
Аминь.




*******



Девочка Варя
Красное солнце блестит над рекой.
Там рябинушка стоит, и лес густой стоит.
И девочка Варя стоит.
Я уже умею читать буквы и слова.
Умею считать и писать.
Я уже подрос и всех люблю.
Но больше всех — люблю Варю.
И так глубоко полюбил я её.
Я девочке Варе сделал подарок.
Яблонька растёт на травке.
Сегодня весна приходит в гости к нам.
И я смог поехать к девочке Варе на электричке,
Которая не устаёт.
Она привезёт меня на планету,
Где девочка Варя живёт.
Пусть на дорогу ужасные следы
Падают с летучих машин.
Они нам не помешают.
Вон капли росы падают от радости на снег.
Научились мы летать
Вместе с девочкой Варей.
И так хорошо всё было.
Мы ели пирожок
И запивали арбузным соком,
Пролетая мимо огня.


Режиссерские задумки

История о маленьком Коле и о его путешествии на планету, «где девочка Варя живет», будет рассказана с помощью кукол, двух актеров и видеоряда, над которым работает целая команда известных в Петербурге видеодизайнеров. В спектакле предполагается использовать популярный сегодня прием видео-мейпинга — проекции на физический объект, а также взаимодействия видеоизображения и предметной среды. Благодаря этому приему в конкретном контексте авторы постараются передать многомерность поэтического творчества, проявить, как мысль и материя могут зримо взаимодействовать. Театральное пространство будет одето в белую одежду, белые кулисы — дополнительная плоскость для изображения. Яна рассказывает, что во многих Колиных стихах присутствует образ снега: в этом можно прочувствовать и коды Рождества, и коды преображения, очищения человека. Чтобы зритель мог почувствовать мир так, как чувствует его Коля, видеоизображения будут трансформироваться, поспевая за фантазией поэта и авторов спектакля.

Яна Марковна Тумина

актриса, режиссер, педагог. Окончила экспериментальную школу З. Я. Корогодского, потом — СПБГАТИ (курс М. Хусида и Р. Виндермана). Работает в Санкт-Петербургской академии театрального искусства, доцент кафедры актерского мастерства и режиссуры театра кукол. С 17 лет работала в мастерской драматического актера, предмета и куклы, в театре «ДаНет» Б. Понизовского. С 1990-х — в русском инженерном театре «АХЕ» как актриса и соавтор. Режиссер известных спектаклей «Господин Кармен», «Фауст в кубе. 2360 слов», «Гобо. Цифровой глоссарий», «Середина черного», ставших лауреатами престижных европейских премий. С 2007 года выступает как независимый режиссер. Поставила ряд спектаклей и сделала ряд проектов на различных театральных площадках Петербурга и в других городах России и за рубежом. Спектакль «Барьер» по повести П. Вежинова, поставленный Я. М. Туминой в театре «Особняк», получил два «Золотых софита»: за лучшую режиссуру и как лучший спектакль в негосударственном театре в 2015 году.


Всем миром?

Несмотря на интересный замысел, встреча со зрителем могла и не состояться. Государственный театр, куда Яна Тумина как независимый, то есть не привязанный к определенной площадке, режиссер обратилась с идеей «Колиного сочинения», в сотрудничестве отказал. Небольшой творческой группе спектакля пришлось искать деньги на постановку через интернет. Летом прошлого года на краудфайндинговой платформе «Планета.ру» был запущен народный сбор средств на спектакль. Тогда же Яна начала открыто говорить о том, о чем в схожей ситуации молчат многие родители.

— Я не была готова и не планировала рассказывать свою личную историю, упоминать, что мы тоже воспитываем ребенка с синдромом, — признается Яна. — Изначально я хотела во всех публичных выступлениях говорить только о ценном литературном материале, который представляют собой Колины стихи. Но, попав в «стесненные обстоятельства», нам с мужем (он актер и музыкант, который будет играть в спектакле), говоря профессиональным языком, пришлось «вскрыться», обнажить свои чувства и жизненную ситуацию. Это было трудно. Но теперь я вижу: всё это, конечно, не случайно и важно. Мы — раненые этой темой — болезненно реагировали на любой негативный комментарий. Но благодаря знакомству с книгой Сергея и с творчеством Коли окрепли и поняли — кто, если не мы, родители «особых» детей, будем открыто говорить о своем опыте, кто тогда изменит отношение в нашем обществе к нашим детям?

А что же поиск средств? Режиссер рассчитывала на широкий общественный резонанс, но интернет-сбор принес не так много. Яна говорит, что понимает благотворителей, которые между покупкой лекарств для больного ребенка и финансированием спектакля выберут первое. Но сбор денег на «Колино сочинение» в интернете показал в целом, насколько трудно людям вообще сейчас поддерживать искусство и тем более такую специфическую тему. На выпуск альбома популярной музыки на той же «Планете.ру» люди «скидываются» гораздо охотнее, говорит Яна, возможно — потому, что это не вызывает вопросов и не требует, личного глубокого включения.


Время чудес

В конце декабря, как и положено под Рождество, в судьбе «Колиного сочинения» начались чудеса. В истории постановки возник «сюжет в сюжете». Дети с ДЦП и с другими особенностями развития из четырех коррекционных школ Петербурга, которые участвуют в различных культурных проектах в рамках ежегодной творческой мастерской, взялись за создание документального фильма об этом спектакле. Проект возглавил Максим Якобсон — петербургский режиссер, кинодокументалист, в свободное время работающий волонтером службы сопровождения фонда «Перспективы». В каждой из школ проводятся встречи с авторами спектакля, опытные операторы помогают детям освоить камеру. В сценарии фильма есть эпизод, где двое детей едут в Москву и знакомятся с Колей. Их встреча уже согласована.

Необходимая для создания кукол и декораций базовая финансовая помощь пришла в тот момент и с той стороны, откуда совсем не ждали. Проявила инициативу группа людей (пожелавших остаться неизвестными), которые поддерживают творческие начинания детей из коррекционных школ. Кроме того, поддержать спектакль пообещал Комитет по культуре Санкт-Петербурга.
Скоро премьера!

Премьера спектакля назначена на конец апреля, она состоится в рамках фестиваля «Арлекин». Постановку «приютит» маленький негосударственный театр «Кукольный формат» петербургского художника Анны Викторовой. Узнав о проекте, она сама пригласила «Колино сочинение» на свою сцену. Спектакль предназначен для семейного просмотра. Разные поколения зрителей смогут вынести из постановки что-то свое. Взрослые — понять, что несовершенны не те, кого называют «особыми» людьми, а мы сами, если боимся и не принимаем в свою жизнь непохожих на нас людей. Дети, еще свободные от стереотипов, увидят, каким прекрасным может быть мир «особого» ребенка. Маленьких зрителей увлекут искусные, обаятельные куклы, выполненные известным художником Кирой Камалитдиновой.

— Я давно сделала вывод: если в окружении человека есть ребенок-инвалид, сам человек становится лучше — добрее, сострадательнее, — признается Яна Тумина. — Эти дети приходят в наш мир, чтобы нам хоть немного помочь, нам «голову на место поставить». Мне кажется, в этом их особое предназначение. Я, как художник-идеалист, конечно же, мечтаю, чтобы после просмотра спектакля хотя бы часть зрителей изменила свое отношение к «особым» людям. Чтобы они стали нам понятнее и ближе, чтобы наши страхи не опережали наше сердце в желании услышать, помочь и раскрыться перед теми, чья физическая жизнь — испытание, а душевная — неизведанный мир.

Поделиться

Другие статьи из рубрики "Острый угол"

28 марта, четверг
rss

№ 3 (март) 2016

Обложка

Статьи номера

ПОДРОБНО
/ Острый угол / У девочки Веры теперь есть... семья (Часть 2)
/ Острый угол / У девочки Веры теперь есть... семья (Часть 1)
/ Острый угол / Я уже подрос и всех люблю
/ Острый угол / Синдром Дауна: ложные страхи и удивительные открытия
/ Интервью / Религиозный туризм: от предложения до разработки
/ Via Historica / Март 1916 года. О чем писал "Церковный вестник" ровно 100 лет назад?
ОБРАЗЫ И СМЫСЛЫ
/ Имена / «Под улыбкою холодной императора Петра…»
/ Имена / Памяти друга
ЛЮДИ В ЦЕРКВИ
Обитатели зеленого острова. Свято-Троицкий Зеленецкий монастырь
Звезда по имени «Евангелиум»
/ По душам / Не бояться смерти - это как?
/ По душам / Две стороны одного таланта
/ Подари журнал / Подари журнал... кому?
ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ
Воскресной школы недостаточно
ЧТО ЧИТАТЬ, СЛУШАТЬ, СМОТРЕТЬ
Психологи о страстях и искушениях: уныние — ночь души
Музыка в марте
«Древний ужас» и «русские сезоны»